Коллектив архитектурной мастерской.
В центре В. М. Фрайфельд,
стоит слева – Д. М. Седаков

Дмитрий Седаков
главный архитектор ООО «Архитектурная мастерская Фрайфельда В. М.»

УДАЧНЫЙ ТАНДЕМ
Сегодня приоритетным направлением деятельности мастерской Фрайфельда является проектирование торгово-развлекательных комплексов. В свое время нашим заказчиком выступил ЗАО «Адамант», для которого в мастерской были спроектированы первые торговые комплексы на Балканской площади.
«Адамант» уверенно развивал собственный бизнес. Соответствующим образом менялись его запросы и структура строительных заказов – от временных быстровозводимых сооружений, которые при минимальных стартовых затратах должны были окупаться в сжатые сроки, до крупных капитальных построек. Тут уже потребовались принципиально иные архитектурные, конструктивные и градостроительные решения.
Проектирование комплекса «Невский» у ст. метро «Улица Дыбенко» явилось куда более серьезным профессиональным испытанием, нежели предыдущее. В своей новой работе для «Адаманта» специалисты мастерской попытались решить непростую архитектурно-планировочную задачу. Нужно было оптимально вписать в пространство современной городской застройки довольно большое торговое здание, еще в проектном облике которого без труда улавливались классические петербургские мотивы – фасад с колоннами и т. п. По прошествии времени становится все очевиднее, что архитекторам это все-таки удалось. Как функционально, так и эстетически здание теперь воспринимается построенным «в нужное время и в нужном месте».
Центр по продаже хозяйственно-бытовых товаров
на Балканской площади
Рано или поздно и в Петербурге должна была проявиться давно характерная для Европы, но относительно свежая у нас тенденция. Торговые комплексы сегодня перестают быть просто огромными магазинами, а наделяются новой функцией общественных досуговых центров. Меняющиеся потребительские запросы практически сразу сказались на инвестиционно-строительной политике компании «Адамант». Следующим нашим проектом был комплекс у метро «Проспект Просвещения». Здесь речь велась уже о действительно многофункциональном объекте, где в составе впечатляющих размахом площадей (более 40 тыс. м2) надлежало предусмотреть как торговые зоны, так и многоуровневые автостоянки, боулинг, кино и прочую актуальную атрибутику. Впрочем, тогда эта идея являлась достаточно новой, поэтому, вероятно, определенные издержки оказались неизбежными. В частности, на нем сказалась беда первых такого рода проектов – они создавались под множество мелких арендаторов. Отсюда дробная нарезка помещений, достаточно запутанная структура внутренней планировки, отсутствие единого центра, весьма хаотичное размещение рекламы, вступающее в конфликт с архитектурным замыслом. У посетителей такого комплекса естественно возникают проблемы с пространственной ориентацией, а хозяевам бывает сложнее организовать его работу.
На Западе теперь объективно отказываются от такой системы. «Изнутри» современные торгово-культурные комплексы все чаще представляют собой единую архитектурно-дизайнерскую композицию со своего рода ядром, вокруг которого выстраивается все остальное. Причем предпочтение отдается крупным арендаторам торговых площадей.
Невзирая на перечисленные сложности, проект получился и, насколько известно, сумел удовлетворить запросы заказчика. Кроме того, занимаясь комплексом на пр. Просвещения, мы опробовали технологию применения легких ограждающих конструкций (панелей, кассет «либерта»), предусмотрели большие площади остекления. Здесь была применена наиболее современная система вентиляции с минимальным количеством вертикальных проходок.
Очередной проект, которым мы занялись практически сразу, тоже был «привязан» к метро. На этот раз строился комплекс в Озерках. Большая инженерно-техническая проблема состояла в том, что здание следовало возвести непосредственно над подземным тоннелем. По понятным причинам требовались неординарные подходы к конструкции фундамента. Были применены очень глубокие сваи, на которых, подобно мосту, в дальнейшем была установлена сама постройка. В результате удалось избежать передачи нагрузок на свод тоннеля.
Компактность и некая пространственная незавершенность участка подсказали вариант архитектурного решения будущего торгово-развлекательного комплекса. Постройка была задумана в форме круга с большим остекленным куполом. В этом проекте нам наконец-то удалось композиционно соблюсти те самые новые законы организации многоуровневого внутреннего пространства вокруг центрального ядра. Хотя утверждать, что результат получился оптимальным, я бы сейчас уже не рискнул. При сравнительно небольшом объеме помещений заказчик был заинтересован задействовать максимальные площади под торговлю. Таким образом, свободных рекреационных пространств получилось не так много, как хотелось.
Занимаясь комплексом в Озерках, мы продолжили экспериментировать с легкими навесными конструкциями, витражами. Правда, все это осуществлялось на основе пусть и передовых, но исключительно отечественных разработок. Поэтому дело в тот период не дошло ни до планарного, ни до структурного остекления. За последнее время нам удалось предпринять несколько полезных деловых поездок в Москву, а также за рубеж, некоторые – совместно с представителями «Адаманта». Стоило увидеть своими глазами наиболее интересные проекты современных торгово-досуговых комплексов, чтобы оценить, насколько удачно те могут прижиться на петербургской почве. Информация о том, к чему нужно стремиться, оказалась одинаково важна и для нас, проектировщиков, и для заказчика. Например, у немцев такие центры очень часто представляют собой гигантские атриумы, свободные пространства которых активно используются для привлечения людей. Там размещаются «фаст-фуды», площадки для развлечений и отдыха. У современного жителя цивилизованной страны планка запросов гораздо выше, чем обычный покупательский интерес. Довелось наблюдать, как в столице Малайзии Куала-Лумпуре местные семьи предпочитают проводить в торгово-развлекательных комплексах целые выходные, не покидая их пределов. Людей интересует не только «шоппинг», но и во всех отношениях достойный отдых, для чего предусмотрено все необходимое: зрелищные, спортивные заведения, аквапарки и даже, несмотря на жаркий климат, катки, а также много всего другого на выбор.
Гостинично-офисный комплекс,
район Автово, квартал 13
Мы, в свою очередь, стараемся не отстать. Проект нового комплекса, строящегося на пересечении ул. Казакова и пр. Стачек, по сути и наполнению заметно ближе к популярной сегодня идее слить воедино торговую и культурно-развлекательную составляющие в завершенном объеме. В центре его будет огромный многоуровневый холл с открытыми эскалаторами, лифтами. Попадая сюда, человек окажется внутри обширного светлого пространства с ясно выстроенной и поэтому четко читаемой структурой. Помимо собственно торговых площадей, здесь запроектированы фитнесс и боулинг-залы, а также масса других помещений для организованного активного отдыха петербуржцев. В наши дни стремление к здоровому образу жизни для многих становится почти что религией, и, думаю, такое обстоятельство обязательно должно учитываться в архитектурном проектировании этого направления.
Многофункциональный торговый комплекс с подземным переходом.
СПб, Приморский р-н, Комендантская пл.
Другой торгово-развлекательный центр, который расположится на Комендантской площади, сейчас находится в проектной стадии. Первоначально мы хотели возвести здесь 120-метровое офисно-торговое здание с подземными сервисными этажами, однако по ряду причин этот проект не осуществился. В будущем же строительстве намечено широко применить ряд относительно новых для России технологических решений, в частности, планарное остекление. Но, в отличие, скажем, от того же «Пика» на Сенной, к решению задачи мы привлекаем не зарубежных, а наших отечественных разработчиков и производителей. Проект уже согласован с главным архитектором города и обещает стать уникальным по многим и, в первую очередь, конструктивным параметрам. Во-первых, здесь весьма сплошные грунты, а мы предполагаем построить под комплексом четыре подземных гаража-стоянки. В общей сложности с торговым (также подземным) этажом получается, что необходимо заглубиться примерно на 15 м. Чтобы разобраться с проблемой защиты основания постройки от грунтовых колебаний и сдавливания, были приглашены наши и зарубежные специалисты. По их расчетам, оптимальным вариантом фундамента является мощное кольцо – такой своеобразный «стакан», внутри которого будет находиться основной каркас здания. Технологически это довольно сложно, однако решение найдено и теперь предстоит посмотреть, как оно реализуется на практике. В архитектурном образе будущего здания легко усмотреть параллели с авиакосмической темой, что само по себе объяснимо близостью Комендантского аэродрома.
Выставочный комплекс.
г. Барнаул, ул. Антона Петрова, 221
Знаковым событием последних лет для Петербурга стала реконструкция Варшавского вокзала. До ее завершения остается несколько месяцев. Поскольку созданием этого коммерческо-культурного галерейного комплекса площадью более 34 тыс. м2 управляет также ЗАО «Адамант», наша мастерская не могла не подключиться к этому большому проекту. «Варшавский экспресс», под таким названием этот центр задолго до открытия уже был известен петербуржцам, уникален тем, что, в отличие от других наших объектов такого рода, разместится в исторически сложившемся центре города, причем в стенах одного из ярких памятников индустриального зодчества.
Тандем, сложившийся у нас с управляющей компанией «Адамант» за последние годы, я бы отнес к числу удачных примеров того, как должны строиться отношения проектировщика с заказчиком и подрядчиком. Мы волей-неволей начинаем мыслить в одном ключе, большая часть практических вопросов решается быстро и конструктивно, а многие просто перестают возникать. Это не означает, будто бы наша мастерская замкнулась на одном-единственном архитектурном сюжете. Недавно был согласован проект кинокомплекса в Александровском парке неподалеку от планетария. Здесь откроется первый в Петербурге зал, где фильмы будут демонстрироваться по уникальной американо-канадской системе «аймекс». Примечательным для нового здания является и то, что, будучи расположенным в историко-охранной зоне, оно не станет дублировать формы и стилевые нюансы соседних построек. В то же время, градостроительного конфликта с окружающей застройкой удастся избежать, потому что вся она будет отражаться в стеклянном объеме кинотеатра.
Выставочный павильон
в Гавани.
Интерьер офисной части

Полным ходом идет строительство жилого комплекса на наб. Робеспьера. И это тоже проект мастерской Фрайфельда, однако при его разработке акцент делался на том, чтобы здания, в отделке которых активно применены новые материалы и технологии, были органично вписаны в контекст своего исторического окружения. Жилищно-строительная тема для нас не нова – многие в мастерской прежде работали в 13-ой мастерской ЛЕННИИПРОЕКТа.
Помимо этого мы выходим за пределы северной столицы. Например, недавно взялись за проектирование выставочно-торгового комплекса для Барнаула. Здесь был учтен, опять же, наш «ленпроектовский» опыт в создании первых павильонов для «Ленэкспо». Сейчас, кстати, для комплекса в Гавани мы строим новый, достаточно большой (площадью порядка 10 тыс. м2) выставочный зал с круглой офисной частью. Для этого проекта найден качественно иной архитектурный язык, применены вполне современные подходы и учтены просчеты, неизбежные для последних советских и первых постсоветских времен, когда ни в Петербурге, ни в стране никто по сути не знал, что же такое выставочный бизнес. Это является началом этапа комплексной реконструкции всего «Ленэкспо», которая в концептуальном плане уже согласована. Дальнейшее будет зависеть от желания и возможностей заказчика.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>