Ирина Андреева

Генеральный директор ЗАО «ИРИС»
М. Д. Смирнов

СИМФОНИЯ

МЕТАЛЛА

МАСТЕРА ФИРМЫ «ИРИС» ВОЗРОЖДАЮТ
ТРАДИЦИИ ПЕТЕРБУРГСКИХ РЕСТАВРАТОРОВ


На заре своего существования ЗАО «Ирис» со всем своим производством помещалось в совсем небольшой кузнице. Под это дело основатель и генеральный директор фирмы Михаил Дмитриевич Смирнов «выбил» у петергофских железнодорожников бывшую будку обходчика. Возраст постройки, вероятно, был никак не меньше, чем у самой здешней ветки, проложенной в XIX веке для регулярного сообщения между столицей и пригородом.

Было бы трудно представить дворцовые и парковые ансамбли всемирно известного музея-заповедника без множества изящных металлических украшений, отлитых и выкованных в разное время петергофскими «левшами». Имена большинства представителей ремесленного народа канули в Лету – время оказалась более благосклонным к знаменитым зодчим и художникам, чьи эскизы и проекты ложились в основу этих безусловных произведений декоративно-прикладного искусства. Увы, ничто не вечно, и многие уникальные металлические изделия неотвратимо утрачивают свой исторический вид.

Лестница в стиле модерн

В специализации ЗАО «Ирис» материализовался тот самый дух преемственности, благодаря которому национальная школа художественной ковки и литья существует и развивается веками. Это к тому же такая особая сфера, где грань между творчеством и ремеслом стирается напрочь. Если покопаться немного в истории, вспомнить сюжеты народного фольклора, то едва ли не самым авторитетным лицом и на селе, и в городе традиционно выступает человек мастеровой, причем почти всегда – кузнец. Вот и сегодня коллектив фирмы «Ирис» пользуется самым высоким уважением в кругах петербургских реставраторов, искусствоведов и историков. Здесь следует принять во внимание, что это весьма взыскательная и компетентная в своих вопросах публика. Следовательно, заслужить ее понимание и высокие оценки крайне непросто.
За прошедшие с момента организации предприятия семнадцать лет в одном только Петергофе мастера «Ириса» немало потрудились, чтобы воссоздать утраченные металлические конструкции и элементы декора или же возвратить исторический облик сохранившимся.

Люстра и бра в парадном зале.
Офис «Бурда Моден» на Черной речке

М. Смирнов: Сегодня у нас занято 25 сотрудников – кажется, немного, но главное, что в большинстве эти люди являются непревзойденными специалистами в своем деле. Каждый – в своем роде художник, с определенным эстетическим мировоззрением и пониманием тех задач, которые ставятся руководством. Поэтому мы с готовностью беремся за заказы любой сложности и всякий раз стараемся их выполнить на достойном уровне. Многие наши сотрудники – выходцы из объединения «Реставратор», и восстановлением, например, металлодекора Парадной лестницы Большого дворца и лестницы во Дворце Марли они занимались еще до создания «Ириса». Из последних довольно непростыми и оттого особенно интересными для коллектива нашего ЗАО стали работы по реставрации люстры «Монплезир» в Банном корпусе, окон, подвесных лампад и роз на витражах Готической капеллы, садовых диванов в парке Александрия.

Отреставрированный светильник.
XIX век

Всего не перечислишь и о каждой тонкости не расскажешь. Когда работа завершена, многое кажется простым и очевидным. Однако проблем хватает всегда, при этом они не повторяются от объекта к объекту – всякий раз приходится решать какие-то новые задачи. Вот, например, вспоминается, как восстанавливалась винтовая лестница в Царских павильонах. После войны от нее осталось всего несколько балясин. Эти уцелевшие фрагменты составляются, незаполненные участки «дорисовываются» в воображении на основе изучения архивных материалов и сопоставления с иконографическими изображениями. Затем лепятся модели элементов лестницы – ограждений, балясин и т. д. – в полный размер, которые и идут в литье.
В нашей работе важно понять, что чувствовал и как видел задачу сам мастер. Ведь не секрет, что куда проще бывает сделать нечто новое, чем повторить авторскую работу. Но это, правда, уже не является ни реставрацией, ни даже воссозданием.

Холодная ванная с люстрой-душем
в Банном корпусе Петергофа
Двери магазина «Пассаж»

С дирекцией ГМЗ у нас сложились конструктивные и деловые взаимоотношения. Мы хорошо понимаем друг друга. Но было бы неверно считать, что, располагаясь в Петергофе, фирма занята исключительно работой на объектах нашего музея-заповедника. Мы неплохо потрудились и в Эрмитаже, и на других известных петербургских объектах, реставрировали в Москве. В 2004 году фирма работала на изготовлении декоративных элементов парадной лестницы для президентской дачи в Ново-Огарево. Сегодня, помимо всего прочего, занимаемся восстановлением малых архитектурных форм и металлодекора Французского бульвара (это на пересечении Ленинского пр. и б-ра Новаторов) – фонарей, беседок, скамеек, урн, кадок под деревья. Все делается с позолотой, наведением патины. Кстати, у нас искусственная патина получается такой, которую редко кто может отличить от настоящей. Здесь тоже есть свои секреты.
К сказанному директором можно добавить, что реставрация – это только одна из составляющих работы ЗАО «Ирис». Металл в качестве декоративного материала был популярен всегда и присутствует в самых разных архитектурных стилях, касается это интерьеров, наружного дизайна зданий или ландшафтно-парковых объектов. В наши дни железо и бронза переживают очередную волну популярности, и, кстати, вполне хватает и людей, которые могут позволить украшения своего быта в традициях аристократии прошлых веков, и не чуждых роскоши корпоративных заказчиков. Так что и с коммерческими проектами дело у фирмы обстоит в порядке.

Ворота Сенного рынка
Ворота частного дома в стиле модерн

Все в коллективе «Ириса» – люди неординарные. Возможно, на личности сотрудников фирмы накладывает отпечаток то обстоятельство, что им ежедневно приходится иметь дело с предметами искусства прошлого и своими руками создавать искусство настоящего и будущего. Начальник производства ЗАО «Ирис» В. П. Шеламов, благодаря своему особенному хобби, хорошо известен среди знатоков военной истории. Пожалуй, еще одного такого специалиста по холодному оружию всех времен и народов в Питере не сыскать. Сам в прошлом армейский подполковник и спортсмен-фехтовальщик, Владимир Петрович может часами увлеченно и на редкость интересно рассказывать о шпагах, кинжалах, саблях, мечах и прочих «колюще-режущих» предметах. В его коллекции холодного оружия более 200 экспонатов, развешенных по стенам рабочего кабинета. Причем каждый является уменьшенной ровно в два раза копией вполне конкретного исторического оригинала. Все оружие нормальных размеров, которое сделал Шеламов, в обычной квартире или офисе попросту не поместить, а мини-копия, по его мнению, позволяет ощутить все достоинства настоящего, но занимает куда меньше места. Все выковано из того самого металла, который был на оригинале, с наиточнейшим соблюдением исторической технологии, отдекорировано в мельчайших подробностях и с филигранной точностью самим мастером, который имеет полное право гордиться каждым экземпляром коллекции.
Хобби Шеламова с течением времени переросло в строку специализации фирмы «Ирис». Около 15% общего объема производства ЗАО занимает выпуск снаряжения и вооружения для популярного нынче исторического фехтования. Петергофские кузнецы выступают едва ли не монополистами в этой сфере, и, естественно, исторические клубы Петербурга являются постоянными клиентами «Ириса». Здесь они заказывают доспехи и оружие для своих коллекций и специальных постановочных боев. Модно сегодня и украшать такими предметами интерьеры

Начальник производства ЗАО «ИРИС»
В. П. Шеламов
Палаши и кираса. XIX век
(масштаб 1:2)

В. Шеламов: С точки зрения новых технологий, наша работа, пожалуй, более консервативна, чем что-либо еще. Мы стремимся перенять мастерство предшественников и по возможности с максимальной точностью повторить сделанное ими. Из современных приспособлений в нашем арсенале используется разве что механический молот, да и то лишь для самых грубых операций. А все остальное и основное делается вручную. Что же касается умений, то в «Ирисе», например, мы можем сварить настоящую булатную сталь. Конечно, ничто не приходит само собой. Многое приходится постигать с нуля, изучая исторические документы, на первых порах ошибаясь, но заверю: нам никогда не было и не будет стыдно за свою работу.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>