Андрей Ильин ТПО «РЕЗЕРВ»
В ПЕТЕРБУРГЕ
ПРОЕКТ ПЕРВЫЙ,
НО ВАЖНЫЙ

 

Вторая половина восьмидесятых годов теперь уже прошлого века… Время ускорения и перестройки, сухого закона и плюрализма. Тогда же в форме кооперативов появляются и первые ростки будущих рыночных отношений. Неожиданная и в тот момент еще абсолютно непредсказуемая экономическая свобода мало-помалу стала распространяться: сначала торговля и до той поры абсолютно «ненавязчивый сервис», а затем и другие, «большие», отрасли. «Процесс пошел» и в архитектурном проектировании, которое на протяжении всех предыдущих семи десятилетий считалось у нас абсолютной прерогативой государства.
На волне этих перемен и создавался «Резерв». Дата создания этого московского кооператива, а теперь творческого производственного объединения под таким названием – 14 сентября 1987 г. Фактически он явился одной из самых первых частных архитектурных мастерских на пространствах бывшего Союза. Сегодня в этой компании заняты около двухсот специалистов, из которых пятьдесят – архитекторы. Если принять во внимание не только численность персонала, но и тот факт, что, кроме архитектурных, ТПО «Резерв» оказывает полный перечень инженерно-конструкторских услуг в области строительства, получаются масштабы полноценного проектного института.
До недавних пор разработки объединения воплощались если и не на все сто, то, по словам главного архитектора ТПО «Резерв» Владимира Плоткина, процентов на девяносто пять в Москве. И вот теперь – северная столица. Причем архитектурная задача, стоящая перед коллективом – это не какой-то локальный проект, а комплекс сооружений нового пассажирского терминала на Васильевском острове. Этот объект теперь уже не только в официальном обиходе, но и, благодаря стараниям прессы, среди широких народных масс известен как «Морской фасад Петербурга».
Конкурс проектов пассажирского порта, итоги которого подводились в конце прошлого года, привел московское ТПО «Резерв» к победе и праву в дальнейшем вести проект данной программы. СМИ каким-то образом постарались осветить это событие, однако в большинстве случаев это была либо дозированная, либо откровенно ангажированная информация, в которой с разной степенью настойчивости звучал один и тот же вопрос: «почему москвичи»? Мы не стали им задаваться, но при этом все же решили узнать о «Резерве» побольше, для чего связались по телефону с самим Владимиром Ионовичем. Нам приятно было узнать, что наш московский собеседник, по крайней мере, по факту своего рождения – ленинградец и, мало того, детство провел на Васильевском острове. Таким образом, в том, что ему предстоит проектировать крупнейшую по петербургским масштабам стройку именно в этом районе города, просматривается некая символичность.

В. Плоткин: Не знаю, что здесь больше сказывается, место моего рождения или сильное влияние петербургской архитектурной школы, но мои работы порой если и не упрекают, то усматривают в них некоторую отстраненность и холодность. Возможно, в этом как-то проявляется моя любовь к прохладному Петербургу, его чистым и ясным линиям.
Если попытаться сформулировать коротко, то архитектурное направление, которое исповедуется в наших проектах, нацелено на исключительно современные и прогрессивные решения. Работая именно в таком ключе, мы формируем или, во всяком случае, стараемся сформировать собственное творческое лицо. Это служит основой нашей методологии и определяет теперь уже вполне узнаваемый профессиональный бренд – ТПО «Резерв».

Жилой комплекс на пр. Загорского, 11. Москва

Мастерская не раз удостоена высших наград в области архитектуры, включая Золотой диплом фестиваля «Зодчество-2001» в разделе «Новые лидеры – архитектурные мастерские и творческие коллективы России». Дважды – в 1999 и 2001 гг. – коллектив становился лауреатом национальной премии «Золотое сечение». Ряд наиболее удачных работ ТПО «Резерв» входит в экспозицию музея им. Щусева, а некоторые проекты успешно представляли современную российскую архитектуру на международных смотрах и конкурсах.
Одного перечня проектных разработок ТПО «Резерв», в том числе и уже реализованных, с избытком хватит, чтобы закрыть текстом две журнальные полосы. Каждая из них вполне заслуживает высокой профессиональной оценки. Однако среди последних уже построенных по его проектам работ Владимир Ионович выделяет несколько, на авторский взгляд, наиболее удачно выражающих градостроительно-архитектурную концепцию мастерской. Это жилой комплекс на проезде Загорского, 11, с подземным гаражом-стоянкой, рассчитанный на 120-130 тыс. жителей (своего рода небольшой город на карте Москвы, причем с нехарактерной для столицы высотностью в 4 этажа), а также спортивный комплекс с временным проживанием (Москва, Татаровская пойма, ул. Крылатская) и торговый комплекс «Квадро» (Москва, Кутузовский пр., 88).

Торговый комплекс «Квадро». Москва

В. Плоткин: Если считать классикой петербургской архитектуры характерную для облика города прямоугольную сетку застройки, тягу к симметрии или сильным пространственным перспективам, то, на мой взгляд, это нисколько не противоречит принципам, которым мы следуем. Можно сказать, что уже на этапе формирования стилистики замысла, переходя от градостроительных решений непосредственно к объемным, мы стараемся в своей практике не оперировать историческими формами. Дело не в том, правильно это или нет, но «Резерв» придерживается именно такого алгоритма в решении архитектурных задач.
Предложение участвовать в конкурсе было воспринято как большая честь, и мы с огромным удовольствием взялись за эту работу. Проект с самого начала нам представился достаточно амбициозным – это должно быть нечто мощное, знаковое и служить новым символом города, его современных позиций, стать в XXI веке «морскими воротами» России.

 

Спортивный комплекс
с временным проживанием. Москва

Мы отдавали себе отчет, что есть город с его определенными высотными характеристиками, существует акватория Финского залива, территория Невской губы, и необходимо сохранить определенную прозрачность. То есть виды Петербурга со стороны залива и, наоборот, просмотр акватории с Васильевского острова должны сохраниться. При этом существует такой серьезный фактор, как колоссальные размеры круизных кораблей, на прием которых рассчитан новый пассажирский порт. Вы понимаете, когда у городских причалов появляется такой исполин 300-метровой длины и высотой с двенадцатиэтажный дом, то город – во всяком случае, визуально – становится маленьким. Необходимо было решить вопрос адекватности и пропорций. Поэтому подчеркну, одна из главных задач, стоявших перед нами, состояла в сохранении визуальных связей и пропорций. Во-первых, это должно быть мощное сооружение, не способное затеряться на фоне гигантских пассажирских судов. А во-вторых, оно не должно закрывать виды залива из городских окон, равно как и не заграждать собой перспективу обозрения Петербурга с моря. В свою очередь, и прибывающие корабли должны восприниматься в качестве элемента архитектурного ансамбля порта. Такая постановка задачи привела нас к идее заняться проектированием одновременно и большого, и прозрачного сооружения.
Разумеется, завершилась только первая фаза работы над проектом, и делать еще предстоит довольно-таки много. Сейчас идут уточнения заданий с заказчиком, причем достаточно радикальные, поэтому, не меняя сути, конкурсное решение придется в существенной мере пересматривать. В то же время, В. Плоткин уверен в хороших перспективах проекта. И то, что делается сейчас – естественный процесс, ведь, по большому счету, архитектура состоит не только в сочинении и представлении идеи, но также в умении адаптировать ее к реалиям и изменению условий.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>