Игорь Разживин

  ВОСЕМЬ ВЕКОВ
МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ
КРОВЛИ


КЛАССИКА ЕВРОПЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ
И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ
ПЕТЕРБУРГСКОЙ КРОВЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
«АЛТЕС»


Использование металла при сооружении кровель в строительстве базируется на многовековых традициях. Их начало восходит к 30-м годам XIII в. Именно тогда крыша и башня известного Хайдельхаймского монастыря в Германии были покрыты медью. Здание стоит до сих пор. Когда в сороковые годы прошлого века был затеян его ремонт, с целью устранить разрушения военного времени, древние листы металлической кровли, не имевшие механических повреждений, даже не пришлось менять.
В России медью издревле крыли купола православных храмов. Несколько позднее, уже в петровскую эпоху, медная кровля стала применяться при строительстве домов, большей частью дворянских, и, сохранившись на многих таких зданиях до сих пор, пережила не одно поколение своих хозяев. Медные крыши Казанского и Исаакиевского соборов, Петропавловской крепости и многих других исторических зданий удачно дополняют исторический облик Петербурга.

Срок службы любого капитального строения напрямую зависит от качества структурных элементов его конструкции, среди которых едва ли не первое по значимости место отводится кровле. Поэтому тему применения в кровельном деле металла вообще и меди в частности было решено раскрыть в беседе со специалистами фирмы, по признанию многих, лидирующей на этом сегменте петербургского строительного рынка. Кровельную компанию «Алтес», образованную в конце восьмидесятых, отличает квалифицированный подход к решению разнообразных профессиональных задач, возникающих при строительстве и реконструкции крыш и мансард. Здесь разрабатываются и модернизируются различные проекты устройства кровель. В Петербурге немало зданий, украшением и функциональной особенностью которых служат крыши от «Алтес». И несмотря на то что эта компания успешно строит любые виды крыш, важно, что устройством металлической кровли здесь занимаются по оригинальной, специально разработанной и запатентованной отечественной технологии.
«Кровельный вопрос» для северной столицы с ее особыми градостроительными и сложными метеорологическими условиями, уникальными высотными характеристиками исторического центра всегда был, является и останется актуальным. Именно поэтому столь трудна задача, которую поставил перед собой «Алтес», сосредоточившись в свое время исключительно на этой теме. Каждый, кто хоть когда-то сотрудничал с этой компанией, прекрасно знает, что все сделанное ее силами отвечает самым высоким стандартам. Этому способствует, во-первых, точное соблюдение мельчайших технологических нюансов на всех этапах строительства и, во-вторых, отлаженная здесь многоступенчатая система контроля качества. Кроме того, слагаемыми высокой репутации «Алтес» остаются уже более чем 15-летний опыт и система менеджмента, направленная на тщательную подготовку и организацию строительства, умение создать комфортные условия для работы с партнерами, а также использование в работе материалов, оборудования и инструментов только высокого качества. Что касается проектной составляющей, то эта часть работы изначально была ориентирована на реальное производство и конечный результат. Отсюда, вероятно, вытекает то обстоятельство, что любое новое строительство, реставрация или реконструкция, к которым подключается эта кровельная компания, по крайней мере в части ее работ всякий раз завершается успешным результатом.
Все это вместе с неизменно позитивными отзывами партнеров компании, а также заказчиков и, что самое главное, людей, живущих под крышами от «Алтес», убеждает, что в выборе эксперта по данному вопросу мы не ошиблись.
Татьяна Садикова, ведущий архитектор «Алтес»:

– Всякое здание на протяжении своей жизни стоит под самыми разными крышами. Это объективная реальность. Металл же в отечественном кровельном строительстве применялся в какие-то периоды чаще, в какие-то – реже. У нас с вековой традицией деревянной застройки больше сооружались деревянные, тесовые крыши. Исключением было, пожалуй, лишь церковное строительство. Купола храмов покрывались металлом, и это служило определенным символом главенства Церкви.
Лишь когда Россия шагнула в Европу и попыталась доказать ей свою адекватность в архитектурном отношении, понадобились новые решения и материалы для создания кровли. Лучше всего видно это на примерах петербургского строительства.
Т. Садикова: Черепица вряд ли соответствовала замыслам архитекторов, работавших в пору барокко, рококо и классицизма. Этот материал больше согласуется с прямыми формами, тогда как использование металла позволяло творить настоящие кровельные чудеса, допускать изгибы, скругления и прочие авторские изыски. Мало того, с проникновением новых технологий и металла в качестве основного стойматериала питерские кровельщики могли с полным правом гарантировать долговечность и настаивать на эстетических преимуществах медных кровель. Сохранившиеся до сей поры крыши исторических построек, появившихся на карте Петербурга в те времена, с их «задумчивой» барочной формой, обилием округлых деталей, тонко вписываются в исторический облик нашего города. Хотя, признаться, архивные сведения, доподлинно подтверждающие, где, когда и какая конкретно была кровля, достаточно скудны.
Медь никогда не считалась дешевым стройматериалом. Позволить себе подобную роскошь во все времена могли лишь очень состоятельные люди. Медная кровля и сегодня считается знаком респектабельности и благополучия владельца здания, будь он собственником или арендатором, корпоративным заказчиком или частным лицом.
Т. Садикова: Главное, что медь в отличие от других кровельных стройматериалов живет чуть ли не вечно, а вместе с тем служит и украшением покрытого ей здания. С течением лет этот металл меняет цвет. Позднее, постарев и покрывшись лазурной патиной, он начинает радовать глаз своей неповторимостью и тайной. Эти метаморфозы создают особое восприятие любого объекта – будь то новостройка или реставрируемый памятник.
Одна из важных характеристик проектной деятельности компании «Алтес» состоит в умении приспособить уже готовые архитектурные разработки к используемым технологиям кровельных работ.

Наб. Бумажного канала, 18а

Т. Садикова: Особый интерес в данном отношении представляет, на мой взгляд, одна из довольно удачно воплощенных попыток придать совершенно типовой офисной постройке из серого силикатного кирпича яркий, запоминающийся образ. Красная крыша сложной формы выделила здание НИИ каплеструйных технологий на наб. Бумажного канала из окружающей застройки.
Павел Батаковский, главный технолог «Алтес Плюс» – строительного подразделения группы Алтес:
– Уникальность кровли этого здания состоит в сочетании выпуклых и вогнутых поверхностей на одном склоне. Подобные элементы очень непросты для исполнения и основная техническая проблема – добиться плавного, незаметного перехода от вогнутых форм к выпуклым. Прямоугольные окна были врезаны в криволинейную поверхность. Сама по себе эта процедура достаточно сложна, но в нашей ситуации важно еще было соблюсти строгую ритмичность повтора фальцев, т. к. это создает неповторимый рисунок кровли. Основы удачного осуществления этой технологии были заложены еще на этапе проектирования. Кроме того, мы применили необычную схему водоотвода, поскольку ни надстенный, ни подвесной желоба при данной конструкции кровли не годятся. На данном объекте работает система потайных желобов и водосточные трубы, расположенные внутри кровельных конструкций (за скатами кровли).

Ул. Белинского, 9

Совсем иные задачи решались авторами проекта в ходе реконструкции жилого дома на ул. Белинского, 9 – максимально вписать его в историческую ткань центра города, соблюсти обязательные условности при строительстве в непосредственной близости от памятников истории и архитектуры.
Т. Садикова: Здание, практически заново воссозданное на месте разрушенного во время войны, теперь, перекликаясь со стоящей напротив церковью святых Симеония и Анны, воспринимается исторически достоверно. Правда, если присмотреться, оно наделено и явными признаками современной постройки (фасадная система остекления, мансардные окна). Но, заметьте, это не вступает в конфликт с окружающей городской средой, чему во многом способствует именно облик крыши. Для ее сооружения использовались как исторические формы, так и исторический материал – медь, а также предпринятая первоначальным автором технология окрытия чешуей. Умелое использование цвета и фактуры материалов кровли и фасадной системы помогло создать иллюзию здания со своей историей. При этом дворовая часть здания выглядит вполне современно и весьма уютно.
П. Батаковский: Здесь была построена кровля ломаного рисунка, пересекающаяся витражной системой. В связи с этим возникли сложности с водоудалением и организацией «продухов» для вентиляции подкровельного пространства. С тем, чтобы устранить т. н. «мостики холода», наличие которых неизбежно при переходе кровельной системы в витражную, были предприняты специальные конструктивные решения. Путем создания элементов архитектурного декора (замковые камни, чешуя на поверхности кровли) и с целью придать историчность архитектурному облику здания мы осуществили доработку внешнего облика дормера. Чтобы избежать намокания фасадов соседнего дома и препятствовать скату снежных масс, окрытие брандмауэров мы сделали с обратным уклоном и прервали поперечными фальцами.
На стыке уже наших веков, двадцатого и двадцать первого, в отечественной архитектуре вновь ощущается дыхание моды на металлическую и, в частности, медную кровлю. У этой современной тенденции есть веские предпосылки: технические и экономические, социальные и исторические. В компании «Алтес» сумели предвосхитить эти процессы, посвятив значительную часть многолетней деятельности поиску оригинальных архитектурных и конструкторских решений, разработке и внедрению новых кровельных технологий, актуальность которых (о чем свидетельствует нынешняя практика) растет и в новом строительстве, и в реконструкции, и в реставрации.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>