РЕГИОНЫ

Михаил Егоров
генеральный директор,
академик-действительный член
Академии Архитектурного Наследия,
архитектор-реставратор
высшей категории

 

Так уж сложилось, что в Самаре (в бытность городом Куйбышевом) впервые только в 1980-е годы всерьез задумались над темой комплексного подхода к реставрации архитектурных памятников, когда встал вопрос проектирования и строительства Ленинского мемориала – ныне музей П. В. Алабина. Сначала мыслилось отреставрировать окружающую 1–2-этажную застройку, воссоздав среду рубежа XIX–XX вв. Но из-за ветхости зданий и, главное, отсутствия в городе специалистов подходящего уровня, все пришлось строить заново. В итоге, вместо первого удачного опыта научной реставрации получился «новодел» или пресловутый «первый блин» из известной поговорки.
Оценив проблему по достоинству, партийные и административные власти в 1986 г. приняли решение создать специализированное реставрационное подразделение при областном Управлении культуры. Заняться этим делом из Великого Новгорода пригласили меня с женой, Ларисой Юрьевной. К слову, на новом месте мы не оказались «северными варягами» – у обоих были самарские корни. Спустя некоторое время, в 1991 г. нами совместно с Ольгой Леонидовной Подтыкан, архитектором-реставратором 1 категории,  было организовано ООО «Научно-реставрационное проектное предприятие «Старый город».

Фрагменты фасада и внутренней росписи церкви Вознесения Господня (г. Сызрань) до реставрации

За полтора десятилетия работы специалисты нашего НРПП выпустили проектную документацию по реставрации более чем на 250 объектах города и области с различной степенью проработки в зависимости от поставленных задач. Первым стал один из корпусов санатория им. Чкалова (быв. дача купца Соколова). Отправной базой для этой работы послужила довольно полная по объему и содержанию проектная документация, разработанная московским институтом «Спецпроектреставрация».

Эскизный проект реставрации церкви Вознесения Господня
в Сызрани

В дальнейшем появилось много интересных и значимых проектов. В Сызрани специалисты старого города выполнили проект и провели реставрационные работы дома купца Стерлядкина. В этой исторической постройке, на редкость привлекательной своими «провинциальными» атлантами, поддерживающими балкон-ракушку, фасадной плиткой и лепниной, сейчас расположился Дом народных обрядов. Здесь же, в Сызрани, была восстановлена и возвращена во владение братии Вознесенского мужского монастыря церковь Вознесения Господня с уникальной красоты росписью Лика Божьей матери в интерьере. Этот храм дожил до наших дней с большими утратами наружного и внутреннего убранства, понесенными в процессе вандальной эксплуатации советских времен. В с. Дергачи Красноармейского р-на Самарской обл. НРПП «Старый город» столкнулось с крайне сложной задачей восстановления церкви Михаила Архангела. Полуразрушенному строению, где, несмотря на умышленные взрывы алтарной части, удивительным образом уцелели парусные росписи Евангелистов, сегодня полностью возвращен исторический облик.

Фасад «Дома губернатора»
по ул. Казанской. г. Самара.
Конкурсный проект В. А. Шретера

Среди самарских работ, наряду с приспособленным под отдел областного художественного музея «Домом с атлантами», некогда принадлежавшим купцу Шихобалову, выделяется «Дом губернатора». Этот особняк Субботина-Шихобалова (двухэтажный, дворовая часть Т-образного в плане здания – трехэтажная) в свою очередь строился по проекту В. А. Шретера, но без авторского участия в строительстве. Возможно, поэтому главный уличный фасад был декорирован модным на тот период лепным декором, в отличие от любимого петербургским архитектором кирпичного стиля.
Один из последних объектов НРПП «Старый город» – особняк купца Аржанова (ныне офисное здание ТПП Самарской обл.). Из одноэтажного, имеющего частично подвальную часть, этот дом на крутом Волжском склоне в 1903-05 гг. по проекту арх. А. А. Щербачева был перестроен в традициях эклектики начала XX в. с чертами неоренессанса.

Особняк купца Аржанова (ныне офисное здание
ТПП Самарской обл.)
перед реставрацией

Долгое время он стоял в окружении промышленных предприятий, чья технологическая специфика состояла в работе тяжелых прессовых автоматов. От этих постоянных сотрясений исторической постройке передавались довольно активные динамические напряжения. Если расположенный буквально напротив «Дом губернатора», побывав в разное время и госпиталем, и заводоуправлением, сохранил очень многое в интерьерном убранстве, то после революции периодическая смена владельцев особняка Аржанова (детсад, гостиница и т. д.) сопровождалась кардинальными перепланировками и, соответственно, невосполнимыми утратами.
Менее всего от этих пагубных обстоятельств пострадал главный уличный (восточный) фасад, чего нельзя было сказать о конструктивных элементах здания, практически потерявших целостность или, правильнее сказать, монолитность.
В реставрации усложнение задачи по мере ее практического решения является обычным делом. Первоначально она ставилась довольно просто: отреставрировать фасады с сохранением лепного декора и восстановлением первоначального цветового решения, концептуально проработать небольшой пристрой в глубине прилегающей территории. Правда, с началом работ по усилению фундаментов появилась необходимость демонтажа приложенной поздней прикладки по цокольной части здания. Под демонтируемой толщей вскрылась плачевная картина – многочисленные закладки проемов, причем некачественно выполненные из подручного материала, большое количество трещин и деструкций основного стенового поля. Приостановив работы по усилению фундамента, было решено провести все необходимые исследования. На их основе затем были разработаны и выданы проектные предложения по усилению всех основных конструкций здания.
Вот несколько примеров, которыми хотели поделиться самарские архитекторы-реставраторы с коллегами и заинтересованными лицами с Невских берегов.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>