Людмила Онуфриенко

РПНЦ «СПЕЦИАЛИСТ»
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»


Вот уже на протяжении 13 лет в самых ответственных и сложных для Петербурга реставрационных проектах принимает участие коллектив РПНЦ «Специалист». В своих материалах (№ 4/2002 г, № 2/2003 г и № 1/2004 г) «ДиС» уже рассказывал читателям о деятельности этой компании. Благодаря ее сотрудникам, их богатому научно-практическому опыту проектирования и производства реставрационных работ, многим историческим сооружениям Санкт-Петербурга возвращается первозданная красота. Перечислить все заслуги Реставрационного проектного научного центра в отдельно взятой статье до сих пор никогда не удавалось. Вряд ли такое возможно и на этот раз. Однако узнать и рассказать о том, чем живет и какие задачи решает «Специалист» сегодня, представляется очень актуальным.
В коллетиве РПНЦ – представители почти всех реставрационных профессий, и трудно, пожалуй, будет назвать такой вид работ, который не был бы ими освоен на самом высоком уровне. Эти люди одинаково успешно работают и по камню, и по металлу, и по дереву. Объектом особой гордости руководства компании являются мастера металлодекора. Подчеркивая их вклад в общее дело, зам. директора по производству В. И. Сибилев рассказал, что при реставрации Троицкого моста сотрудники компании, сообразуясь с замыслом архитекторов прошлого, восстановили все его решетки, картуши, канделябры, доски и двуглавых орлов, утраченных в годы советской власти. Работа шла очень интенсивно, поджимали сроки, но на качестве это никак не отразилось.

Дворец «Малютка». Большая детская
гостинная после реставрации

Владимир Сибилев: Часто именно дефицит времени усложняет соблюдение технологического процесса. Например, если грунтовка должна сохнуть 24 часа при определенной температуре, то только так и должно быть. И это касается всех без исключения этапов реставрационной работы.
В статье «РПНЦ «Специалист»: после юбилея» (№ 1(22) – 2004 г.) рассказывалось об истории строительства и непростой судьбе исторического здания на Фурштатской, известного в нынешнем Петербурге как Дворец «Малютка» для торжественной регистрации новорожденных. Реставрация объекта тогда только начиналась. В РПНЦ к этой задаче отнеслись с той же ответственностью, что всегда была характерна для работы компании и являлась ее своеобразной визитной карточкой.
Напомним, здание было построено в 1897 г. для статского советника Н. В. Спиридонова, архитекторами А. Н. Померанцевым, В. Ф. Свиньиным и И. С. Китнером. Накануне I мировой войны чиновник умер и дом отошел его вдове. После революции особняк национализировали, и до 1963 г., когда здесь поселился Дворец «Малютка», там, сменяя друг друга, размещались самые разные госучреждения. За годы эксплуатации и в результате ремонтов здесь были утрачены многие детали уникального декора.

Дворец «Малютка». Золотая гостиная после реставрации.
Бра с фигурой вакханки

В течение 2004 г. силами РПНЦ «Специалист» были полностью отреставрированы фасады с фигурами атлантов, кровля, цоколь, садовая ограда, а так же восточный флигель этой исторической постройки. Колоссальных усилий потребовало воссоздание ворот, демонтированных в 1989 г. и представлявших собой к началу работ груду исковерканного металла. Благодаря кропотливой научно-реставрационной работе были тщательно изучены архивные материалы и теперь особняк вновь украшают ажурные ворота со светильниками на опорах, воссозданные взамен утраченных.
Параллельно началось восстановление интерьеров, в результате чего первыми былой блеск приобрели Большая и Малая детские гостиные. Следом, уже в 2005 г. была отреставрирована Золотая гостиная. В процессе всей этой большой работы получили второе рождение живописный плафон, изящные светильники и другие предметы внутреннего убранства особняка – авторские работы великих мастеров прошлого.
Владимир Сибилев: Всякая интерьерная реставрация, как правило, начинается с ленточной расчистки. Убирается один слой краски, затем – следующий, и так пока не покажется штукатурка. За основу для реставрационно-восстановительных работ, если прежде таковые не проводились на объекте, берется последний слой.
Что касается б. дома Спиридонова, то все его интерьеры в последний раз реставрировались ровно за двадцать лет до нас. В тот раз по деревянным панно, украшающим стены Большой детской, сделали монохромную окраску. Когда мы, в свою очередь, занялись их расчисткой, то обнаружили фрагменты обивки стен шелковым штофом. Предложение РПНЦ «Специалист» вернуть гостиной изначальный облик было согласовано с КГИОП. По оставшимся образцам удалось подобрать ткань, близкую к историческому материалу отделки. Теперь стены Большой детской гостиной вновь украшает шелковый штоф.
К сожалению, реставрационные работы в особняке так пока и не закончены. Ждут часа своей реставрации Танцевальный зал, Штофная гостиная и другие помещения особняка. Надеемся, что вскоре проблема финансирования будет решена, и черед дойдет до этих объектов.

Спасо-Преображенский Собор.
Фрагменты ограды до реставрации

Именно денежные проблемы нередко мешают ритмичному осуществлению реставрационного процесса. Какому-то из памятников везет больше, какому-то – меньше, но за очень редкими исключениями финансовая ситуация складывается абсолютно благополучно. Поэтому факт, что уже в обозримом будущем петербуржцы и наши гости сумеют по достоинству оценить исторический облик ограды Спасо-Преображенского собора, воспринимается как очень примечательное событие в культурной жизни города. Эту большую работу сейчас ведут сотрудники «Специалиста». Прошлые реставрации несколько изменили облик, ограда теперь же все восстанавливается с максимальным приближением к изначальному замыслу.
Фронт работ РПНЦ на этом объекте весьма широк. Идет реставрация всех 102 пушек с расчисткой и восстановлением патины. Кроме того, некоторые детали бронзовых орудий были некогда заменены чугунными либо же стальными (хотя известно, как плохо сочетаются черные металлы с цветными). Но эта проблема также решается – все детали теперь будут из бронзы. Плюс выполняется реставрация цепей и гранитных постаментов пушек. Для восстановления Малой ограды собора, претерпевшей значительные изменения за время эксплуатации, понадобилось глубокое изучение исторических материалов. Сейчас на ней устанавливаются пики и навершия в виде шаров, убираются трубы, заменявшие поручень. В итоге, ограда будет выглядеть так, как ее задумывал автор в первой половине XIX века.
Владимир Сибилев: Культурный слой на территории, прилегающей к Спасо-Преображенскому собору, достигает 400–500 мм, а его ограда считается памятником федерального значения. В процессе его реставрации выявилась необходимость дополнительных работ, не предусмотренных в первоначальном задании. Сейчас, например, решается вопрос о переустановке ворот, смонтированных на непонятных Z-образных кронштейнах. В этом направлении ведутся проектные изыскания.

Особняк Форостовского
до реставрации

Мы привыкли воспринимать памятники Екатерине II, полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли, поэтам Пушкину и Лермонтову, композитору Глинке неотъемлемой деталью облика северной столицы. Однако не каждый знает, что первоначальная красота этим великолепным образчикам петербургской городской скульптуры возвращена благодаря труду и таланту мастеров РПНЦ «Специалист». В Гатчине и Павловске ими отреставрированы памятники Павлу I, в Кронштадте – Петру I, адмиралу Макарову, и многим другим. Фасады и ограда особняка Матильды Кшесинской со всеми элементами декора оград, Александро-Невская лавра, Марсово поле, Московские ворота… Трудно перечислить все исторические места Петербурга, где работали реставраторы «Специалиста».
Из сегодняшних работ одна, пусть и небольшая по масштабам, но значимая для РПНЦ «Специалист» связана с реставрацией собора Спаса-на-Крови.

Невская ограда Летнего сада
после реставрации.
Элементы декора
до реставрации

Владимир Сибилев: На Северном и Южном иконостасах этого храма наши мастера занимаются установкой крестов. Другой важный объект – Летний сад. Сейчас мы завершаем третий этап реставрации его Невской ограды – восстанавливаем три звена решетки со стороны Фонтанки. Здесь выполняются работы по граниту, металлу и воссозданию позолоты, которые планируется закончить уже в октябре. Идет реставрационный ремонт лицевого фасада б. дома Форостовского на 4 линии Васильевского острова. Это здание, построенное на рубеже XIX–ХХ вв., считается одним из ярчайших шедевров архитектуры модерна. Помимо этого, в рамках Губернаторской программы «Фасады Санкт-Петербурга» РПНЦ «Специалист» занято комплексным восстановлением наружной отделки еще четырех исторических зданий, расположенных на наб. Фонтанки и Шпалерной ул. Добавлю, что недавно мы приступили к реставрации ограды Литераторских мостков.
У сегодняшних реставраторов Петербурга действительно непочатый край работы. Иначе и быть не должно – такая высокая востребованность определяется тем особым статусом культурной и архитектурной столицы России, который закрепился за нашим прекрасным городом. События последнего времени дают все поводы надеяться, что с течением лет процесс возвращения к истокам, овеществленный во все новых и новых реставрационных проектах, будет только набирать силу. А значит, нам еще не раз придется по достоинству оценить работы РПНЦ «Специалист».

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>