Валерий Исаченко
художник,архитектор

 

ГРАНИ МАСТЕРСТВА

 

К 70-ЛЕТИЮ А. Л. ЛЕВХАНЬЯНА

 

О своем замечательном коллеге и редкого обаяния человеке, Анатолии Левханьяне, рассказывать и ответственно, и одновременно лестно. Так сложилось, что его биография и творчество оказались неотделимы от истории одной из крупнейших проектных организаций города – ЛенЗНИИЭП, Анатолию Леонидовичу вместе с институтом экспериментального проектирования выпало пережить становление, «звездные» десятилетия и трудные перестроечные времена. Примечательно и то, что А. Л. Левханьяну посчастливилось трудиться в составе АПМ-4, а в 1985 г. довелось самому возглавить мастерскую. Это структурное подразделение института снискало и всесоюзную, и европейскую известность крупномасштабными проектами общественных зданий для многих регионов СССР. Достаточно сказать, что всего за первые десять лет существования, с 1963 по 74 гг., только силами АПМ-4 было осуществлено около ста таких разработок.

Дворец Спорта «Юбилейный».
Морозов Г. П., Сусликов И. П., Левханьян А. Л. и др.

Окончание строительства Дворца спорта «Юбилейный» к 50-летию Октябрьской революции стало заметным событием в архитектурной жизни не только Ленинграда, но и всего СССР. Это уникальное здание давно уже стало хрестоматийным объектом, вошло в справочники и учебники, путеводители и энциклопедии. Одним из авторов знаменитого проекта выступил выпускник института им. И. Е. Репина Анатолий Левханьян. Для страны это был первый спорткомплекс с ледяными аренами международного стандарта, залами и всем набором необходимых помещений. Яркий художественный образ современного спортивного сооружения, оригинальные конструктивные и функциональные решения поставили работу в один ряд с известными произведениями архитектуры Петербурга-Ленинграда. И сегодня, по прошествии без малого тридцати лет, здание, без которого уже просто невозможно представить исторический центр нашего города, продолжает покорять свежестью и лаконичностью форм.

С именем А. Л. Левханьяна связано проектирование ряда чрезвычайно интересных объектов. Причем даже то, что по разным причинам не реализовалось, получало в свое время широкое общественное признание. В качестве примеров назову проекты здания для группы НИИ на Ленинском проспекте (пл. Конституции), задуманного круглым в плане Дворца спорта с трибунами на 5 тыс. зрителей для Владивостока,16-этажного жилого дома, возводимого методом «подъема этажей», который предусматривался также и для сооружения гостиниц, гаражей и т. д.
Левханьян выступил одним из авторов застройки центров Владивостока и Архангельска, проектов второй очереди гостиницы «Кубань» в Сочи и пионерского лагеря «Молодая гвардия» близ Одессы. Алгоритм и идеи решения этих архитектурно-градостроительных задач нисколько не устаревают. Думается, что сегодняшним проектировщикам можно было бы почерпнуть немало полезного из того опыта.

Пансионат в Уч-Дере
для Кировского завода

Одним из главных произведений, которым по праву гордится и сам автор, признается пансионат для Кировского завода в Уч-Дере под Сочи, признававшийся в семидесятых одной из лучших общественных построек Союза. Проект, который Левханьян создавал вместе с другим талантливым зодчим, М. Н. Михайловым, отличают динамичный, характерный силуэт, выразительные, раскрытые к Черному морю объемы, органичная связь с пейзажем.
После разрушительного землетрясения в Ленинакане, случившегося в 1989 году, Анатолий Леонидович работал над проектами восстановления жилых кварталов Мармашен, Ани этого города.
Вспоминаю, какое большое впечатление произвел «знииэповский» проект реконструкции Сенной пл. со строительством аэровокзала, совмещенного с гостиницей. И в наши дни, созерцая пространственно-планировочную неорганизованность одной из главных площадей Петербурга, которая лишь медленно начинает обретать облик, достойный северной столицы, стоит только сожалеть, что тогда этому не было суждено воплотиться.
А. Левханьян: Темой Сенной площади я занимался в общей сложности около двадцати лет, получил одобрение во всех обязательных инстанциях. Стройка вот-вот должна была начаться. Правда, тут подоспела Олимпиада, а вместе с ней и денежный дефицит во всем, что не имело прямого отношения к спорту. Тогдашний заместитель градоначальника Филонов всеми силами пытался «пробить» вопросы финансирования строительства, но московские правительственные чиновники его не услышали. Тем временем первоначальные сроки сдвигались, требовались пересогласования и новые экспертизы. Дело застопорилось на «мертвой точке», а с началом перестройки об аэровокзале и вовсе пришлось забыть. Хотя в начале 1991 года в объявленном конкурсе на объемно-пространственное решение Сенной площади с восстановлением уничтоженной несколькими десятилетиями раньше церкви наш авторский коллектив (Г. А. Васильев, А. Л. Левханьян, Е. М. Рапопорт) получил Первую премию. Аналогичная судьба ждала и другой выигравший конкурс проект – строительства тридцатиэтажной гостиницы на пересечении проспектов Ленинского и Стачек. С учетом новых экономических реалий, а также изменяющихся запросов людей, инфраструктура гостиницы стала еще на проектной стадии «обрастать» все новыми и новыми элементами – казино, магазинами и проч. В итоге должен был получиться крупный общественный комплекс с широким набором всевозможных услуг и развлечений.
Хотя для архитектора, наверное, особенно важно видеть результат своей работы, материализованный в конкретных постройках, любая, даже по тем или иным причинам не реализовавшаяся идея является ступенькой в профессиональном росте. Чтобы заниматься архитектурным проектированием, стоит быть и реалистом и оптимистом одновременно. Ни в коем случае нельзя опускать руки. В последнее десятилетие я отошел от крупномасштабных разработок. На смену проектам огромных зданий пришли более камерные и компактные. Совсем необязательно страдать гигантоманией, чтобы получать истинное авторское удовлетворение.

Павильон пригородных касс
на Московском вокзале

Как с заказчиком очень неплохо строятся в последнее время взаимоотношения мастерской с железнодорожниками. Мы понимаем друг друга. Представители РЖД нередко обращаются в мою мастерскую. Сейчас занимаюсь проектом офисной пристройки к одному из зданий депо вдоль Московской ветки. В итоге нужно найти общее в языках индустриальной и гражданской архитектуры. Заказчик рассчитывает, что получится офис, внешне и по интерьерам достойный современного представительского уровня.
Много интересных заказов идет от частных лиц, но здесь приходится быть осторожным вдвойне. Я, например, предпочитаю иметь дело с холостяками. Это, конечно, шутка, однако, как и в любой шутке, в ней имеется доля истины. Как может сложиться работа над проектом и его строительным воплощением, если в дело вмешаются капризы жены – одному Богу известно!
Если же серьезно, то при всех преимуществах свободного архитектурного творчества, которое развивается сегодня, существует одно «но». Больше нет той надежной правовой базы взаимоотношений проектировщика с заказчиками и подрядчиками, регламентации авторского надзора и т. п., действовавшей в прошлом и не являвшейся советским изобретением. На Западе, например, слово архитектора, как и у нас раньше, звучит весомо и решающе. Наше же новое законодательство не слишком четко прописывает эти нюансы. Архитектор утрачивает прежние рычаги влияния на процесс строительства. Отсюда проистекают те нарушения, которые могут зачастую похоронить или исказить до неузнаваемости его авторский замысел.

А. Левханьян. Пейзаж «Весна».
Холст, масло, 2004 г.

Вот уже тринадцать лет Творческая архитектурная мастерская Анатолия Левханьяна «Капитель» работает в самостоятельном режиме. Сегодня архитектор завершает проектирование гостиницы на ул. Куйбышева, а в Кингисеппе тем временем по его же проекту близится к концу строительство ж/д вокзала – там уже близятся к завершению отделочные работы. Несколько ранее, кстати, был сдан под ключ кассовый павильон для пассажиров пригородных поездов на Московском вокзале. И это тоже был проект Левханьяна. Начав в свое время с субподряда по проектированию турникетных площадок, архитектор предложил развить идею реконструкции этой части вокзала. По-прежнему увлеченно, но теперь, пожалуй, с еще большим энтузиазмом Анатолий Леонидович занимается живописью. Каждая работа мастера, проникнутая гармонией и свежим авторским взглядом, становится новым подтверждением многогранного таланта этого удивительного человека.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>