ОХРАНА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Андрей Ильин
ПОЛОЖЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ
ПРОГРАММА ПРЕДЪЮБИЛЕЙНОЙ РЕСТАВРАЦИИ
ОБЪЕКТОВ ГМЗ «ЦАРСКОЕ СЕЛО» ПОТРЕБУЕТ
2,3 МЛРД. РУБЛЕЙ ЦЕЛЕВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Информационным поводом к интервью с директором ГМЗ «Царское Село» профессором, лауреатом Государственной премии РФ Иваном Петровичем Саутовым стало событие, на котором в обозримой перспективе еще будет сосредоточено много внимания исследователей и журналистов, занимающихся темой охраны национального культурного наследия. В 2010 году Петербургу предстоит очередное большое празднование, на этот раз – 300-летие основания царскосельской императорской резиденции. Все время подготовки к юбилею редакция намерена внимательно отслеживать происходящее в музее-заповеднике и подробно знакомить читателей с конкретными реставрационными работами, которые, по нашим расчетам, теперь должны получить новый серьезный импульс. Пока же мы решили сосредоточиться на самых общих вопросах.
И. Саутов: Казалось бы, впереди еще пять лет. Но ошибочно думать, будто этого времени на подготовку к юбилею Царского Села предостаточно, и вроде бы рано пока торопиться, прилагая какие-то сверхчеловеческие усилия. Говорят, даже экспромт, чтобы он стал удачным, необходимо тщательно подготовить. Мы, в свою очередь, убеждены: 300-летие царскосельского заповедника должно быть отмечено под стать тем крупным торжествам, которыми в недавней своей истории прославился Петербург. Мало того, в череде всех этих юбилейных дат наш праздник заслуживает не роли «хорошего экспромта», а совершенно особого места, большой и глубокой подготовительной работы.
Л. Премацци. Китайский зал в Екатерининском дворце. Около 1855 г., акварель |
Реставрация Китайского зала. Южная и западная стены. Апрель 2004 г. |
II-я Антикамера.1950-е гг. |
II-я Антикамера. Восстановление. Апрель 2004 г. |
Э. Гау. Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 г., акварель |
Л. Премацци. Лионский зал в Екатерининском дворце. 1878 г., акварель |
Завершающий этап восстановления I-й Антикамеры. Апрель, 2004 г. |
Торжественное открытие I-й Антикамеры 29 июня 2004 г. В центре снимка И. П. Саутов, справа – ген. директор ООО «Ресстрой» Г. Л. Кравец |
– Процитирую вас же. Было сказано: «Единственный в своем роде дворцово-парковый музейный комплекс». Что имелось в виду?
И. Саутов: У каждого музея Санкт-Петербурга, Москвы и других памятных мест России есть свое неповторимое лицо. Царское Село – один из крупнейших музеев-заповедников, но, с точки зрения инфраструктуры, мы занимаем в их ряду особое положение. Возьмем наличие двух официальных императорских резиденций – дворцов Александровского и Екатерининского. Такой статус имеется только у нас и в Петергофе. Все прочие резиденции «петербургского ожерелья» являлись великокняжескими. Плюс три музейных парка – Екатерининский, Александровский и часть Фермского, сто двадцать исторических объектов на территории 460 га. Добавлю к этому списку собственное оранжерейное хозяйство, которое, как и при императорской династии, используется по прямому назначению. Сегодня это реально работающий агрокомплекс, где выращивается вся парковая цветочная рассада. Как это ни парадоксально звучит, но в музее-заповеднике имеется своя конюшня, и здесь мы держим 30 великолепных лошадей. Причем это не только элемент антуража: летом мы катаем гостей в ландо и каретах, зимой – на тройках. Кроме того, царскосельские лошади представляют отечественное конезаводство на самых престижных выставках Европы, нередко завоевывая там очень высокие призы. Приятно, например, что один из наших жеребцов сегодня признается лучшим представителем своей породы. Если в современной России осталось в общей сложности 80 племенных орловских рысаков, то десять из них «прописаны» у нас в конюшне. В ГМЗ своя автобаза с необходимым набором грузовых, легковых машин и автобусов, а также собственный комплекс техники по уходу за парковым хозяйством, на нашем балансе стоят котельная, трансформаторные подстанции. Это позволяет ни от кого не зависеть, точнее соизмерять свои расходы с потребностями, учитывать все особые в музейном деле нюансы «климат-контроля».
– Картина почти идеальная. Однако сомневаюсь, что в реальной жизни все складывается «без сучка и задоринки»…
И. Саутов: Практический опыт убеждает, что наилучший вариант для управления работой музейного комплекса – это когда все его составные элементы принадлежат одному хозяину. Если хотите пример реальной проблемы – пожалуйста. В таком качестве можно привести нынешнюю ситуацию с Александровским дворцом. До 1941 г. основную часть здания занимал музей, а в правом крыле располагался дом отдыха НКВД. После Отечественной войны он стал абсолютно закрытым объектом, где разместился и находится до сих пор исследовательский институт Минобороны России. В сентябре 1997 г., после реставрации некоторых его помещений, там удалось разместить часть экспозиции и сделать ее доступной для публики. Особо биться с военными за право распоряжаться центральной парадной частью дворца не пришлось. У них тогда было достаточно своих проблем с сокращением заказов, финансирования и штатов. В результате к ГМЗ вновь отошло почти все, что принадлежало ему же в довоенных границах, за исключением антресольного этажа с бывшими детскими комнатами. Хотя «де юре» хозяином дворца продолжает оставаться оборонное ведомство, мы «де факто» отапливаем и содержим все здание, выбиваем деньги в международных фондах на его сохранение и восстановление. Существующая двойственность положения, разумеется, препятствует реализации наших планов основательно заняться реставрацией объекта и в полной мере использовать его потенциал в интересах музея. В то же время, ситуация не является тупиковой. Известно, что ученые-оборонщики собираются переехать на новое место. Определено даже куда, но о точных сроках говорить пока не приходится, поскольку многое упирается в денежную сторону вопроса. К тому же, наряду с материальным, есть еще и социальный аспект. Не случайно в среде военных давно бытует поговорка, что два переезда равняются одному пожару. Мы, со своей стороны, пытаемся вникать в эти проблемы, в меру сил и возможностей помогая их решению.
Воссозданный живописный плафон «Триумф Бахуса и Ариадны». II-я Антикамера |
Бригада художников-реставраторов ГМЗ «Царское Село»
|
– Соглашусь, финансовые и правовые неясности, бюрократические препоны всегда тормозят самые лучшие начинания и, случается, готовы похоронить их в зародыше. Время же такое, что на голом энтузиазме далеко не уедешь. Поэтому небезынтересно узнать, насколько уверенно себя чувствует сегодня ваш коллектив?
И. Саутов: Взять бразды правления музеем в свои руки мне пришлось в период, когда в привычном укладе жизни страны многое рушилось. Менее всего от происходящих перемен выигрывала бюджетная сфера, а культура при господстве остаточного принципа финансирования подвергалась все более сильной дискриминации. Нас без всяких тренировок отпустили в свободное плавание и предложили добираться до берега самостоятельно, не дав ни карты, ни компаса, ни каких-то специальных рецептов выживания. Мы учились работать и зарабатывать так, чтобы существовал и развивался сам музей-заповедник, но при этом каждый в коллективе мог чувствовать себя достойно. Девять лет назад нас включили во всемирный реестр памятников культурного наследия ЮНЕСКО, последовал указ Президента РФ о переводе Царского Села из разряда муниципальных музеев в федеральное подчинение. Это заставило несколько изменить механизмы распределения средств, но не повлияло на саму идею. Тем временем по России прокатывались волны стихийного народного недовольства материальным положением, возмущались врачи и учителя, стучали касками шахтеры. У нас же за эти почти два десятка лет не было даже однодневной задержки зарплаты. Мало того, мы стабильно производим доплаты, на порядок превышающие ту мизерную бюджетную ставку, по которой тарифицируется труд музейного персонала, премируем сотрудников.
– Все это так или иначе может быть отнесено к кругу вашей «внутриэкономической деятельности». И слава Богу, что с теми проблемами, которые возникают в географических границах заповедника, до сих пор удается успешно справляться. Но ведь не всегда и не все зависит от непосредственно, выражаясь юридическим языком, «хозяйствующего субъекта». Тем более, речь идет о федеральном музее, значит, сюда примешивается и высокая политика, и международный бизнес…
И. Саутов: Среди предприятий, действующих в границах Пушкинского района Петербурга, у ГМЗ «Царское Село» – самые высокие обороты и, соответственно, наиболее крупные налоговые отчисления. При этом ежегодно из средств, самостоятельно заработанных музеем-заповедником, в среднем более $2 млн. расходуется на его реставрацию. Мы также отслеживаем антиквариатный рынок, на котором, бывает, всплывают вещи, имеющие явно царскосельское происхождение и нередко даже наши инвентарные номера. Иногда это могут быть и некие предметы декоративно-прикладного искусства, обихода, которые, не имея прямого отношения к нашему Царскому Селу, тем не менее, отражают эпоху и уже поэтому представляют ценность для музея. В таких случаях бывает важно не упустить момент, а это – дополнительные затраты, которые порой оказываются нам не под силу. Если речь идет о «подъемной» сумме, то, конечно, такое приобретение музей делает самостоятельно. В противном случае и при условии, что еще можно не упустить ту или иную вещь, представляющую безусловную ценность для нашей коллекции, приходится искать спонсоров. Обычно наши олигархи в этом плане менее отзывчивы, нежели зарубежные меценаты. Был всего один случай, когда покойный бизнесмен Иван Кивелиди перечислил музею серьезную на тот момент сумму в полмиллиона рублей на реставрацию. Зато у нас налажено тесное сотрудничество с фондом Тео Фаберже, русским землячеством в Канаде и другими подобными общественными структурами за границей. Буквально накануне нашего с Вами разговора представительница канадской ассоциации «Светоч» передала в дар музею два экземпляра манифеста Николая II и великолепный акварельный портрет императрицы Александры Федоровны.
– Тут, наверное, в качестве примера международного сотрудничества самое время вспомнить, как завершалось восстановление Янтарной комнаты?
И. Саутов: Спонсором финального этапа работ выступила западногерманская компания «РУРГАЗ АГ», которая в тот момент как раз купила несколько процентов акций у российского «Газпрома». Или просто был удачный момент, или сказалось мое умение быть убедительным, а может быть, сыграла решающую роль специально организованная экскурсия к реставраторам из Царскосельской янтарной мастерской, но представители Рургаза с чисто немецкой расчетливостью усмотрели определенный смысл в отклике на просьбу частично профинансировать реставрацию этого памятника. Во-первых, Янтарная комната – творение рук их соотечественников. Во-вторых, она была подарена русскому царю Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I. И, наконец, вывезли ее из Царского Села в годы оккупации все те же немцы. Со стороны германского бизнеса получился очень красивый и в то же время политически точный жест.
Любопытно, но больше всего интересного приходит в музей именно из Германии. Это касается как актов частного пожертвования, так и того, что осуществляется на государственном уровне в рамках т. н. реституции. В общей сложности таким путем коллекция музея пополнилась более чем ста наименованиями: картины, книги, предметы быта и т. д. Впервые за всю историю российско-германских отношений в 2000 г. Владимир Путин содействовал возвращению из Бремена в Царское Село подлинной мозаики и комода из Янтарной комнаты. Между прочим, педантичные немцы, с их привычкой не класть яйца в одну корзину, организовали доставку каждого предмета отдельным военным самолетом. Незадолго до торжественного возвращения музейных ценностей президентский вертолет приземлился у нас на плацу, прибыла делегация официальных представителей ФРГ. Церемония, проходившая в Тронном зале, оставила у всех глубокие и яркие впечатления.
– Получается, «заграница нам поможет» – ни больше, ни меньше. А как быть с национальной традицией, где наши нынешние Морозовы и Третьяковы?
И. Саутов: Этот печальный факт имеет место отнюдь не из-за особой скупости современных российских магнатов. Проблема лежит в правовом поле. Мы упорно настаиваем на принятии федерального закона о меценатстве, где будет прописан порядок исключения из налогооблагаемой базы предприятий и физических лиц той части доходов, которая тратится на благотворительность. Это сдвинет с мертвой точки многие социально и культурно значимые проекты, включая программы развития музейной сферы. Причем помощь будет действительно адресной, а не опосредованной бюджетом. В мировой практике такая схема работает давно и успешно. Например нью-йоркский музей Metropolitan примерно на 5% финансируется за счет государства, остальные 95% – это добровольные пожертвования, которые аккумулируются в известном фонде Гуггенхайма.