Владимир Лисовский
доктор искусствоведения, профессор

Новая книга о зодчем

в этом году увидела свет книга об архитекторе Александре Ивановиче Дмитриеве (1878-1959), выпущенная издательством «Белое и Черное». Написанная Б. М. Кириковым – хорошо известным у нас в стране и за рубежом историком зодчества, которому принадлежит заслуга как в создании самой серии «Архитекторы Санкт-Петербурга», так и в редактировании издававшихся в ее рамках сочинений, – она представляет собою исчерпывающую биографию выдающегося мастера, которому суждено было прожить долгую жизнь и проявить себя в самых разнообразных творческих ипостасях.
Опыт Бориса Михайловича, наконец, выступившего в роли автора, следует признать в высшей степени успешным. В рецензируемой книге Кириков подробно и с необыкновенной заинтересованностью, сразу передающейся читателю, рассматривает все перипетии жизненного и творческого пути героя своего исследования, показывает, насколько успешно решались им разнообразные архитектурные задачи и насколько важное место занял его герой в истории архитектуры нашего отечества. Рассказ о зодчем ведется на широком историческом фоне, что дает возможность увидеть многоплановую картину русской и советской архитектуры первой половины ХХ столетия, ощутить биение живого пульса творческих исканий, почувствовать остроту противостояния различных стилистических направлений – от эклектики и модерна до конструктивизма и «сталинского ампира». В историю каждого из этих направлений А. И. Дмитриевым внесен существенный вклад, значительность которого убедительно показана в книге. Приходится удивляться лишь тому, что прежде творческий портрет этого мастера не становился объектом изучения и художественного анализа. Но это и хорошо – ведь серии, задуманной Б. М. Кириковым, следовало, согласно его замыслу, представить «галерею творческих портретов видных зодчих нашего города, книги о которых ранее не публиковались». Работе о Дмитриеве, полностью отвечающей этому условию, несомненно, предстоит стать и весьма заметным вкладом в «копилку» всего отечественного архитектуроведения.

Книга написана великолепным профессиональным языком, лишенным длиннот и модных в наше время «заумностей», что делает текст доступным для понимания и не самого подготовленного читателя. Наблюдения, как правило, безошибочны; можно порадоваться авторскому умению кратко, но емко, а главное, точно и всесторонне, с учетом разнообразных факторов, оценивать и анализировать как композицию отдельных сооружений, так и характер целых творческих направлений. Свой дар аналитика Б. М. Кириков убедительно раскрывает при рассмотрении и относительно простых работ архитектора (вроде несохранившегося особняка Эша), и произведений сложных, имевших собственную длинную историю, нередко изобиловавшую неожиданными поворотами и хитросплетениями различных обстоятельств. К подобным произведениям, в частности, относятся этапные для А. И. Дмитриева проекты промышленных сооружений в Таллине и на Украине или таких новаторских по назначению зданий, как Дом культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде и Дворец рабочего в Харькове. Справедливо, что целая глава посвящена подробному рассказу о здании, принадлежащем ныне Нахимовскому училищу – репродукция его проектной перспективы украшает обложку. Информативную ценность книги повышает присутствие в числе ее иллюстраций таких репродукций проектных материалов, многие из которых ранее не публиковались вовсе или, будучи рассеянными по разным старым изданиям, оказались полузабытыми. Научная полноценность труда подкреплена широким использованием хранящихся в архивах документальных материалов, в основном изученных автором впервые.
Книга «Александр Дмитриев» явилась восьмой монографией, опубликованной в рамках серии «Архитекторы Санкт-Петербурга». Это определенный успех, хотя у всех этих сочинений, что уже выпущены в свет, далеко не завидная судьба. Из двухтысячного тиража каждой книги лишь ничтожно малая часть «распределена» по библиотекам и попала в руки специалистов. Всё остальное мертвым грузом продолжает лежать в специальном «могильнике» КГИОП. Таково следствие неких совершенно непонятных простому человеку бюрократических соображений, согласно которым книги серии не подлежат продаже. Абсурдность такой ситуации очевидна. Хотелось бы пожелать руководству КГИОП (к которому относится и глубокоуважаемый Борис Михайлович Кириков), несмотря на бюрократические препоны, найти все же способ проложить уже изданным книгам путь к читателям. Наверное, в Петербурге (да и за его пределами) найдутся люди, которые скажут за это искреннее спасибо.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>