Николай Иванов
Фрагмент аксонометрического плана Петербурга, Первый Летний сад. А. Сент-Илер,1765–75 гг. |
Генеральный директор
ООО «РестАртПроект»,
гл. архитектор проекта
Между прошлым и будущим
Перспективы возрождения Летнего сада глазами
проектировщика
План Летнего сада. Ф. Б. Растрелли. 1740-е гг. |
Генплан. Эскизный проект |
Звено ограды вместо ворот. Современное состояние |
Беды: «технические» и «художественные»
Лишь на первый взгляд может показаться, будто в своем нынешнем состоянии особых проблем и нужды в реставрации Летний сад не испытывает. Если же проанализировать ситуацию глубже, становится очевидно, что все далеко не так безоблачно.
Малая оранжерея. Эскизный проект |
Фрагмент декора |
По данным обследования 2000 г., более 80% деревьев здесь больны или находятся в неудовлетворительном состоянии. Бессистемные посадки XIX и XX вв. привели к переуплотненности зеленого массива. Как следствие, деревья болеют, не могут нормально развиваться, мешая друг другу и не позволяя расти газонам. Плюс нарушена вертикальная планировка. Не работают дренажи, из-за чего происходит заболачивание отдельных участков. Давно назрела необходимость замены аварийных инженерных сетей, реконструкции или переноса хоздвора и находящихся на его территории общественных туалетов и ТП. Особо остро стоит вопрос о комплексной реставрации здешних архитектурных памятников: Летнего дворца, Кофейного и Чайного домиков, оград Фельтена и Шарлеманя, коллекции мраморной скульптуры XVIII в. Не хватает помещений для экскурсионной, музейной, выставочной и научной работы, размещения технических, охранных и других служб, оснащения их современным оборудованием и техникой.
Все перечисленное характеризует по большей части «техническую» сторону дела. Что же касается «художественной» составляющей, то и здесь накопилось достаточно проблем.
Свободное пространство внутри боскета «Менажерийный пруд» |
Боскет «Менажерийный пруд». Эскизный проект |
В нашем случае мы имеем дело с памятником федерального значения, современником Петербурга, любимым местом отдыха горожан и гостей северной столицы. В силу неотвратимости процессов старения и деградации «живого материала», которым подвержены все произведения ландшафтной архитектуры, сад медленно угасает, во многом утрачивая художественный облик. По совершенно объективным причинам явление это будет только набирать силу.
Сегодня по сути своей он превратился в городской сквер, необычайно растянутый и монотонный, особенно в части Второго Летнего сада. Сейчас мало что напоминает о том великолепном ансамбле дворцов, фонтанов, беседок и павильонов в окружении строгих шпалер, каким он представал на протяжении почти всего XVIII в., изумляя любого, кому посчастливилось здесь бывать.
Уникальная петровская коллекция итальянской мраморной скульптуры XVIII в. гибнет на открытом воздухе. Дальнейшее сохранение подлинников возможно только в закрытом музейном помещении после проведения необходимых реставрационных работ.
Знаменитая Невская ограда архитектора Фельтена уже более полутора веков стоит в искаженном виде.
Некогда эта великолепная декорация задумывалась как лицо сада, смотрящего на Неву через прозрачные ажурные ворота, которые находились против трех главных аллей. Теперь же аллеи утыкаются в гранитный цоколь, а сад остается обращенным в себя, а не к простору Невы.
Под выросшим культурным слоем скрыты многие постройки, составлявшие в свое время важнейшие элементы архитектурно-ландшафтной композиции: Гаванец у Летнего дворца, фонтаны, каскад, оранжереи и др. сооружения. Чтобы определиться с их дальнейшей судьбой, необходимо по крайней мере завершить археологическое исследование.
Взамен пассивного ожидания
Совершенно очевидно, что принятие самых неотложных мер по сохранению и восстановлению комплекса назрело давно. Существуют два принципиальных подхода к этому вопросу. Можно ограничиться поддержанием сегодняшнего состояния сада в пассивном ожидании его неизбежной гибели. И этот путь только оттягивает принятие необходимых решений.
Южный фасад Летнего дворца с обозначением Гаванца. Современное состояние |
Хоз. двор, построенный на боскете «Зеленый кабинет». Современное состояние |
Нам же куда более правильным представляется другой вариант. Он заключается в «регенерации» – целенаправленном возвращении уникальному памятнику садового искусства его самобытных черт и последовательном внедрении в его сохранившуюся историческую архитектурно-планировочную структуру некоторых из утраченных элементов регулярной композиции – шпалер, партеров, беседок и других садовых затей. Без этого он не сможет ни приобрести характерный облик сегодня, ни возродиться в будущем, когда остро встанет вопрос о полной замене древесных насаждений. Причем только тогда и возможно будет окончательное восстановление сада. Сделать это будет уже не так сложно – потребуется только посадка подготовленных в питомнике молодых деревьев.
Суть же предлагаемых решений следующая:
– Завершение археологических исследований Летнего сада;
– Комплексные реставрационные работы на всех памятниках архитектуры, в том числе Летнем дворце, Кофейном и Чайном домиках, оградах Фельтена и Шарлеманя;
– Мероприятия, направленные на оздоровление зеленых насаждений: лечение больных деревьев, удаление деревьев угрозы.
– Формирование шпалер, необходимых для создания боскетов – основных структурных элементов регулярного сада, создающих фон для мраморной скульптуры. Чтобы материал, формирующий шпалеры, мог нормально расти, необходимо провести осветление затененных аллей. Убирается часть деревьев, попадающая под пятна восстанавливаемых сооружений, при этом, по нашим подсчетам, 90% существующих деревьев сохраняется;
– Реконструкция существующих и прокладка новых инженерных сетей;
– Работы по вертикальной планировке, предусматривающие общее понижение отметок аллей и площадок на 10–15 см;
– Прокладка дренажей, так как завышение отметок при последних ремонтах привело к застаиванию воды и заболачиванию части газонов;
– Консервация обнаруженных при археологических исследованиях остатков исторических сооружений. Музеефикация фонтанов «Лакоста» и «Фаворитка» в Зеленых кабинетах – археологических памятников петровской эпохи.
В числе реставрационных мероприятий предусматривается также вернуть исторический облик южного фасада Летнего дворца, раскрыв кирпичные отмостки и – на 1/3 глубины – Гаванец (он по проекту остается «сухим»).
Фонтан «Фаворитка». Эскизный проект |
Необходимо восстановить композиции четырех главных боскетов: «Крестовое гульбище», «Менажерийный пруд», «Птичник» и «Французский партер». Памятник Крылову предложено перенести на центральную аллею Второго Летнего сада. В общей сложности будут восстановлены 9 фонтанов: на главной аллее и в большом партере у Лебяжьего канала, а также в Лабиринте и Аптекарском огороде. Объектами серьезной работы станут Большая и Малая оранжереи, каскад «Амфитеатр» – важнейшие сооружения, формирующие композицию Летнего сада. Бывший поперечный канал, служивший в XVIII в. границей между Первым и Вторым Летними садами, будет обозначен в виде пониженного газона-буленгрина с деревянными мостиками. Намечено восстановить Лабиринт или «Фабольную рощу» с шестью небольшими фонтанами на темы басен Эзопа на входных площадках, возвратить исторический облик знаменитой Невской ограды.
Порядок расстановки мраморных скульптур на аллеях и площадках подлежит уточнению в соответствии с исторической традицией формирования тематических групп. Все специалисты сходятся во мнении, что подлинную скульптуру в целях ее сохранения от разрушающего воздействия атмосферы, необходимо экспонировать только в музейном помещении, установив в саду точные копии. Мы предложили использовать для этой цели каррарский мрамор – материал оригинала. Выставку подлинников можно будет разместить в восстановленном здании Большой оранжереи, куда после реставрации планируется перенести основные музейные и вспомогательные площади, а так же общественные туалеты, технические помещения и ТП из подлежащего демонтажу хоздвора.
Фонтан «Корона». Эскизный проект |
С одобрения главных инстанций
Так в общем виде выглядела достаточно полная программа, которую мы представили в эскизном проекте на рассмотрение Советом по сохранению культурного наследия при губернаторе и на согласование в КГИОП. Для полноты представления об облике Летнего сада после проведения восстановительных работ в дополнение к графическим материалам был выполнен макет в масштабе 1:200. Все было выставлено для всеобщего обозрения в Кофейном домике.
Фонтан «Лакоста». Раскопки, 1975 г. |
Проект проходил обсуждение в Союзе архитекторов, на Ученом совете Русского музея, представлялся в Федеральном Агентстве по культуре и массовым коммуникациям в Москве, дважды рассматривался на Совете по сохранению культурного наследия и получил принципиальную поддержку большинства его членов. Положительную рецензию программе дали старейшие реставраторы Н. А. Ильинская и М. Г. Колотов, проф. Ю. И. Курбатов, директора знаменитых музеев-заповедников И. П. Саутов и В. В. Знаменов. Были, конечно, и сомнения, и противоположные взгляды по поводу отдельных положений проекта, продиктованные, как нам показалось, в основном неприятием каких бы то ни было перемен в Летнем саду.
КГИОП согласовал эскизный проект с частными замечаниями, касающимися восстановления отдельных сооружений – Большой оранжереи, каскада «Амфитеатр» и огибной аллеи (берсо) у большого партера.
Наша проектная работа сегодня продолжается и ведется параллельно с археологическими исследованиями, уже сейчас дающими новый и очень ценный материал. Отдельные аспекты проекта еще требуют уточнения и проработки. Его намечено завершить в течение двух лет по этапам, при этом как таковое производство реставрационно-восстановительных работ в Летнем саду планируется начать в следующем году.