Положено начало
ПЕРВОЙ «ГЛОБАЛЬНОЙ» РЕСТАВРАЦИИ ГМЗ «ОРАНИЕНБАУМ»
   
   
Официально годом образования мастерской № 6 считается 1998-й. Тогда, чтобы придать более оперативный характер решению проектных задач, в институте из состава одной большой мастерской выделились три самостоятельных. Причем до этой реорганизации основным приложением сил сотрудников являлось русское средневековье – они занимались, главным образом, Старой Ладогой. Новая задача – реставрационное проектирование исторических объектов Петербурга – явилась для них отчасти «terra incognita». Переход от крепостей и монастырей к особнякам и паркам оказался непростым – совершенно разная архитектура с абсолютно различной исторической подоплекой. Коллективу мастерской по мере вхождения в «городскую» тему пришлось заново доказывать свое реноме. За сравнительно короткий период ему удалось накопить приличный опыт в новой для себя сфере. Вероятно, это и было учтено, когда в 2002 г. мастерской было поручено продолжить и развить работу по проекту реставрации террас и Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме, начатую институтом несколькими годами раньше.
Ирина Воинова
Зам. директора, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской № 6 ФГУП
  «НИИ Спецпроектреставрация»,
архитектор-реставратор
высшей категории

«НОВОДЕЛ» НЕ ГРОЗИТ
В отличие, скажем, от Петергофского, Пушкинского и даже Павловского, этот дворцово-парковый комплекс до недавних пор не получал ощутимой бюджетной поддержки. Проблемы с финансированием охранной и реставрационной деятельности на объектах музея-заповедника сохранялись буквально до самого последнего времени. Складывалась весьма противоречивая ситуация: историко-культурная ценность ансамбля ни у кого не вызывала сомнений, тогда как особой заинтересованности в состоянии и будущей судьбе его шедевров власти не проявляли.
Центральный корпус Большого (Меншиковского) дворца
Справедливости ради отмечу, что реставрация в Ораниенбауме, тем не менее, велась, однако случалось это эпизодически. О каких бы то ни было комплексных и системных подходах при скудном финансировании и речи быть не могло. Вот, например, около полувека назад часть ораниенбаумских зданий отошла от военно-морского ведомства музейному. В процессе передачи удалось провести частичную реставрацию в Нижнем саду и Меншиковском дворце, подремонтировать отдельные объекты музейного комплекса – Каменное зало, Китайский дворец и Катальную горку. Только таким образом можно было открыть экспозиции для посетителей. Последние относительно серьезные работы советского периода пришлись на 1980-е гг.
В отношении Ораниенбаума долгое отсутствие заслуженного внимания и, как следствие, полноценной системы охранных мер не могло в определенный момент не сказаться самыми негативными последствиями. Состояние объектов заповедника таково, что продлить жизнь большинству из них в подлинном виде стало теперь куда сложнее и дороже, нежели, допустим, даже отстроить заново. При этом подобная постановка вопроса вряд ли имеет право на существование, поскольку в нашем случае проблема касается действительно уникального сочетания выдающихся памятников архитектуры, садового и инженерного искусства. Вспоминается, что еще в студенческие годы мы воспринимали Ораниенбаум как исключительно удачную иллюстрацию к истории национального зодчества, складывавшейся на протяжении XVIII–XIX вв. Сказанное справедливо не только в отношении исторических построек, ландшафтно-парковых объектов, уникальной гидротехнической системы и т. п. Это применительно и ко всем экспонатам музейной коллекции, включая предметы искусства, обстановки и быта императорской семьи, которая, получив эту резиденцию сразу после ухода князя Александра Даниловича Меншикова из «большой политики», владела ей вплоть до октября 1917 г.
Однако стоит взглянуть на вещи с другой стороны. В отличие от Петергофского ансамбля, Ораниенбаум сумел избежать катастрофических разрушений военной поры. Не случилось ему пережить пока и какого-либо глобального вмешательства со стороны современных «реставраторов», которое, признаемся, при определенных обстоятельствах нередко ведет к утрате многого, что еще можно сохранить. Популярное сегодня сравнение Ораниенбаума с Константиновским дворцом опять же не выдерживает критики. Комплекс в Стрельне фактически возрождался из руин, в итоге чего получилась своеобразная «архитектурная фантазия» на исторические темы. Нашему ансамблю, даже если принимать во внимание все его проблемы, перспектива «новодела» не грозит.

ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ
Новая точка отсчета в истории музейного комплекса была поставлена весной прошлого года после визита В. И. Матвиенко в Ораниенбаум. После этого идея комплексного подхода к возрождению ансамбля, подразумевавшего наряду с реставрационными задачами решение вопросов реконструкции сетей, включения музейного ансамбля в городскую структуру и т. д., получила полную губернаторскую поддержку.

Павильон
Катальной горки

К этому моменту полноценный реставрационный проект имелся только для Катальной горки. Он был разработан в АРМ-3 нашего института. На первом этапе предстояло определить содержание и капиталоемкость программы. По итогам конкурса к этой большой работе в качестве субподрядчиков мы привлекли полтора десятка специализированных организаций. Основные объекты остались за нашим институтом. Кроме того, к работе по ландшафтно-парковым объектам были подключены «зеленые архитекторы» «Ленпроектреставрации». ООО «Литейная часть-91» совместно со специалистами наших производственных мастерских занимается Китайским дворцом, «Рест-Арт-Проект» – Каменным залом, крепостью Петерштадт, Картинным домом, дворцом Петра II, НПО «Ранд» – гидротехническими проблемами. Компания «Бента» выполнила топосъемку и стереофотограмметрию фасадов зданий-памятников. Все конструкции построек ГМЗ «Ораниенбаум» были обследованы ЗАО «Бэскит». К тому же частично эту сторону работы, а также вопросы гидроизоляции, взяло на себя ЗАО НПФ «Геореконструкция– Фундаментпроект», начинавшие с нами исследования в Меншиковском дворце.

Китайский дворец.
Общий вид северного фасада с северо-запада

В составе комплекса насчитывается свыше 25 памятников федерального значения, плюс здания, которые сегодня не входят в состав заповедника, но при этом исторически принадлежали дворцовым имениям. Поэтому было изучено состояние и тех, и других объектов. Параллельно осуществлялась инвентаризация прилегающих земель, велась новая топографическая съемка с сетями, силами ООО «Искатель» были организованы работы по обезвреживанию территории ГМЗ, в ходе которых обнаружилось несколько десятков неразорвавшихся снарядов периода II мировой войны.
Выявились и другие проблемы – например, крайняя переувлажненность территории парков, фундаментов и стен зданий. Она образовалась вследствие нарушений исторической гидросистемы и гидротехнического режима. Многие архитектурные памятники заповедника, как оказалось, вообще не были подключены к инженерным сетям и, следовательно, до сих пор могли работать в качестве элементов музейного комплекса лишь в летнее время.
В целом аналитическую работу удалось завершить в относительно сжатые сроки. Сказались два крайне важных обстоятельства: во-первых, высокий профессионализм исполнителей, а во-вторых, комплексный подход к изучению проблем. Все итоги предварительных исследований с оцен­кой предреставрационной ситуации в Ораниенбауме были систематизированы и обобщены в двух увесистых томах. По подготовленным на их основе расчетам наших сметчиков, расходы на полное восстановление ансамбля должны будут составить около 8 млрд. руб. Это пока лишь первичная оценка, цифра может существенно измениться в сторону увеличения по мере того, как памятники Ораниенбаума будут изучаться все более досконально и глубоко. Это вообще характерно для реставрации, где немало нового и неожиданного обнаруживается уже в ходе непосредственной работы на объектах. В нашем же случае ситуация усугубляется также и тем, что все прежние исследования архитектурной истории музея-заповедника оставили много «белых пятен».

Эскизный проект реставрации
Большого (Меншиковского) дворца

Впрочем, незадолго до начала этой работы вышла и стала для всех нас «настольной» книга гл. специалиста КГИОП С. Б. Горбатенко с богатейшим материалом по Ораниенбауму, где, кстати, сам автор долго трудился. И все же понадобилось не раз обращаться к архивным источникам, в том числе московским, по-новому взглянуть на уже известные документы. Важно, что в данном случае мы не двигались путем «проб и ошибок», а, исходя из ясного понимания строительно-технических особенностей, архитектурных возможностей и собственно музейных задач, сумели четко определить ориентиры такого рода поисков. Археологические исследования по отдельным объектам музея-заповедника в свое время были выполнены В. А. Коренцвитом. Сегодня появилась возможность вести эту работу, занимаясь археологией по специальным программам и в развитие конкретных проектных тем, а также в ходе реставрационных работ.
Разработка комплекса проектных предложений была завершена прошлой зимой. В этих материалах нашли отражение все концептуальные вопросы развития как заповедника в целом, так всех его элементов в отдельности. Занимаясь их подготовкой, мы исходили из действующих норм и потенциальных запросов пользователя – необходимо было точно знать, в каком качестве подлежит использованию каждый объект. На протяжении двух месяцев, не реже двух раз в неделю, собирался научный совет Ораниенбаумского музея-заповедника для рассмотрения и уточнения результатов этой работы. Следующей стадией стало представление проектных предложений Северо-Западной дирекции Министерства культуры уже непосредственно в нашем институте. И, наконец, состоялось большое заседание в КГИОПе с участием представителей Москвы.

НА ОЧЕРЕДНОМ ЭТАПЕ
Отчитавшись и приняв во внимание все предложения и замечания перечисленных инстанций, мы получили возможность приступить к очередному этапу работы. В ближайшее время мастерской предстоит заниматься комплексным проектированием реставрации каждого из памятников Ораниенбаума по отдельности. Процесс этот, включая саму подготовку, процедуры согласования и неизбежную доработку, в случаях с объектами такой степени сложности, как правило, бывает длительным. Чтобы не терять времени, мы уже начали работу по трем из них, требующим неотложного вмешательства – Катальная горка, Большой Меншиковский и Китайский дворцы. Причем в отношении каждого здания определено то, что необходимо сделать в первую очередь. Это – гидроизоляция фундаментов и осушение прилегающих территорий, что позволит отвести воду, а также реставрационный ремонт кровель. По этим первоочередным задачам уже разработана и согласована проектная документация, проведены конкурсы и уже ведутся работы.

Большой (Меншиковский) дворец. Малиновая гостиная. Общий вид

Генеральным подрядчиком реставрации Катальной горки выступает ООО «Деметра». В этом коллективе есть специалисты по всем профилям реставрационных работ, предусмотренных проектом – и по природному камню, и по штукатурке, и по кирпичу, и по кровле, и т. д. Сегодня эта историческая постройка Ораниенбаума стоит в лесах, однако здесь уже подступили и к интерьерам. Внутри здания осуществляются предусмотренные проектом профилактические мероприятия, которые позволят избежать утрат штукатурки и элементов отделки в ходе наружных работ.
Восстановлением и гидроизоляцией фундаментов Китайского дворца занимается ООО «Геоизол». Эта же компания выиграла тендер по аналогичным работам в Меншиковском дворце. Мелиорацией прилегающей территории озадачен НПО «Ранд». В свою очередь, кровельный ремонт Китайского дворца ведет ЗАО «Ремстройфасад». Реставрация фундамента и кровли здесь осуществляется параллельно и, по нашим расчетам, должна закончиться будущей весной. Впрочем, есть намерение завершить усиление фундаментов и гидроотсечку стен еще до наступления холодов. Хотя вероятны и некоторые отклонения от намеченного графика – работы сложны, и, кроме того, существуют известные проблемы с известняком, которого требуется много, а возможности единственного карьера ограничены. Если закончить дело в срок помешает дефицит материала, тогда придется работать в «тепляках», и поэтому, во избежание возможных проблем, для фундаментов готовятся укрытия. В процессе работы на дворце была найдена историческая система проветривания подвалов и одновременно – две исторические дренажные системы XVIII и XIX вв., разработанные А. Ринальди и К. Прейсом. Сейчас они прочищаются, и после этой «реанимации» будут возвращены в сеть инженерного обеспечения здания.

Большой (Меншиковский) дворец. Лестница. Вид площадки со 2-го этажа

С наступлением весны начнется реставрация кровли Церковного павильона, Центрального корпуса и Восточного флигеля Большого Меншиковского дворца.
К концу года АРМ-6 НИИ «Спецпроектреставрация» намечает подготовить полный эскизный проект по Меншиковскому дворцу. В нем будут учтены все структурные сложности объекта, продиктованные особенностями разных периодов его строительства. Примерно в те же сроки должен быть разработан эскизный проект реставрации ораниенбаумского парка. Проектные предложения и рабочие документы для первоочередных работ по его осушению уже выполнены, сейчас проходят стадию согласования. Здесь надлежит выполнить санитарные рубки, устроить систему дренажа. Это даст возможность начать плотно заниматься ландшафтными вопросами. В случае с парком существует одна сложность – не вся его территория передана музею. Правда, сейчас этой проблемой занимаются и, насколько известно, небезуспешно.

Большой (Меншиковский) дворец. Церковный павильон

УСПЕТЬ К ЮБИЛЕЮ
В планах института – уже до середины 2007 г. полностью закончить со всеми проектными делами, что позволит выполнить основную массу реставрационных работ к 300-летию Ораниенбаума. С его празднованием, намеченным на 2011 г., продолжится череда больших юбилейных торжеств Петербурга. Насколько важное значение придается этому событию в контексте новейшей истории самой северной столицы, да и, думаю, России в целом, можно судить уже хотя бы по числу людей, занятых подготовкой проекта и исследовательскими работами. Это в общей сложности около 200 наших собственных и привлеченных специалистов. Являясь научным руководителем проекта, возьму смелость утверждать, что до Ораниенбаума подобных примеров столь глобального подхода к реставрации в петербургской практике не наблюдалось. Средства на разработку из государственного бюджета через министерство культуры поступают стабильно. Вдобавок, солидную финансовую поддержку оказывают Английский фонд мировых памятников и Фонд содействия возрождению Ораниенбаума, хотя иностранные спонсоры до известной степени прагматичны и не всегда способны проникнуться нашими проблемами.
Сегодня мы находимся в процессе чрезвычайно интересной и объемной исследовательской работы, в ходе которой делается множество больших и малых открытий. Конечно, более всего важен их практический результат – восстановление ансамбля, но и теоретический аспект представляет немалую ценность. Эти соображения стоят у истоков нашей идеи в ближайшем будущем систематизировать и издать исторические материалы по Меншиковскому дворцу. Книга обещает не только быть полезной специалистам, но и представит интерес для широкого круга читателей, станет еще одним достойным подарком архитекторов-реставраторов к юбилею Ораниенбаума.

 

Дворцы и парки Ораниенбаума (схема центральной части):

1. Главный вход в парк (сторожка и ворота). 2. Ограда и ворота главного въезда на дворцовую территорию (утрачены). 3. Мост через Карасту. 4. Нижние дома. 5. Плотина и водоспуск Нижнего пруда. 6. Казармы л.-гв. Волынского полка (б. дворцовые конюшни). 7. Дудина дача (утрачена). 8. Морской канал. 9. Большой дворец. 10. Нижний сад. 11. Картинный дом. 12. Фасадная стена Померанцевой оранжереи. 13. Серебряные кладовые. 14. Могила Мекленбург-Стрелицкого. 15. Хозяйственный двор. 16. Ров Петерштадта. 17. Дворец Петра III. 18. «Почетные ворота». 19. Петровский мост. 20. «Руинный» мост. 21. «Швейцарский дом» с конюшнями. 22. Дворцовая дача. 23. Аллея Госпитального сада. 24. Плотина и водоспуск Красного пруда. 25. Водовод начала XVIII в. 26. Дворцовая электростанция. 27. Каменное зало. 28. Мосты П-образного пруда. 29. Павильон Катальной горы. 30. Китайский дворец. 31. Китайская кухня и погреб. 32. Колодец-источник. 33. Пергола и каменная скала. 34. Кавалерский корпус (б. кухни). 35. «Русская изба». 36. Конюшни (утрачены). 37. Каретник (утрачен). 38. Каменная скамья на английский дороге. 39. Фигурные прудки. 40. Александровская оранжерея. 41. Оранжереи. 42. Дом казначея. 43. Казармы 6-й инвалидной роты. 44. Казармы садовых учеников и мастеровых. 45. Дом Гурьянова (утрачен). 46. Богадельня. 47. Церковь св. Троицы. 48. Троицкое кладбище. 49. «Малая Пискаревка». 50. «Старая» Троицкая церковь (утрачена)

 

В 1977 г. проектный сектор Специальных научно-реставрационных мастерских, находившихся в ведении объединения «Росреставрация» Министерства культуры РСФСР, был преобразован в Ленинградский филиал Московского НИИ «Спецпроектреставрация». Спустя 17 лет он получил статус самостоятельного научно-исследовательского и проектного института по реставрации и реконструкции памятников истории и культуры федерального значения.
Сегодня в подразделениях СПб НИИ «Спецпроектреставрация», возглавляемого Владимиром Васильевичем Фоминым, трудятся более 100 аттестованных в Минкультуры РФ высококвалифицированных специалистов – архитекторы, конструкторы, искусствоведы, археологи, инженеры-технологи, сметчики. Институт располагает всеми необходимыми службами для комплексной разработки научно-проектной документации по реставрационной тематике. Работа НИИ ведется силами девяти архитектурно-реставрационных мастерских, отделов исторической урбанистики и благоустройства, инженерного обеспечения, диагностики строительных материалов и конструкций, а также сметного.
«Спецпроектреставрацией» в качестве базового проектно-исследовательского учреждения и экспертного центра по реконструкции и реставрации в Петербурге и на Северо-Западе выполнены сотни работ в области сохранения и восстановления национальных архитектурных памятников. География реставрационных проектов института включает обе столицы, Ленинградскую область, Карелию, Новгород, Псков, Калининград, Самару, Волгоград, Рыбинск и другие российские города.
Среди памятников федерального значения, которыми в разное время занимался коллектив НИИ «Спецпроектреставрация», Георгиевский собор и церковь Успения XII века в Старой Ладоге, монастыри: Валаамский, Зеленецкий, Александро-Свирский, Соловецкий и Тихвинский Большой Успенский, Староладожские Успенский и Никольский; крепости: Ивангородская, Копорская, Ладожская; церкви: Преображен­ская в Кижах, Михаила Архангела, а также Козьмы и Дамиана во Пскове; сооружения Замкового острова в Выборге, иконостас Казанского собора, скульптурные группы ростральных колонн, торговый дом «Братья Елисеевы», здание Академии художеств, Сената и Синода, Мраморный, Строгановский и Шуваловский дворцы, Биржа, Нарвские ворота, Исаакиевский собор в Петербурге.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>