Мария Троицкая

О ЧЕМ НЕ ЗНАЕТ ЗРИТЕЛЬ

«ПЕРВЫЕ ПЕТЕРГОФСКИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МАСТЕРСКИЕ»
В ЮБИЛЕЙНЫЙ СЕЗОН


Представление этого реставрационного предприятия на наших страницах состоялось ровно год назад. В статье «Вопреки отраслевым проблемам», опубликованной в № 2(23) «ДиС», мы познакомили читателей с коллективом, возглавляемым Почетным строителем России Галиной Александровной Агалиной, и постарались рассказать о некоторых проектах, которые велись «Первыми Петергофскими реставрационными мастерскими» с момента их основания в 1997 году. Удачным поводом вернуться к теме стало предстоящее 300-летие Петергофа.

 

Герб Большого Петергофского дворца.
Реставрация позолоты
Бронзовая люстра в Готической капелле.
Воссоздание

Буквально с последнего года Отечественной войны, когда музей-заповедник начали восстанавливать после изгнания немецких оккупантов, реставрация здесь приобрела в хорошем смысле перманентный характер. Ее история знала как взлеты, так и падения, что всегда определялось достатком или же наоборот дефицитом средств, а также внимания со стороны властей. Хотя ни у дирекции, ни у рядовых сотрудников ГМЗ, ни у тех, кто в разное время участвовал и продолжает участвовать в его реставрации, было никогда не отнять любви и трепетного отношения к своему делу.
Несмотря на то, что время до официальной даты праздника сокращается со стремительностью шагреневой кожи, реставраторы продолжают работать в привычно размеренном режиме, с чувством и толком. Иначе и быть не может – их дело по определению не терпит суеты и авралов. В ЗАО «Первые Петергофские реставрационные мастерские» сегодня продолжают трудиться над возвращением исторического облика Церковному корпусу Большого дворца и «Монплезиру», корпусу «под гербом».
Г. Агалина: Занимаясь реставрацией, мы стараемся постичь все тонкости мастерства тех, кто еще в XVIII в. работал в стенах нашего здания, и как бы продолжаем их дело. Наши предшественники – мастеровые Петровского делового двора создали немало из того, чем всегда был славен Петергоф. Задача моя и моих коллег дать новую жизнь делу рук своих предшественников.
Для любого реставрационного коллектива один только «ангажемент» на работу по воссозданию памятников Петергофа всегда считался признанием безупречной репутации и непререкаемого профессионального авторитета. Что же говорить о мастерских, которыми руководит Г. А. Агалина. Они являются «петергофскими» не только по названию и местоположению основных производств. В этом определении заложены и стиль работы, и ее содержание. На протяжении вот уже восьми лет, стараясь блюсти традиции старой школы, специалисты предприятия трудятся, главным образом, над воссозданием и реставрацией великолепных памятников петродворцового ансамбля. Одним из самых первых, причем сразу же крупных самостоятельных объектов предприятия, созданного на базе 1-ой мастерской НПСП «Реставратор», был, кстати, именно петергофский – Готическая капелла в парке Александрия. Для восстановления ее уникального золоченого иконостаса выполнялась резьба по дереву, производились столярные, лепные и позолотные работы. Люстра капеллы, редкая по красоте и художественной выразительности, поэтому и признающаяся непревзойденным творением декоративно-прикладного искусства XVIII в., воссоздавалась в тот же период. Для этого специалистам «Первых петергофских реставрационных мастерских» пришлось углубиться в доскональное изучение фотографий и архивных материалов. Золочение люстры осуществлялось методом гальванопластики. Здесь же были воссозданы скульптурные изображения двенадцати апостолов и отреставрирована «Мадонна с младенцем», расположенные на фасадах.

Ольгин павильон в Колонистском парке
Ольгин павильон. Кабинет Ольги Николаевны

Во всем, к чему в разное время прикасались руки петергофских мастеров, легко узнаются их особый почерк, стремление понять и с максимальным приближением к оригиналу повторить авторский замысел. Являясь процессом творческим, реставрация, как правило, представляет нам завершенный и осязаемый результат. Когда, например, снимают леса с отреставрированного здания, это походит на театральную премьеру. Зрители могут аплодировать, критики, тем временем, – оттачивать свои профессиональные приемы. Однако большинству публики невдомек, какие труды всему этому предстояли, с какими проблемами приходилось сталкиваться. В коллективе уделяют равное внимание как постижению профессиональных секретов, традиций национальной и мировой школ зодчества и декоративно-прикладного искусства, так и внедрению новых специальных технологий, передового опыта коллег. Каждому реставрируемому объекту независимо от его объема и значимости непременно предшествует огромная работа по исследованию иконографических и архивных источников, поиску оптимальных технологических решений и оригинальных материалов. Без соблюдения всех этих нюансов рассчитывать на сколько-нибудь серьезный результат в таком деле, как реставрация, не приходится.

Мраморная скамья у Львиного каскада
Трельяжные беседки у фонтана «Евы». Нижний парк

Г. Агалина: Уже в этом юбилейном году специалисты нашего ЗАО провели реставрацию позолоты вазы на крыше Большого дворца. Этот декоративный элемент общей высотой более 3 м, изготовленный по проекту Растрелли, появился на высокой мансардной кровле главной постройки Петергофа в середине XVIII в. Прямоугольная в сечении ваза установлена на сложно профилированном пьедестале размером 2,15х 1,4 м. Постамент украшен изящным орнаментом из перевитых лентами дубовых листьев и цветочных гирлянд. По горловине ваза декорирована орнаментальной «плетенкой» и завершается головками цветов и листьями. С восточной и западной сторон ее обрамляют фигуры крылатых гениев. При заменах в 1843 и 1880-90 гг. вазу воссоздавали по рисунку Ю. М. Фельтена. Утраченная во время немецко-фашистской оккупации, она вновь была воссоздана в своем первоначальном виде в конце 50-х гг. прошлого века.

 

Большой дворец. Голубая гостиная
Большой дворец. Золотая анфилада

Кроме того, проведена реставрация восточной гранитной лестницы спуска в Нижний парк у Большого каскада. После продолжительного реставрационного периода открылся Ольгин павильон в Колонистском парке. В Большом дворце завершена серьезная работа по воссозданию Золотой анфилады. В ее рамках восстановлены паркетные полы рисунка «зиг-заг», набранные из светлого и темного дуба, клена и ореха. Здесь выполнены золоченые резные стеновые панели, дверные и оконные откосы в Кавалерскую, Штандартную, Кабинет императрицы и Туалетную, сделано 14 золоченых резных обрамлений дверных проемов. Другим подарком к юбилею Петергофа стали трельяжные беседки у фонтана «Ева» в Нижнем парке. Впервые они были построены в 1737 г. по чертежу Микетти. Спустя четверть века их заменили пышными трельяжными павильонами, которые спроектировал Растрелли Последний вариант беседок арх. Броуэра заменил барочные растреллиевские по указу Александра I в 1802 г. Композиция было сохранена, однако деталям автор придал классическую трактовку. В этом виде мастерские и воссоздали две из четырех беседок.

 

Воссоздание Золотой анфилады

Официальной датой рождения Петергофа считается день святых Петра и Павла, 12 июля. Однако празднование началось много раньше – еще 28 мая, когда открылся «сезон фонтанов», а все главные торжества решено отнести на сентябрь – это станет финальным аккордом в череде событий, приуроченных к 300-летию города-памятника. В том, что отмечается юбилей так продолжительно и громко, нет ничего удивительного. Слишком уж он знаменателен для России в историческом и культурном отношении. Символичен и тот факт, что г. Петродворцу будет возвращено его изначальное имя «Петергоф». Праздник обещает открыть и новую главу в современной истории блистательного шедевра национальной культуры. За то, что она будет достойным продолжением всей трехвековой хроники, можно не переживать, ведь ее многие страницы пишутся удивительными и талантливыми людьми – петергофскими реставраторами.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>