Валентин Черненко

фирма
«Пикалов и Сын»:
Петергофская хроника

 

Тронный зал Большого дворца. Петергоф

Вот уже более 10 лет этот коллектив трудится на ниве комплексной реставрации архитектурно-художественных памятников Санкт-Петербурга и его дворцово-паркового ожерелья. Среди них особо выделяются работы, выполненные под личным руководством Михаила Пикалова в 2002-03 гг. в Государственном музее-заповеднике «Петергоф».
К юбилею северной столицы фирмой были отреставрированы Чесменский, Тронный залы и Парадная лестница Большого дворца, скульптура ковша Большого каскада в Нижнем парке, фасады и интерьеры дворца Коттедж в Александрии. Эти работы стали последним прижизненным вкладом ее основателя Михаила Пикалова в дело сохранения национального историко-культурного наследия, которому он посвятил всего себя без остатка. Поводом же вспомнить об этом стало приближение еще одной круглой даты – теперь уже 300-летия самого Петергофа.


В ПОКОЯХ БОЛЬШОГО ДВОРЦА

Сочетание разных стилей в интерьерных решениях основного здания музея-заповедника потребовало от мастеров особой чуткости и умения творчески перевоплощаться, поскольку в равной мере достоверно требовалось отреставрировать и орнаментальные растреллиевские фантазии и ясные, гармоничные композиции Фельтена. Чутко уловив стилистические нюансы, специалисты фирмы Пикалова сумели отыскать гармонию между выразительными, объемными и сочными формами, характерными для рельефов и барельефов парадных залов, и контурами деталей второго плана. Были расчищены и восстановлены элементы лепного декора, воссоздана утраченная резьба на оконных и дверных проемах. Виртуозным мастерством блеснули паркетчики, специалисты по металлу и позолотчики. Практически всему коллективу нашлось дело. Профессионализм и опыт реставраторов проявились в каждом виде работ по возвращению исторического облика интерьерам Большого дворца.

Чесменский зал Большого дворца. Петергоф
Парадная лестница Большого дворца. Петергоф

В Тронном зале реставрации подверглись лепные рамы, изящные скульптурные медальоны, декорированное сложным орнаментом обрамление конного портрета Екатерины II. Кроме того, на падуге и в углах потолка мастера восстановили профилированные тягами и кронштейнами, увенчанные сложным карнизом и рельефным орнаментом барельефы из воинских арматур. С окончанием работ в этой части дворца в своем первозданном виде предстал взору посетителей и узорный паркет работы Растрелли.
Чесменский зал. Здесь были отреставрированы всегда считавшиеся его особым украшением лепные изображения дельфинов и воинских трофеев победы в знаменитом морском сражении (турецкое оружие, чалмы, султаны). Пришлось немало потрудиться и над паркетом зала – подобием ковра, набранного из дерева различных пород.
Естественным продолжением и важной составной частью работы фирмы «Пикалов и сын» в Большом дворце стала реставрация золоченых деревянных скульптур Парадной лестницы, изображающих времена года, ее также золоченой решетки и резьбы по дереву, декоративных ваз и кариатид у нижнего марша, портала с аллегорическими фигурами и плафона «Триумф Весны».

ВОЗВРАЩЕНИЕ САМСОНА
Большой каскад, слитый в единое целое с Большим дворцом, – центр грандиозного красочного праздника. Буйное ликование водной стихии полно глубокого смысла: Россия вышла морю, сокрушив доселе непобедимую Швецию и создав флот.

Фонтан «Самсон». Петергоф

Главный персонаж феерического торжества – легендарный Самсон. Могучий исполин шагнул навстречу хищнику, присевшему на задние лапы, и разрывает его оскаленную пасть. В бессильной ярости лев вонзил когти в бедро Самсона, но тот железной хваткой держит челюсти зверя, из глотки которого бьет двадцатиметровый «водяной смерч, скрывающий в радужных лаврах фигуру героя». Восемь дельфинов, выдувая дуговые струи, резвятся у ног побеждающего богатыря, а львы, олицетворяющие страны света, выглядывают из скалы и изумленно внимают шуму борьбы. На бортах ковша у подножия каскада – мифологические сирены. Подавшись вперед, они устремляются навстречу Самсону, трубя в раковины и прославляя его подвиг. Хранительницы вод наяды с мальчиками-тритонами, вторят им, славя героя.
Центральную скульптурную группу композиции реставрировали на месте. Для этого пришлось укрыть Самсона от непогоды под временным домиком – «тепляком». Остальные скульптуры ковша демонтировались и вывозились в стационарные мастерские. После тщательной реставрации статуи полностью вызолотили. Причем на выступающие части фигуры Самсона, подверженные действию падающей воды фонтана, листовое золото для прочности было наложено двумя слоями.

РЕСТАВРАЦИЯ КОТТЕДЖА
Именно с замены динамичной, высокой со скатами железной кровли на медную начались работы фирмы «Пикалов и сын» на этой уникальной постройке дворцово-паркового ансамбля. Параллельно реставрировались все ее фасады с декоративными элементами, ажурное чугунное кружево аркад, прозрачные решетки балконов, террас и лоджий, входная дверь, имеющая сложное стрельчатое завершение с фрамугой готического рисунка. В вестибюле Коттеджа восполнялись утраты мраморного пола, и постепенно ему удалось возвратить парадный блеск. Были отреставрированы как сама великолепная Парадная лестница, выполненная из чугуна со сквозными ограждениями и прорывающая пространство вестибюля на всю высоту, так и декорированная орнаментом роспись ее стен, создающая иллюзию средневекового готического зала.

Дворец Коттедж в Александрии. Петергоф

Гостиная и Библиотека, Большая и Малая приемные, Гардеробная и Туалетная, Кабинет Николая I. В этих интерьерах Коттеджа гармонично сочетаются декоративные росписи в технике гризайль, штукатурные орнаменты потолков, резные украшения из дерева на оконных и дверных откосах и наличниках, наборный паркет, мраморная отделка печей и каминов. Лепной декор был расчищен, укреплен, недостающие его элементы воссозданы и окрашены в соответствующий цвет. При реставрации резьбы дверных и оконных откосов и наличников панели демонтировались, и резчики-виртуозы блестяще воссоздали недостающие детали гирлянд из цветов, плодов, дубовых и виноградных листьев, оживив, где было необходимо, резьбу. Пришлось потрудиться над приведением в порядок паркетов и мраморной отделки каминов и их фризов. По оценкам специалистов, все реставрационные работы на этом объекте были выполнены с высоким мастерством и художественным вкусом.

РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

«Синий кабинет Александра II в Фермерском дворце Петергофа»
Акварель Э. Л. Гау. 1858 г.

Обширный двухэтажный Фермерский дворец с фасадами и интерьерами, выдержанными в неоготическом стиле, строился для летнего пребывания императора Александра II и его семьи. В годы Отечественной войны внутреннее убранство этого яркого архитектурного памятника XIX столетия было уничтожено.
Работы здесь начались в 2003 г. с реставрации балок чердачного перекрытия и стропильной системы. Вся крыша площадью 2078 м2 была полностью окрыта медью. Позже, предварительно произведя вычинку балок междуэтажного перекрытия, сделали черный пол, вслед за этим – устройство перегородок. Были отреставрированы и оштукатурены стены, восстановлены террасы с мозаичным полом и козырьками, а также лестницы. Лепщики приступили к установке потолочных розеток, угловой лепнины, падуг в помещениях дворца. Сегодня в комнате императрицы устанавливается орнамнентальный пояс из гербов Александрии, а в императорском кабинете, где хорошо сохранилась декоративная отделка потолка и падуг, ведется реставрация мраморных панелей каминов...

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>