СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Андрей Ильин
Новое качество
строительных традиций

ЧЕТЫРЕ ГОДА В ПЕТЕРБУРГЕ
Наша встреча с заместителем директора по строительству в Санкт-Петербурге ДТФ «Мостоотряд–90» Михаилом Анатольевичем Козловым стала своего рода подведением первых итогов и оценкой перспектив деятельности этой подмосковной фирмы на строительном рынке северной столицы. Предприятие является филиалом ОАО «Мостотрест» и имеет более чем 60-летний опыт работы в транспортном строительстве. В Петербурге фирма заявила о себе четыре года назад в ходе строительства транспортной развязки на пр. Обуховской обороны, вантового моста, а уже в 2002 г. Мостоотряд–90 принял участие в реставрационном ремонте Троицкого моста.
С 2001 г. ДТФ «Мостоотряд–90» участвует в строительстве кольцевой автодороги вокруг С.-Петербурга. Работы по съезду № 1 и въезду № 1 транспортной развязки на проспекте Обуховской обороны

М. Козлов:
– В процессе реконструкции этого исторического памятника, генподрядчиком которой выступило ЗАО «Пилон», оказался востребованным и накопленный нами опыт восстановления такого рода сооружений, и те технологии, которые мы сумели предложить. Начав с полной разборки прежних поверхностей, покрытия и изоляции аркадной части, впоследствии мы выполнили устройство плит проезжей части в пролетах 0–1 и 3–4 фермы металлического моста.
За долгое время работы в обеих столицах мы получили хорошую практику преодоления тех сложностей, с которыми приходится сталкиваться, строя в мегаполисах. Даже представляя солидную компанию с большим опытом и хорошей репутацией, при строительстве в центре вы неминуемо столкнетесь с веками складывавшейся городской инфраструктурой, необходимостью сохранения исторических и архитектурных памятников, сложными подземными и транспортными коммуникациями. На промышленных окраинах приходится учитывать наличие высоковольтных ЛЭП, частных гаражных кооперативов, железнодорожных путей и т. п., снос или перенос которых зачастую просто невозможен, как это было, например, при строительстве развязки на пр. Обуховской обороны.
Для Петербурга с его историческими градостроительными особенностями, сложностями транспортной схемы и теми перспективами, которые просматриваются в новой концепции генерального плана, весьма актуальны современные технологии, позволяющие вести строительство в сжатых условиях городского пространства – «стена в грунте», «надвижка пролетных строений». Использование, например, надвижки дает возможность прокладывать транспортные артерии над существующей городской застройкой без ограничений движения автомобильного, железнодорожного или речного транспорта. Эту освоенную нами технологию мы уже успешно применяем в северной столице.

«Политика Правительства Санкт-Петербурга направлена на всестороннее усовершенствование принципов городского строительства. Сегодня мы пришли к системе проведения торгов. Инвестиционный процесс стал прозрачным и равнодоступным для всех строительных компаний. В строительной сфере возникла конкурентная среда. Уверена, что эти преобразования принесут пользу в первую очередь горожанам…».


Губернатор Санкт-Петербурга
В. И. Матвиенко

МЕТОДОМ «НАДВИЖКИ»
Мостоотряд–90 завершает возведение эстакады длиной 1420 метров на участке ПК 553+77-ПК 567+98 КАД вокруг Санкт-Петербурга от Приозерского шоссе до автодороги «Россия» по заказу Государственной службы дорожного хозяйства «Росавтодора», финансируемой за счет средств Европейского Банка Реконструкции и Развития.
На этом объекте впервые в Петербурге применяется упомянутая технология продольной цикличной надвижки стального пролетного строения. Ранее этот метод был уже опробован в Москве на строительстве 3-го транспортного кольца при сооружении эстакады длиной 960 м от Нижегородской ул. до шоссе Энтузиастов. В Петербурге мы решили более масштабную задачу – длина конструкции составила 1420 м при общем весе 9500 т, и ее сборку и надвижку производили более чем в 20 стадий за рекордно короткий срок – 11 месяцев.

Первое в Петербурге применение технологии продольной цикличной надвижки стального пролетного строения.
Возведение эстакады длиной 1420 м на участке от Приозерского шоссе до автодороги «Россия»

М. Козлов:
– Пролетное строение петербургской эстакады – металлическое неразрезное, объединяемое на монтаже автоматической горизонтальной и вертикальной сваркой, а также высокопрочными болтами. Его сборка велась на стометровом стапеле из заводских элементов массой до 20 т. Металлоконструкции собирались и надвигались на высоте до 18 м от земли при помощи толкающего устройства из двух гидравлических домкратов, развивающих усилие в 1000 т. Средняя скорость надвижки составила 3–4 м/час. При этом пролетное строение перемещалось перекаточными устройствами, снабженными карточками скольжения на основе тефлона. По окончании надвижки пролетное строение было вывешено на домкратах и попеременно опущено на постоянные опорные части. Ввод эстакады в эксплуатацию намечен на июнь 2005 года.

«СТЕНА В ГРУНТЕ»
Эту новую технологию Мостоотряд–90 освоил в процессе работ на Лефортовском автодорожном тоннеле в Москве и теперь широко применяет ее в жилищном и гражданском строительстве. Как правило, это элитные дома с внушительным подземным пространством. В прошлом году Мостоотряд–90 возвел стену в грунте в ходе строительства жилого дома по Смоленской набережной и выполнил аналогичные работы при постройке дома на ул. Пырьева в Москве. Сегодня мостостроители применяют эту технологию при сооружении скоростной железнодорожной транспортной системы аэропорта Внуково в Москве.

«Мостотрест» был создан в 1931 году как единственная специализированная организация по строительству больших и внеклассных мостов. Сегодня это открытое акционерное общество – крупнейшая в стране компания, специализирующаяся в области строительства и реконструкции железнодорожных, автодорожных и городских мостов и путепроводов.

М. Козлов:
– Главное преимущество метода состоит в том, что использование «стены в грунте» не выбивает живущих по соседству со строительной площадкой горожан из привычного уклада. Работы ведутся практически без шума и вибрации, и это позволяет строить в непосредственной близости от уже существующих зданий и сооружений, не угрожая им разрушением и деформацией, поскольку отсутствуют динамические, вибрационные и пр. воздействия, что очень важно для условий плотной городской застройки.

Построить подземную часть многоэтажного жилого дома в столь небольшом московском дворе да еще напротив английского посольства было бы невозможно традиционными методами. Ограждение котлована при строительстве фундамента жилого дома на Смоленской набережной с подземной автостоянкой в 3 яруса глубиной 12 м выполнено методом «стена в грунте». Глубина стены – 18,5 м. Крепление стены выполнено в 2 яруса 178 грунтовыми анкерами, длиной до 21 м и расчетными нагрузками 50 т на каждый. Общая длина стены 240 п. м.

Благодаря данной технологии появляется возможность на глубине до 50 метров возводить стены, которые обладают несущей способностью и достаточной водонепроницаемостью. Поэтому они могут служить в качестве постоянной конструкции сооружений, и тем самым достигается двойная экономия. Важно, что стены в грунте можно возводить в глинистых, песчаных и гравийных породах. Обеспечивая высокую надежность в сложных геологических условиях, эта технология также позволяет сэкономить время – в среднем возводится до 200 п. м. стены на один станок в месяц.
М. Козлов:
– Когда мы говорим о том, что являемся одной из старейших строительных компаний и у нас много рабочих династий, а накопленный опыт передается из поколения в поколение – это, на первый взгляд, звучит несколько старомодно. Однако если вдуматься, то от своих предшественников-мостостроителей мы переняли мастерство и добросовестное отношение к своему делу, ответственность за то, чтобы каждый элемент конструкции, каждый сварной шов, каждый кубометр бетона строго соответствовали ГОСТам, ТУ и т. п. Именно поэтому, начиная с 1998 г., наша компания ежегодно получает ревизионные сертификаты по программе «Надежные организации строительного комплекса», а с 2003 г. внедрила и применяет систему менеджмента качества ИСО-9001–2000. Мы постоянно учимся. Все это позволяет предприятию достойно выдерживать конкуренцию с другими строительными фирмами и надеяться на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество с нашими заказчиками и партнерами.


«Мостоотряд-90» ОАО «Мостотрест»
191180, СПб, наб. р. Фонтанки,
д. 96, оф. 83
тел/факс: (812)101-2117, 101-4316
141800, Московская обл., г. Дмитров,
ул. 2-ая Инженерная, д. 46, оф. 1
тел.: (095) 993-9370, 993-9164
факс: (09622) 3-94-29
e-mail: [email protected]

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>