ЭСТЕТИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Кира Моржухина
Сергей Чижов


СОВРЕМЕННОЕ МОСТОСТРОЕНИЕ
ПРИНЦИП ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ

В Петербурге, как, пожалуй, больше нигде, мосты, кроме функциональности, должны отвечать особым архитектурным требованиям. Поэтому именно в компании, которая построила наибольшее количество мостов через Неву, сформировался особый подход к их проектированию и строительству. В ОАО «Мостострой № 6» придерживаются сложившихся традиций, соблюдая главный принцип архитектуры мостов, который, по мнению заместителя генерального директора треста по качеству, к.т.н. Сергея Чижова, состоит в единстве функции, надежности и эстетики такого рода сооружений, являющихся элементами городского ландшафта.
Построенные до революции мосты – Дворцовый, Троицкий – отличались определенным стилем: здесь соблюдена совокупность свойств пользы, прочности и красоты. При этом сооружения не доминируют, гармонично дополняя и украшая городской ландшафт.
Поднимаемся вверх по течению. Образ моста Петра Великого (Большеохтинского) уже более техногенен – конструкции его пролетных строений выполнены в виде металлических арок. Это отнюдь не случайно – индустриальной окраине, какой в годы возведения моста являлась Охта, сложно было придумать столь логически подходящее сооружение, соединяющее два берега… Впечатление, что технологический процесс в виде транспортных потоков хлынул из окружающих фабрик и заводов на мост, сохраняется и сегодня.
Финляндский железнодорожный мост

Таковы лишь немногие примеры того, насколько в прошлом точно и удачно архитекторы и инженеры Петербурга следовали законам эстетики мостостроения. Один из них состоит в том, что конструкция должна быть соразмерна местности. Мост сооружается не в качестве памятника самому себе, а с основной целью – нести эстетическую и физическую нагрузку как элемент городской транспортной инфраструктуры.
– Сергей Владимирович, совсем недавно отгремели фанфары по поводу введения в эксплуатацию самого высокого моста через Неву – вантового. Когда смотришь на него, создается впечатление, что это сооружение менее органично вписывается в городской ландшафт, чем его предшественники. Скорее наоборот, он создает агрессивную доминанту, определяя необходимость формирования облика окружающей местности в связи с архитектурной композицией сооружения.
С. Чижов:
– Дело в том, что конструкции, примененные при строительстве этого моста через Неву, чаще используются в тех районах, где имеется перепад высот и существует необходимость преодоления значительных по протяженности препятствий. В этом случае архитектурная целесообразность безусловна. Вспомните протяженные вантовые мосты во Франции, Америке: там они будто растворены в воздухе. Затраты на такие сооружения, несомненно, более велики, чем те, в пределах которых могут быть реализованы другие архитектурные и конструктивные решения.
В нашем случае окружающий природный ландшафт определяет необходимость устройства высоких подходов, требующих также и значительных финансовых средств, что решается устройством на левом берегу транспортной развязки, практически переходящей в эстакаду, а на правом – высоких подходов.

Мост Петра Великого (Большеохтинский)

– В современных представлениях об архитектуре транспортных сооружений все больший акцент делается и на экологической составляющей.
С. Чижов:
– Разумеется, технологичность и экономические выгоды сегодня актуальны как никогда. Но понятие гармонии сооружения и окружающей среды – нечто большее, чем просто функциональность. Несомненно, что современное сооружение не просто должно вписываться в ландшафт, не нарушая окружающую экосистему, но и, возможно, улучшать ее.
Возьмем, к примеру, один из объектов, где трудятся специалисты ОАО «Мостострой № 6». Речь о мосте через р. Селезневка, который строится на автомобильном обходе г. Выборга и должен пересечь несколько преград: железнодорожную магистраль, две автотрассы, а также нерестовую реку. При его проектировании органично решен вопрос как связи сооружения и ландшафта, так и обеспечения экологического состояния реки, особую заботу о которой проявляет наш заказчик – ФГУ «Севзапуправтодор».
Этот мостовой переход – замечательный пример комбинированного сочетания железобетонных пролетных конструкций со сталежелезобетонными, позволяющий при сравнительно невысоких капиталовложениях обеспечить максимальную эффективность.
Благоприятно и визуальное восприятие такого сооружения, ведь на конструкторское решение оказала влияние сама природа: перепады высот, прибрежная полоса. И рука автора умело использует эти объективные преимущества.

Безусловно, что в современном мостостроении должны соблюдаться принципы экономичности и рациональности. Проектные решения должны обеспечивать максимальную долговечность элементов конструкции, снижая эксплуатационные затраты.
С. Чижов:
– С точки зрения органичной связи с окружающей средой, принимая во внимание современные технологии в мостостроении, значительные преимущества имеют монолитные пролетные строения. Они высокотехнологичны, и эстетика таких конструкций состоит в том, что, не являясь типовыми, они могут не только органично вписаться в городскую среду, но и позитивно влиять на ее формирование в условиях плотной городской застройки.

Участок Октябрьской набережной Невы
после реконструкции

Данные технологии широко применяются за рубежом. Имеется опыт их использования как в Москве, так и в Петербурге. У нас такие конструкции использованы на съездах эстакады участка КАД «Обухово–Шушары».
Вне всякого сомнения, различные конструкции мостов имеют рациональную область использования, в т. ч. и по эстетическим соображениям. Сегодня в Европе наблюдается ренессанс унифицированных сборных и железобетонных конструкций.
Это направление доминировало в отечественном мостостроении в 1965–90 гг. При этом понятие «типовая конструкция» в мостостроении не должно являться синонимом безликости архитектурно-градостроительных решений. Многое зависит от способности автора увидеть и соотнести будущий облик сооружения с характером местности, учитывая ландшафт, традиции и перспективы будущей застройки. Примером такого сооружения можно считать железнодорожный мост в районе Рыбацкого. Расположенный на кривой, он сочетает функциональность и эстетику, служа неплохим образцом того, насколько выразительными могут быть сборные железобетонные конструкции.
С. Чижов:
– Говоря об эстетическом восприятии мостовых сооружений, было бы несправедливо не упомянуть и о единственном в своем роде мосте-музее – Ладожском, построенном также нашей компанией. Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» размещен в пандусе Ладожского моста у д. Марьино в Кировском районе Ленобласти. Он создан в Южном Приладожье на местах ожесточенных боев за Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Его художественной и идейной доминантой является диорама, посвященная прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 г. Большие, широкие подходы, значительная высота и массивность символизируют подвиг народа, олицетворяя Дорогу Жизни. Мост строился в непосредственной близости от ледовой железнодорожной переправы, сооруженной на деревянных сваях в районе Шлиссельбурга. Его возводили те военные мостопоезда, с которых ведет историю наш трест, отметивший в августе свое шестидесятилетие.
Среди сооружений, в строительстве которых сегодня принимают участие специалисты ОАО «Мостострой № 6», реализуя наиболее удачные и современные, на наш взгляд, архитектурные решения, хотелось бы назвать цельносварную металлическую арку длиной 160 м на кольцевой дороге в районе Ржевки. При ее монтаже используются три вида сварки, а уникальная конструкция напоминает формой крыло. Не возможно не упомянуть и поражающий воображение своей фундаментальностью мостовой переход через Кольский залив, открытие движения по которому состоялось в конце сентября.

Сегодня ОАО «Мостострой № 6» – крупнейшая строительная компания, флагман отечественного мостостроения, известный в России и за рубежом.
Около 5 тыс. малых и больших мостов, эстакад, транспортных развязок и тоннелей возвели мастера предприятия за шестьдесят лет его существования. Протяженность искусственных сооружений, в строительстве которых принимал участие коллектив – более 300 км.
Большинство разводных мостов России было построено специалистами «Мостостроя № 6».

В заключение стоит отметить, что принцип гармонии, воплощенный в искусственных сооружениях, органично улучшающих городской ландшафт, самым прямым образом влияет на привлекательность прилегающих территорий и в денежном выражении. В качестве примера приведу следующий факт, отмеченный специалистами в сфере недвижимости. Близка к завершению реконструкция Октябрьской набережной, которую по проекту НИИ ПРИИ «Севзапинжтехнология» полностью осуществляют специалисты ОАО «Мостострой № 6». Здесь мы недавно приступили к последнему участку на подходе к мосту. Обратите внимание, рост инвестиционной привлекательности объектов недвижимости в этом районе за пятилетний период работ по отношению к базовому показателю 1999 г. составил 245%. Это, на наш взгляд, хороший пример влияния образов, которые создают мостостроители в виде искусственных сооружений, являющихся основой для дальнейшего развития и формирования облика Санкт-Петербурга.

 

ОАО «Мостостроительный трест № 6»
194100, Санкт-Петербург,
Б. Сампсониевский пр., 68
Тел./факс (812) 334-4545; факс (812) 334-4500
E-mail: [email protected]

 


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>