Татьяна Сергеева

В ПОИСКЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ


ПРОЕКТЫ ООО «СТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ» ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГМЗ «КИЖИ»
И РЕСТАВРАЦИИ КОЛЕСНИЦЫ СЛАВЫ НА АРКЕ ГЛАВНОГО ШТАБА

 

В доперестроечные времена институт «Ленпроектстальконструкция» был «широко известен в узких кругах» специалистов. Созданный в 1944 г. академиком Н. П. Мельниковым как проектная контора для восстановления промышленности Северо-Запада, за несколько последующих десятилетий под руководством М. Б. Солодаря он стал ведущим учреждением в своей сфере. Отличительными чертами институтского коллектива всегда признавались высокий профессионализм и компетентность каждого из примерно четырехсот его сотрудников – техников, инженеров, проектировщиков. Они участвовали в разработке проектов стальных конструкций почти для всех великих и малых строек Союза, для ряда объектов за рубежом. Для обследований объектов, которые изначально считались в институте одной из обязательных составляющих работы, были созданы специальные отделы. Многие проектировщики имели кандидатскую степень.
И то и другое было редкостью в практике проектных организаций того времени.
Новая генерация инженеров-строителей – в большинстве к тому моменту также кандидаты наук – влилась в коллектив института в начале 80-х. Правда, чтобы заработать в те годы на достойную жизнь, им, ко всему, прочему приходилось заниматься верхолазными малярными работами во время отпусков и по выходным. География объектов – мачт, башен, труб высотой от 20 до 300 м, покрашенных в течение 15 лет командой институтских энтузиастов, которую довелось возглавить Иосифу Кирилловичу Раше, – от Фрунзе и Ташкента до Мурманска и Заполярья. Естественно, эти навыки были полезны также при обследовании и разработке проектов ремонта зданий и сооружений, включая памятники архитектуры.
Началась перестройка, стали появляться кооперативы. Многие рискнули создать самостоятельные проектные фирмы. Одну из них – «Стройреконструкцию» – организовали кандидаты технических наук Иосиф Раша, Борис Любаров и Анатолий Журавлев. Сегодня за плечами ее сотрудников участие в реставрации и реконструкции как рядовых зданий и промышленных сооружений, так и известных архитектурных памятников Петербурга, среди которых купол дома Зингера, металлическая опора на здании Думы, шпили Петропавловского Собора, Адмиралтейства и Финляндского вокзала, люстры Исаакия и Актового зала Смольного, кресты и люстры Храма Спаса-на-Крови, скульптуры на крыше Зимнего Дворца, здания на Мойке, 11 и института Пастера.
Практика подтверждает, что опыт сотрудников ООО «Стройреконструкция» позволяет решать строительные проблемы любой сложности. Достаточно привести примеры участия фирмы в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-88 гг., проектирование стальной мачты высотой 360 м в Пскове, обследование и усиление несущих строительных конструкций целлюлозно-бумажных комбинатов на Северо-Западе, разработку проектов усиления и ремонта конструкций резервуаров объемом от 20 до 50000 м3, усиление несущих конструкций комплекса «ПИК» на Сенной пл. и деревянных перекрытий в ряде старых построек Петербурга, гидроизоляцию подвалов площадью до 400 м2 и ремонты разрушенных балконов.

Команда ООО «Стройреконструкция»
и фирмы «Алекон» на
восстановлении Преображенской церкви в Кижах

Участие в сохранении национальных историко-культурных памятников представляет собой отдельную главу в истории предприятия. Давняя дружба связывает его с коллективом музея-заповедника «Кижи» на Онежском острове. Еще в восьмидесятые, приехав сюда отдохнуть с сыном, И. К. Раша помог починить протекавшую кровлю Преображенской церкви. Некоторое время спустя уже силами всей команды «Стройреконструкции» на этом историческом здании была смонтирована система защиты от молний. Питерские мастера не таили от местных сотрудников профессиональных секретов верхолазной работы, и сейчас в Кижах уже есть и свои неплохие специалисты-высотники.
Большой поток туристов и паломников, ежедневно прибывающих на остров, отнюдь не способствует сохранности здешних исторических построек. Они неуклонно разрушаются, и в свое время «Стройреконструкция» выполнила научную работу по оптимизации антропогенных нагрузок на памятники русского православного зодчества в Кижах.
Постепенно дошло дело и до комплексной реставрации Преображенского храма, возведенного почти три века назад и находящегося под охраной ЮНЕСКО. Сегодня церковь, построенная на камнях без фундамента, фактически «висит» на стальном внутреннем каркасе. Без него 22-главая красавица вполне могла бы рухнуть. Туристов перестали пускать внутрь, а редкой красоты иконостас был разобран и спрятан до лучших дней.
Очевидно, что церковь надо спасать. Поставлена задача сделать ее действующей к 2014 г., закончив реставрационный ремонт и восстановив алтарь. Цель реальна, хотя, конечно, и трудностей хватает – нет фундамента, вокруг – многочисленные захоронения Кижского погоста. Среди 3000 бревен, из которых выстроен храм, очень многие нуждаются в замене или ремонте.
Предлагались различные подходы. Некоторые рьяные радикалы хотели все полностью разобрать, поставить фундамент и собрать сруб заново. В ЮНЕСКО резонно возразили, что это будет абсолютный новодел, а не старинный храм. В таком случае рассчитывать на присутствие в международном реестре охраняемых памятников уже не приходилось. Кто-то, наоборот, считал целесообразным оставить все как есть – мол, стоит себе храм и стоит. Но возобладал разумный подход к проблеме: отреставрировать церковь без утраты ее экспозиционной ценности, не разбирая полностью.
Проектными реставрационными работами руководит федеральный архитектор института «Спецпроектреставрация» Рахманов В. С., заказчиком у которого является заместитель директора музея-заповедника «Кижи» Н. Л. Попов, организовавший специальный плотницкий Центр и строительство реставрационной базы, которая оснащается по последнему слову техники.
Проектное обеспечение реставрации сруба церкви было поручено ООО «Стройреконструкция». Естественно, изучался опыт коллег, в том числе, и зарубежный. Наибольшую практику в реставрации деревянных церквей имеют специалисты Германии и Норвегии. Но принципиальным отличием немецких построек является их фахверковая каркасная конструкция. В свою очередь, для норвежских церквей характерно вертикальное расположение бревен – «ставкирхе». Поэтому в Кижах при реставрации сруба были использованы качественно иные конструктивные приемы.
Важной особенностью проекта стало использование винтовых домкратов для «волновой» переборки сруба, повторяющей процесс возведения церкви. С их помощью при сложных ремонтах обеспечиваются регулируемые спуски и подъемы конструкций. В данном случае предусматривается одновременная работа 48 специально сконструированных и изготовленных домкратов. 37-метровое здание поделили на 7 частей. Верхний участок высотой 15 м поднимается на 2,5 м, следующий блок – на 2,3 м, очередной – на 2,1 м и т. д. таким образом, чтобы между ними оставался 20-сантиметровый зазор – вся постройка должна стоять как «избушка на курьих ножках».
В октябре 2004 г. в ходе пробного подъема верхнего яруса подтвердилась правильность принятых проектных решений и технологии, и через девять лет Преображенская церковь вновь откроется для прихожан.

Реставрация Колесницы Славы на арке Главного штаба

Еще одна интересная работа фирмы – усиление и создание новых конструкций Колесницы Славы на Арке Главного штаба в Санкт-Петербурге. Возглавил проект, в основу которого легло обследование, сделанное сотрудниками Научного Центра Минобороны, главный специалист ООО «Интарсия» В. Г. Сорин.
Требовались неординарные технические решения. Проектирование усиливающих конструкций было поручено «Стройреконструкции». Трудности, которые могли сказаться на всем процессе намеченной реставрации, стали очевидны уже на первом этапе разработки проектной документации. Во-первых, масса основания самой колесницы, которое является вдобавок потолком комнат, где заседал в свое время генштаб, очень велика. Во-вторых, в плачевном состоянии оказались несущие девятиметровые конструкции из кованого железа сложной формы, поврежденные еще в ходе первоначальной установки из-за нарушений в порядке проведения работ. На этих конструкциях лежат чугунные плиты, удерживающие скульптурную группу. Проектировщики придумали сдублировать полуразрушенные фермы стальными конструкциями, которые установили между существующими. По мере разрушения старых ферм тяжесть принимают на себя новые.
Имелась еще одна проблема: все шесть запряженных в колесницу лошадей на уровне холки связывала железная штанга. В процессе исследования скульптуры В. Г. Сорин определил, что в авторском проекте этого элемента вообще не было, а появился он лишь через три десятка лет после первого ремонта. Предстояло ответить на два вопроса: надо ли возвращаться к изначальному замыслу, и если «да», то как тогда избавить скульптурную группу от губительных деформаций при ветровых нагрузках? Приняли остроумное решение: в каждую лошадь было установлено по два гасителя колебаний по типу тех, которые обычно ставят на высокие башни, а штангу убрали.
Самих лошадей изнутри укрепили стальными каркасами, не соприкасающимися с медной поверхностью во избежание электрохимического контакта. Оставив небольшие пустоты для гасителей колебаний, конские фигуры изнутри заполнили пеной. Для самой статуи Славы каркасы делались из латуни, а ее крылья укрепили почти самолетной конструкцией. И отреставрированная колесница вновь понесла Славу к Зимнему Дворцу, как мечтал о том император Николай I, заказавший проект здания Генерального штаба великому Росси.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>