Елена Петренко

Остаются последние штрихи

ОТКРЫТИЕ БОЛЬШОГО ЗАЛА АКАДЕМИЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ
ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ ЗАПЛАНИРОВАНО НА ОСЕНЬ
 


В середине XIX в. по проекту арх. Л. И. Шарлеманя в Петербурге был построен первый концертный зал для Придворной певческой капеллы.
Судя по тому, что в своем первоначальном виде здание простояло недолго, этот вариант не до конца устраивал царственных заказчиков. Предлагались различные проекты перестройки Капеллы, но в 1886 г. императорское одобрение получил именно тот, который был разработан академиком Л. Н. Бенуа.
В течение трех лет архитектор самолично руководил возведением и отделкой корпусов, выполнял эскизы интерьеров, мебели и фурнитуры. К осени 1888 г. все работы завершились, и уже 12 марта 1889 г. в «Новом времени» появилась заметка: «В минувшую пятницу зал Капеллы при почти полном составе слушателей блестяще выдержал испытание в акустическом и гигиеническом отношениях».

По свидетельствам современников, Большой концертный зал Капеллы стал одной из главных удач Бенуа. Архитектору удалось построить зал на 800 мест с великолепным внешним убранством и идеальной акустикой. «Сочетание изящества и простоты в архитектурных линиях, в рисунках и цветах лепных украшений, мебели и ее обивки, повсеместно явственный и стройный звук, мягкость освещения произвели на осматривающих самое благоприятное впечатление» [Новое время, 1889].
3 октября 1894 г. в Капелле вспыхнул пожар. К чести тогдашних строителей и властей надо отметить, что не прошло и года, как концертный зал был восстановлен в точности таким, каким был до пожара, и позднее переделкам уже не подвергался.
Архивные документы конца XIX – начала XX вв. хранят сведения о едва ли не ежегодных ремонтных работах в зданиях Капеллы. Все в основном сводилось к обновлению штукатурки и покраске фасадов. На протяжении всего прошлого века концертный зал не раз закрывали на реставрацию, но по существу масштабных работ здесь не проводилось.
Незадолго до юбилея Петербурга было принято решение о капитальном ремонте и комплексной реставрации концертного зала Академической капеллы. Генеральным подрядчиком по итогам открытого конкурса стала компания «Авентин».
Компания успела отлично зарекомендовать себя на реставрации фасадов Театра комедии им. Н. П. Акимова, портика Перинной линии, Большого гостиного двора, при реконструкции и капитальном ремонте интерьеров Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, а также ее Государственного театра оперы и балета.
Работы в концертном зале начались осенью 2002 года. Перед реставраторами стояла сложная задача – восстановить интерьеры, сохранив при этом уникальную акустику. Исследование архивных данных, проведенное совместно с сотрудниками КГИОП, позволило установить исторический облик зала.
При его восстановлении был выполнен большой объем золочения лепного и деревянного декора, металлических кронштейнов и осветительных приборов. Специалисты бережно демонтировали и разобрали по элементам все сохранившиеся бра и люстры. После удаления слоев загрязнений были заделаны сколы и трещины и, наконец, выполнено гальваническое золочение. Утраченные осветительные приборы воссоздавались в полном соответствии с сохранившимися образцами: отливались новые плафоны, восстанавливались подвесы из горного хрусталя.
Историческая мебель концертного зала сохранилась до наших дней не полностью. Более трехсот ее предметов производства знаменитой фирмы «Тонет» были отреставрированы, а 60 стульев воссозданы с использованием оригинальных гнутых элементов из Польши.

Интерьеры концертного зала украшали паечные витражи. Часть из них была утрачена в советские времена и заменена на имитацию из раскрашенного стекла. Сохранившиеся витражи были отреставрированы, а недостающие – воссозданы по историческим образцам.
Особая страница истории реставрации Капеллы связана с работами по восстановлению ее органа. Этот инструмент является одним из наиболее выдающихся музыкальных раритетов России, представляющих большую музейную ценность. Неординарна и его биография.
В 1760 г. первые голландцы-«русаки», попавшие в наш город по воле Петра Великого, заказывают два органа-близнеца: один для Петербурга, другой – для Фризенфейна. В 1832 г. состоялось открытие новой голландской реформаторской церкви на Невском пр., где сейчас находится библиотека им. Блока. Тогда же здесь был установлен орган мастера Фридриха. Спустя без малого 60 лет голландская община заказывает новый орган знаменитой фирме «Валькер» из Людвигсбурга (Германия). Известно, что немецкие мастера, устанавливая новый инструмент, гибко вмонтировали его в «фасад» прежнего, созданного при участии П. Жако и хорошо сочетавшегося с интерьером церкви. Именно он сейчас и украшает концертный зал Капеллы.
В 1926 г. голландская община прекратила свое существование, а годом позднее церковный орган был перевезен сюда (эта работа была блестяще выполнена мастером Г. Куятом). Вскоре инструмент получил охранное свидетельство своей музейной ценности от Наркомпроса РСФСР.
Орган петербургской Капеллы имеет более 3 тыс. труб различного диаметра, многие из которых пострадали еще при перевозке. В «Авентине» совместно с привлеченными специалистами разработали методики реставрации уникального музыкального инструмента. На стадии их практического осуществления были выправлены и расчищены трубы органа, в деталях восстановлен декор его корпуса, выполненный в технике деревянной резьбы с позолотой.

Ждать завершения комплексного реставрационного ремонта Академической капеллы, теперь остается недолго. Событие обещает стать очень важным и заметным в культурной жизни северной столицы. Сегодня специалисты компании «Авентин» фактически делают те самые финальные штрихи, которые призваны придать полную завершенность обновленному облику одного из самых ярких архитектурных памятников города. В петербургской реставрационной практике последних лет этот проект обещает войти в число наиболее серьезных и крупных. В ходе его реализации одних только позолотных работ было выполнено около 230 м2 по лепному декору, 70 м2 – по деревянному, примерно 15 м2 – по металлу (в том числе почти 7 м2 гальваническим методом), а также произведена реставрация кессонированного потолка площадью 520 м2, 32 осветительных приборов и т. д. Цифры говорят о многом, но не обо всем. Мы не успели рассказать об особенностях тех технологий, которые применялись в ходе работ, дать их оценку с точки зрения «научности подходов» к реставрации, отметить персональный вклад сотрудников компании в воссоздание исторического облика капеллы. К этим и другим темам, освещающим работу «Авентина» хотелось бы обратиться в перспективе.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>