Кирилл Козлов
генеральный директор, главный архитектор ООО «Архитектурная группа «АРКА»

ДИЛЕММА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ


 

Архитекторам, в особенности молодым, постоянно приходится выбирать между задачами, которые ставит заказчик, и возможностью их воплощения согласно собственным убеждениям. Поэтому решение вечного вопроса, что становится первичным при проектировании – функция или образ, – является основной задачей современной архитектуры

 

 

Торговый комплекс «Сампсониевский»
Интерьер 1-го этажа

В 1998 г. наша архитектурная группа получила первый заказ. Это была реконструкция производственных корпусов бывшей фабрики на Б. Сампсониевском пр. под торговый и деловой центр. На тот период в Петербурге уже имелись примеры архитектурного решения таких задач. Но все-таки это был уже конец, а не начало 90-х, поэтому не хотелось повторять чужих алгоритмов, а применить свои, оригинальные.
Реконструкция заняла около трех лет, причем каждый год в эксплуатацию сдавалось по этажу. Исходя прежде всего из соображений экономии, фасад оставили практически в неизменном виде. К тому же надо отдать должное архитекторам прошлого, сумевшим придать выразительность внешнему облику здания, используя навесные панели в виде огромных ячеек. Нам, собственно, оставалось лишь немного украсить здание, изменив его промышленный вид. По проекту его входные группы были выделены цветом, что позволило придать постройке новую функцию.
Куда более серьезное вмешательство понадобилось в решении интерьеров. Внутреннее наполнение каждого этажа в новом виде должно было предстать как вполне самодостаточное пространство. Это диктовалось не только функциональной составляющей задачи, но и желанием выделиться на фоне существующих торговых центров, решенных по принципу рынка или ярмарки. Основной закон, в рамки которого «укладывают» такого рода реконструкцию бывших производственных построек, – получить максимальную прибыль при минимальных вложениях. Кроме того, само по себе приспосабливание к существующим строениям – прокрустово ложе для творчества. Мы постарались уберечься от стереотипов и, меняя назначение здания, придать его интерьерам оригинальный вид.

Торговый комплекс «Желтый Угол»


С небольшим временным интервалом группа «АРКА» приступает к проекту реконструкции одного из корпусов завода «Красный химик» на пр. маршала Говорова. На его площадях задумывается создать торговый дом «Желтый угол». Здесь действовали аналогичные правила игры, но при этом заказчик намеревался оборудовать торговый центр эскалаторами, которые организовывали бы вокруг просторное фойе, приняв на себя основной выразительный акцент. Внутренне зонирование было решено по принципу «магазин в магазине». Фасады также сохранили свои индустриальные черты, и, как в случае с торговым центром «Сампсониевский», выразительность промышленной архитектуры послужила на пользу общему замыслу.
В числе творческих персональных задач, которые решались в процессе работы над проектом, в качестве базовой выделялась необходимость привлечь покупателей, используя именно архитектурные приемы. На тот момент все торговые центры так или иначе становились монофункциональными, поэтому основной акцент был сделан на внутренних интерьерах и оснащенности «Желтого угла» дополнительными удобствами. В создании архитектурных объектов, которые жестко подчинены законам бизнеса, всегда найдется возможность творческой самореализации. Однако вспоминается, как обсуждалась в мастерской судьба каких-то неожиданно «красивых» элементов, которые хотелось применить в отделке фасада или интерьеров. Все сводилось к вопросу, сумеют ли это воплотить? Все время приходится, подключая «внутреннюю цензуру», наступать на горло собственной песне и заранее отказываться от тех или иных решений. Основным пропуском для любых архитектурных фантазий часто выступает именно воля заказчика. Впрочем, хотелось посмотреть, как бы отреагировал, например, врач, рекомендуй ему пациент собственный курс лечения.

Торгово-развлекательный комплекс «Рыба-Кит»
Центральная галерея

Развивая торговые комплексы в черте города на основе реконструкции промышленных зданий по принципу минимализации затрат на внешнюю отделку, город не приобретает новых достойных строений. Архитекторам же, тем не менее, нередко удается придать прежним промышленным постройкам обновленный вид, соответствующий новому функциональному назначению.
Занимаясь проектом реконструкции корпусов фабрикики «Северный текстиль» на Богатырском пр. под торгово-развлекательный центр общей площадью около 100000 м2, архитекторам группы удалось отстоять свои идеи и согласовать с Заказчиком кардинальные изменения не только фасадов, но конструктивной схемы. Это позволило добиться выразительного и оригинального решения внешнего вида комплекса. Среди вариантов реконструкции были несколько «щадящих» и финальный, условно названный «Рыба-Кит». Он предусматривал организацию просторных атриумов внутри здания, пронизывающих его вдоль всей длины и на полную высоту. Представьте, как если бы мы заглянули внутрь рыбы, которую не только выпотрошили, но еще удалили бы из нее все надоедливые кости. Поучается конструкция этакого «скелета наоборот».
Здание будущего многофункционального торгово-развлекательного комплекса включает торговые и развлекательные зоны, а так же выставочные залы и гостиницу. Фактически в ходе данной реконструкции реализуется весь набор архитектурных идей нового строительства. В результате должен получиться торговый комплекс, организованный по принципу современных зарубежных «моллов», посещение которых может и должно занимать почти весь день, дабы заставить покупателя потратить максимальную сумму. Экономическая целесообразность подобных проектов достигается не количеством площадей, а качеством и, как следствие, стоимостью предоставляемых услуг. В данном случае не только функциональная начинка, но и эстетика наружного облика здания, его интерьеров должна создавать уникальное предложение для посетителей, рождая у них ощущения праздника и отдыха.

Торговый центр г. Ереван (объект в стадии проектирования)

В этом году архитектурная группа «АРКА» приступила к проектированию двух новых торговых комплексов в столице Армении и Ростове-на-Дону. В ереванском проекте условия по составу и площадям помещений определены вполне конкретно и жестко. При этом не ставится задачи ограничить свои замыслы этническим контекстом. Скорее наоборот, необходимо выполнить работу с учетом всего мирового и российского опыта. Но помня, что архитектура является продолжением окружающей среды, а наша задача – распознать этот вектор и обозначить его, группа выполнила эскизные проработки, где прочитывается национальный колорит. Сделали это осознанно, принимая во внимание богатое наследие древней культуры. Впрочем, работа еще не завершилась. Возможно, что дальше нам удастся выявить более тонкие грани объекта, отказавшись от прямых цитат.

Торгово-развлекательный центр «Александровка»
г. Ростов-на-Дону
(объект в стадии проектирования)

Ростовский комплекс разместится на обширной территории в 35 га в полутора километрах от аэропорта. Строить в «чистом поле» заманчиво и, на первый взгляд, просто. Но именно этот простор и послужил главным ограничением при проектировании. Традиция застройки подобных мест и в Питере, и в Москве сводится к стремлению располагать все вдоль основной магистрали. Архитектурно-градостроительное освоение территории идет не в глубину, а линейно. И чаще всего мы имеем (что, как правило, продиктовано землеотводом) длинную вереницу плоских фасадов. Это приводит в конечном счете к удешевлению строительства, но одновременно формирует совершенно конкретный тип застройки однообъемными зданиями, которые тиражируются по всей стране с незначительными нюансами внешней отделки. В данном случае мы постарались отойти от стандартной модели, разместив торговый комплекс перпендикулярно дороге и замкнув возникшую перспективу зданием гостинично-делового центра. Фасады, уходящие от дороги, решены как единое целое, разделяя весь комплекс, состоящий из 4-х строений, акцентами переходных галерей. Выстраивается выразительная линия «гостиного двора». Сохраняющийся в результате ландшафт подчиняется в проекте современным функциям – здесь будет обширная автостоянка. В совокупности с имеющимися зелеными насаждениями высадка новых позволит буквально превратить парковку в парк.
Создавая торговые центры с их четким функциональным и технологическим решением, архитектор всегда находится перед выбором: украшенная функция или образ, в который она должна вписаться. Вывод очевиден, но приглашает к дискуссии, главным языком которой будет новая архитектура.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>