Мария Троицкая

КАК БЫЛО
  ИЗНАЧАЛЬНО

АНСАМБЛЮ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК

Большая реставрационная работа, намеченная в Свято-Троицком соборе Петербурга, фактически началась с воссоздания монумента воинской славы, образующего вместе с храмом единый архитектурный ансамбль. Памятник был восстановлен исключительно на средства благотворительных пожертвований и во всех деталях повторяет триумфальную колонну, которая была воздвигнута в 1886 г. в честь русских воинов, освободивших Балканские страны от османского ига. В качестве конструктивной основы оригинала, считавшегося образцом технической мысли конца XIX в., авторы использовали трофейные турецкие пушки. На вершине колонны была установлена фигура ангела с венцом.
В 1928 г. монумент сочли утратившим актуальность и, не особенно утруждая себя поиском вариантов его сохранения в составе ансамбля, постановили снести. На месте колонны появился памятник архитектору Василию Стасову, по чьему проекту строился сам Свято-Троицкий собор. До наших дней сохранились лишь ее фундамент и постаменты из цельных гранитных камней. Но и они, надо заметить, успели пойти трещинами.
Использовать прежнее основание было достаточно рискованно, поэтому новые постаменты решили сделать из прочного железобетона. За исключением этой детали, шестиярусная чугунная колонна высотой около 30 м и общим весом 250 т полностью соответствует оригиналу. Вся конструкция была изготовлена на Новолипецком металлургическом комбинате и в готовом виде доставлена в Санкт-Петербург. Четырехметровую фигуру с пальмовой ветвью в одной руке и дубовым венком – в другой, символизирующую Победу, воссоздали петербургские скульпторы на заводе «Монументскульптура» под личным руководством З. Церетели. Сам Зураб Константинович с готовностью и неизменно присущим ему энтузиазмом взял на себя финансирование этой работы.

Реализация всего проекта обошлась в 250 тыс. рублей. В знак признания и благодарности за меценатство тысяча специалистов различных компаний, принимавших участие в его финансировании, на торжественной церемонии открытия памятника удостоилась серебряных и бронзовых медалей. В 1886 г. участники возведения оригинального памятника получали такие же награды с барельефным изображением императоров Александра II и Александра III. Современный вариант медалей отличается лишь текстом надписи с указанием даты открытия нового монумента. Кроме того, имена участников проекта увековечены славянской вязью в промежутке между первым и вторым чугунными ярусами колонны.
Вопрос о комплексной реставрации всего ансамбля назрел давно и впервые был четко обозначен около 15 лет назад. До недавних пор к восстановлению собора приступить не удавалось из за отсутствия финансирования. Лишь в прошлом году, когда государство выделило 8 млн рублей на строительные леса, которыми обнесли главный купол, в этом плане появились некоторые подвижки. Но денег на саму реставрацию по-прежнему не хватает.
Несколько больше повезло малому восточному куполу. Реставрационные работы на этой части здания почти завершены. Воссоздана кровля, внутренняя металлическая конструкция, позолочен крест, сейчас восстанавливаются 1100 звезд храма. Затем их покроют сусальным золотом. В планах КГИОП на будущий год запланирована реставрация западного купола.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>