Николай Иванов

Фрагмент аксонометрического плана Петербурга,
Первый Летний сад.
А. Сент-Илер,1765–75 гг.

Генеральный директор
ООО «РестАртПроект»,
гл. архитектор проекта
Между прошлым и будущим
Перспективы возрождения Летнего сада глазами проектировщика


От редакции: В статье «Ровесник северной столицы», опубликованной в № 1(25) «ДиС», главный специалист КГИОП Андрей Рейман рассказал об истории Летнего сада и значении этого памятника ландшафтно-паркового искусства для Петербурга и России, в целом. Редакция вновь обращается к этой актуальной теме, получив возможность познакомить читателей с оценкой предреставрационной ситуации на этом историческом объекте.
В 2002 г. конкурс Госстроя РФ на разработку проекта реставрации Летнего сада выиграл институт «Ленпроектреставрация». К этому моменту за плечами коллектива уже имелся немалый опыт в воссоздании и восстановлении дворцово-парковых комплексов в пригородах Петербурга. Подготовка вариантов концепции осуществлялась совместно с компанией «Рест-Арт-Проект» (рук. проекта А. Белов, гл. архитектор Н. Иванов, вед. архитектор О. Никифорова, ландшафтный архитектор Н. Мирзоева, архитекторы А. Семенова, М. Михайленко, А. Урба). Предложения выполнялись в соответствии с АРЗ КГИОП и поначалу включали только территорию Первого Летнего сада. Именно в тот период, кстати, пользователем сада стал Русский музей и, соответственно, он же выступил заказчиком проектных работ.

Чего не отвергла история
В смысле «документальной» готовности к предстоящей реставрации Летнему Саду повезло больше, чем другим петербургским памятникам ландшафтно-паркового искусства XVIII в. Время сохранило многие проектные и даже обмерные планы с детальной фиксацией всех изменений, происходивших на его территории на протяжении трех столетий. Редкая для практики реставрационного проектирования возможность тщательно проанализировать развитие композиции сада, понять замыслы зодчих, вложивших душу в этот уникальный уголок Петербурга, была использована в полной мере. Пришлось внимательно исследовать многочисленные архивные свидетельства его истории, включая планы, составленные в разное время и Петром I, и садовым мастером Яном Росеном, и архитекторами Леблоном, Земцовым, Охлопковым, Растрелли, военным топографом Сент-Илером, землемером Писцовым. Полное и ясное представление о подходах и принципах реставрации Летнего сада формировалось в нашем авторском коллективе постепенно, по мере углубления в этот интереснейший и обильный материал.
План Летнего сада. Ф. Б. Растрелли. 1740-е гг.
Генплан. Эскизный проект
Специально для обсуждения хода работы над проектом и выработки рекомендаций по ее дальнейшему продвижению была создана рабочая комиссия в составе сотрудников Русского музея, ведущих специалистов КГИОП и проектировщиков. Во многом благодаря ее помощи удалось четко очертить весь круг реставрационных задач, выбрать оптимальные пути их решения, которые уже затем прорабатывались в чертежах. В определенный момент возникла идея распространить зону проектирования на всю территорию Летнего сада. Только такая постановка вопроса позволяла вести речь о комплексной реставрации всего объекта, не вычленяя в отдельные элементы его единой архитектурно-ландшафтной композиции. Вскоре такое решение было принято на соответствующем уровне.
Известно, что композиция Летнего сада последовательно развивалась на протяжении почти всего XVIII века, пройдя путь от скромного голландского сада до репрезентативной императорской резиденции. Завершенный облик приобретается с окончанием строительства знаменитой Невской ограды в 1785 г. при устройстве набережной. Поэтому вторая половина XVIII в. и стала определяющей для разработки проекта.
Звено ограды вместо ворот.
Современное состояние

Блистательное развитие сада остановило катастрофическое наводнение 1777 г. Сильно пострадали и были разобраны фонтаны Лабиринта. Однако в Первом Летнем саду фонтаны и другие постройки все же восстановили. В конце 1780-х гг. засыпают Поперечный канал, разбирают Людские покои у Летнего дворца и Оранжереи. В итоге, оба сада объединяются в большое единое пространство. При этом сохранены все первоначальные затеи в Первом Летнем саду: четыре главных боскета, фонтаны, партер, каскад «Амфитеатр», Зеленые кабинеты, малые формы и мраморная скульптура. Правда, в 1790-х гг., в связи с обременительностью содержания этих садовых построек для казны их окончательно разбирают. Начинается новый этап в жизни Летнего сада. Тем не менее, до середины XIX в. поддерживается его регулярный характер. Аллеи, как и раньше, украшают итальянские статуи, стоящие на фоне высоких стриженых шпалер.
XIX и XX вв. оставили свой след, частично принятый, а частично отвергнутый историей. Гранитная часовня, ради которой была искажена фельтеновская Невская ограда, не сохранилась, однако нашли свое место в саду и перестроенный под Кофейный домик петровский Грот, и деревянный Чайный домик, и порфировая ваза – подарок шведского короля Густава императору Николаю I, чугунная ампирная ограда арх. Шарлеманя у входа со стороны Мойки. В то же время бронзовый памятник И. А. Крылову работы Клодта, установленный в боскете Первого Летнего сада, по своему масштабу и материалу совсем не вписался в ансамбль итальянской мраморной скульптуры. Много позднее в 70-х гг. прошлого века на месте Большой оранжереи и боскета «Зеленый кабинет» построили хоздвор и здание ТП. Это привело к утрате части поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу, а сад приобрел пусть и абсолютно необходимое ему функционально, зато довольно неказистое сооружение.

Беды: «технические» и «художественные»
Лишь на первый взгляд может показаться, будто в своем нынешнем состоянии особых проблем и нужды в реставрации Летний сад не испытывает. Если же проанализировать ситуацию глубже, становится очевидно, что все далеко не так безоблачно.

Малая оранжерея. Эскизный проект
Фрагмент декора

По данным обследования 2000 г., более 80% деревьев здесь больны или находятся в неудовлетворительном состоянии. Бессистемные посадки XIX и XX вв. привели к переуплотненности зеленого массива. Как следствие, деревья болеют, не могут нормально развиваться, мешая друг другу и не позволяя расти газонам. Плюс нарушена вертикальная планировка. Не работают дренажи, из-за чего происходит заболачивание отдельных участков. Давно назрела необходимость замены аварийных инженерных сетей, реконструкции или переноса хоздвора и находящихся на его территории общественных туалетов и ТП. Особо остро стоит вопрос о комплексной реставрации здешних архитектурных памятников: Летнего дворца, Кофейного и Чайного домиков, оград Фельтена и Шарлеманя, коллекции мраморной скульптуры XVIII в. Не хватает помещений для экскурсионной, музейной, выставочной и научной работы, размещения технических, охранных и других служб, оснащения их современным оборудованием и техникой.
Все перечисленное характеризует по большей части «техническую» сторону дела. Что же касается «художественной» составляющей, то и здесь накопилось достаточно проблем.

Свободное пространство внутри боскета «Менажерийный пруд»
Боскет «Менажерийный пруд». Эскизный проект

В нашем случае мы имеем дело с памятником федерального значения, современником Петербурга, любимым местом отдыха горожан и гостей северной столицы. В силу неотвратимости процессов старения и деградации «живого материала», которым подвержены все произведения ландшафтной архитектуры, сад медленно угасает, во многом утрачивая художественный облик. По совершенно объективным причинам явление это будет только набирать силу.
Сегодня по сути своей он превратился в городской сквер, необычайно растянутый и монотонный, особенно в части Второго Летнего сада. Сейчас мало что напоминает о том великолепном ансамбле дворцов, фонтанов, беседок и павильонов в окружении строгих шпалер, каким он представал на протяжении почти всего XVIII в., изумляя любого, кому посчастливилось здесь бывать.
Уникальная петровская коллекция итальянской мраморной скульптуры XVIII в. гибнет на открытом воздухе. Дальнейшее сохранение подлинников возможно только в закрытом музейном помещении после проведения необходимых реставрационных работ.
Знаменитая Невская ограда архитектора Фельтена уже более полутора веков стоит в искаженном виде.
Некогда эта великолепная декорация задумывалась как лицо сада, смотрящего на Неву через прозрачные ажурные ворота, которые находились против трех главных аллей. Теперь же аллеи утыкаются в гранитный цоколь, а сад остается обращенным в себя, а не к простору Невы.
Под выросшим культурным слоем скрыты многие постройки, составлявшие в свое время важнейшие элементы архитектурно-ландшафтной композиции: Гаванец у Летнего дворца, фонтаны, каскад, оранжереи и др. сооружения. Чтобы определиться с их дальнейшей судьбой, необходимо по крайней мере завершить археологическое исследование.
Взамен пассивного ожидания
Совершенно очевидно, что принятие самых неотложных мер по сохранению и восстановлению комплекса назрело давно. Существуют два принципиальных подхода к этому вопросу. Можно ограничиться поддержанием сегодняшнего состояния сада в пассивном ожидании его неизбежной гибели. И этот путь только оттягивает принятие необходимых решений.

Южный фасад
Летнего дворца
с обозначением Гаванца.
Современное состояние
Хоз. двор,
построенный на боскете
«Зеленый кабинет».
Современное состояние

Нам же куда более правильным представляется другой вариант. Он заключается в «регенерации» – целенаправленном возвращении уникальному памятнику садового искусства его самобытных черт и последовательном внедрении в его сохранившуюся историческую архитектурно-планировочную структуру некоторых из утраченных элементов регулярной композиции – шпалер, партеров, беседок и других садовых затей. Без этого он не сможет ни приобрести характерный облик сегодня, ни возродиться в будущем, когда остро встанет вопрос о полной замене древесных насаждений. Причем только тогда и возможно будет окончательное восстановление сада. Сделать это будет уже не так сложно – потребуется только посадка подготовленных в питомнике молодых деревьев.
Суть же предлагаемых решений следующая:
– Завершение археологических исследований Летнего сада;
– Комплексные реставрационные работы на всех памятниках архитектуры, в том числе Летнем дворце, Кофейном и Чайном домиках, оградах Фельтена и Шарлеманя;
– Мероприятия, направленные на оздоровление зеленых насаждений: лечение больных деревьев, удаление деревьев угрозы.
– Формирование шпалер, необходимых для создания боскетов – основных структурных элементов регулярного сада, создающих фон для мраморной скульптуры. Чтобы материал, формирующий шпалеры, мог нормально расти, необходимо провести осветление затененных аллей. Убирается часть деревьев, попадающая под пятна восстанавливаемых сооружений, при этом, по нашим подсчетам, 90% существующих деревьев сохраняется;
– Реконструкция существующих и прокладка новых инженерных сетей;
– Работы по вертикальной планировке, предусматривающие общее понижение отметок аллей и площадок на 10–15 см;
– Прокладка дренажей, так как завышение отметок при последних ремонтах привело к застаиванию воды и заболачиванию части газонов;
– Консервация обнаруженных при археологических исследованиях остатков исторических сооружений. Музеефикация фонтанов «Лакоста» и «Фаворитка» в Зеленых кабинетах – археологических памятников петровской эпохи.
В числе реставрационных мероприятий предусматривается также вернуть исторический облик южного фасада Летнего дворца, раскрыв кирпичные отмостки и – на 1/3 глубины – Гаванец (он по проекту остается «сухим»).

Фонтан «Фаворитка».
Эскизный проект

Необходимо восстановить композиции четырех главных боскетов: «Крестовое гульбище», «Менажерийный пруд», «Птичник» и «Французский партер». Памятник Крылову предложено перенести на центральную аллею Второго Летнего сада. В общей сложности будут восстановлены 9 фонтанов: на главной аллее и в большом партере у Лебяжьего канала, а также в Лабиринте и Аптекарском огороде. Объектами серьезной работы станут Большая и Малая оранжереи, каскад «Амфитеатр» – важнейшие сооружения, формирующие композицию Летнего сада. Бывший поперечный канал, служивший в XVIII в. границей между Первым и Вторым Летними садами, будет обозначен в виде пониженного газона-буленгрина с деревянными мостиками. Намечено восстановить Лабиринт или «Фабольную рощу» с шестью небольшими фонтанами на темы басен Эзопа на входных площадках, возвратить исторический облик знаменитой Невской ограды.
Порядок расстановки мраморных скульптур на аллеях и площадках подлежит уточнению в соответствии с исторической традицией формирования тематических групп. Все специалисты сходятся во мнении, что подлинную скульптуру в целях ее сохранения от разрушающего воздействия атмосферы, необходимо экспонировать только в музейном помещении, установив в саду точные копии. Мы предложили использовать для этой цели каррарский мрамор – материал оригинала. Выставку подлинников можно будет разместить в восстановленном здании Большой оранжереи, куда после реставрации планируется перенести основные музейные и вспомогательные площади, а так же общественные туалеты, технические помещения и ТП из подлежащего демонтажу хоздвора.

Фонтан «Корона». Эскизный проект

С одобрения главных инстанций
Так в общем виде выглядела достаточно полная программа, которую мы представили в эскизном проекте на рассмотрение Советом по сохранению культурного наследия при губернаторе и на согласование в КГИОП. Для полноты представления об облике Летнего сада после проведения восстановительных работ в дополнение к графическим материалам был выполнен макет в масштабе 1:200. Все было выставлено для всеобщего обозрения в Кофейном домике.

Фонтан «Лакоста».
Раскопки, 1975 г.

Проект проходил обсуждение в Союзе архитекторов, на Ученом совете Русского музея, представлялся в Федеральном Агентстве по культуре и массовым коммуникациям в Москве, дважды рассматривался на Совете по сохранению культурного наследия и получил принципиальную поддержку большинства его членов. Положительную рецензию программе дали старейшие реставраторы Н. А. Ильинская и М. Г. Колотов, проф. Ю. И. Курбатов, директора знаменитых музеев-заповедников И. П. Саутов и В. В. Знаменов. Были, конечно, и сомнения, и противоположные взгляды по поводу отдельных положений проекта, продиктованные, как нам показалось, в основном неприятием каких бы то ни было перемен в Летнем саду.
КГИОП согласовал эскизный проект с частными замечаниями, касающимися восстановления отдельных сооружений – Большой оранжереи, каскада «Амфитеатр» и огибной аллеи (берсо) у большого партера.
Наша проектная работа сегодня продолжается и ведется параллельно с археологическими исследованиями, уже сейчас дающими новый и очень ценный материал. Отдельные аспекты проекта еще требуют уточнения и проработки. Его намечено завершить в течение двух лет по этапам, при этом как таковое производство реставрационно-восстановительных работ в Летнем саду планируется начать в следующем году.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>