Мария Троицкая

Реставрация
Смольного собора
ОБЪЕКТ ЗНАКОВЫЙ – РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Воскресенский собор Смольного монастыря по праву считается блестящим воплощением творческих идей Ф. Б. Растрелли. Занимаясь его проектом, великий архитектор дал свою версию традиционного для русских храмов пятиглавия, «переведя» этот символический образ на язык зрелого барокко. Это строительство началось в 1748 г. по инициативе императрицы Елизаветы. Продолжалось оно долгие годы. Внутреннюю отделку храма в 1832-35 гг. завершал арх. В. П. Стасов.
Этот объект в 2004 г. передали Государственному музею «Исаакиевский собор». Был учтен накопленный здесь опыт восстановления памятников православной архитектуры Петербурга: Исаакиевского и Сампсониевского соборов, храма «Спас на Крови» с ризницей.
Л. Соловьева, заместитель директора музея по реставрации:
– К тому моменту аварийное состояние Смольного собора усугублялось не совсем правильным подходом к ведению реставрации. Шла бесконечная переписка, а деревянные леса двухлетней давности ветшали и превращались в угрозу для всего памятника. Проблема не сходила со страниц газет и постоянно озвучивалась в телеэфире.
Город буквально вздохнул, узнав о решении властей доверить ООО «Интарсия» генподряд по реставрации и ремонту пятиглавия и фасада собора, а также о планах при гарантии финансирования уже к этому Дню города выполнить все работы на верхнем объеме со снятием прежних неинвентарных лесов. Все наконец-то было организовано по четкому графику. Более 200 реставраторов приступили к работе. Были укреплены старые и смонтированы новые леса. Одновременно с фасадами начали реставрировать скульптуру, декор, колокольни, оконные и дверные проемы.

В самом музее о профессионализме, самоотдаче и дисциплине коллектива «Интарсии» знали не понаслышке. В свое время компания уже была привлечена к широкомасштабным работам по реставрации Исаакиевского собора, которые в таких объемах не проводились в течение более ста лет.
Л. Соловьева: «Интарсия» приняла участие в реставрации фасадов из рускеальского мрамора по сложной, специально разработанной для Исаакиевского собора схеме, предусматривающей грубую очистку, воссоздание утраченных фрагментов, укрепление камня с заделкой швов, шлифовку, полировку, защиту мрамора, располировку воском. По оригинальной методике, согласованной с КГИОП, специалисты компании реставрировали угловые скульптуры ангелов, изготовленные методом гальванопластики.
Научный и комплексный подход к решению многосложных задач реставрации и восстановления объектов историко-культурного наследия, неоднократно подтвержденный практикой, ставят образованное в 1992 году ООО «Интарсия» в ряды бесспорных лидеров реставрационного комплекса не только городского, но также государственного масштаба. Этим и был обусловлен выбор именно данной компании в качестве генерального подрядчика на реставрации Смольного собора.

Верхний объем Смольного собора
в процессе реставрации

Л. Соловьева: «Первыми ласточками», возвестившими, что дело сдвинулось с мертвой точки, стали засиявшие золотом к этому Рождеству кресты собора. Реставрация ведется на исключительно научной основе. Наш генподрядчик тесно сотрудничает с учеными и специалистами ГПНИИ «Спецпроектреставрация», Университета Архитектуры, Лесотехнической Академии, ГИПХ, НПО «Нефтехим» и т. д. Решены вопросы позолоты декора, внедряется новый для реставрации метод воссоздания наружного декора с использованием фибробетона.
Несмотря на масштабность и сложность работ, реставраторы относятся к владельцу здания, нашему музею, с неизменным уважением. Все делается грамотно и тактично.
И это позволяет не прекращать проведение концертов в зале собора. Умелый менеджмент, в чем несомненна заслуга ген. директора В. Г. Смирнова, дисциплина, профессионализм и мобильность сотрудников «Интарсии» в очередной раз подтверждают, что в ее лице мы имеем дело с честным и надежным партнером.

В. Сорин, гл. специалист ООО «Интарсия»:
– Одной из уникальных особенностей декора Смольного собора является первое в России применение технологии выколотки. Это не означает, что прежде она была у нас абсолютно неизвестна. Однако вы не увидите выколотного золоченого декора в таких объемах ни на одной из построек, датированных более ранними периодами.
Обратите внимание, к технологии выколотки обратились еще в ту пору, когда технических средств для ее воплощения практически не существовало. А для сер едины XVIII в., когда в архитектуре господствовали стили, подразумевавшие крупную лепку с большими перепадами высот, это обстоятельство тем более удивительно.

Центральный крест Смольного собора
после реставрации

В. Сорин: Выколотка велась по чугунным формам, и именно из-за того, что в проекте предусматривался декор весьма крутого рельефа, было принято решение использовать двухмиллиметровую (!) медь. Даже сейчас, при нашей оснащенности мощным оборудованием, выколачивать медь такой толщины весьма не просто. Можно себе представить, с какими трудностями это было сопряжено, когда в распоряжении мастеров была только физическая сила. Зачастую им не удавалось абсолютно точно вколотить в форму медный лист – к финалу тот начинал расползаться и трескаться. Его извлекали из формы и дальше обрабатывали с наружной стороны (выколотка обычно ведется с внутренней). Поскольку такая доводка производилась буквально «на глазок», конечный результат зависел от умения и художественной одаренности конкретного мастера. Выходили изделия совершенно разного качества. Например, головы херувимов, по логике вещей, должны были оказаться совершенно одинаковыми, раз делались по одной и той же форме. Тем не менее, в убранстве собора вы не увидите ни одного похожего друг на друга херувима. Мало того, некоторые из этих изображений заметно искажены – флюсы, косоглазие и т. п. Но, видимо, тогда, в XVIII в., это устроило тех, кто принимал работу. Причем это характерно не только для голов херувимов, но и для большинства прочих деталей убранства собора. В итоге мы сейчас имеем дело со специфической реставрационной задачей, решая которую, важно соблюсти индивидуальный подход к каждому восстанавливаемому элементу и не перепутать местами детали, одинаковые по проекту, но оказавшиеся совсем непохожими на деле.

Декоративные элементы металлодекора Смольного собора после реставрации

Л. Голубева, директор производства ООО «Интарсия»:
– Непосредственно в процессе реставрации обнаруживается много непредвиденного, хотя перед началом работ имеются обязательные данные предварительного обследования и пакет необходимой документации. Пример – фонарик собора, находящийся на высоте около 70 м и имеющий 8 окон. Оказалось, что стекла там имели трещину, и в результате испытываемых на протяжении двух с половиной столетий колоссальных ветровых нагрузок вся столярка в этой части была выдавлена и развернута. Ее пришлось снимать и реставрировать в условиях мастерской.
На большом куполе, расположенном на двух уровнях (70 и 98 м) оказалось всего процентов десять недеструктированной штукатурки. Она пострадала как от времени, так и от краски, применявшейся в ходе поздних ремонтов. Случалось, что насосы не тянули, и приходилось поднимать раствор с уровня на уровень вручную.

В. Сорин: Изначально детали декора были покрыты толстым слоем огневой позолоты, и ее сохранилось довольно много. Уцелевшее следовало законсервировать, чтобы продлить жизнь подлинному золочению декора. В то же время, нам с помощью современных методов выколотки нужно было воссоздать многочисленные утраченные элементы и позолотить их, так же, как и те фрагменты, где золота не осталось. Причем сделать это так, чтобы и золочение, которому уже больше 250 лет, и новое не отличались ни визуально, ни по качеству.
По оценке руководства компании, работы на верхнем объеме выполнены уже на 80%. Значительная часть подлежавших восстановлению деталей готова, воссозданы утраты, произведены золочение и защита всего восстановленного. Реставрация собора готова вступить в финальную стадию.
В. Сорин: Всякий раз, когда перед нами ставится новая практическая задача, решения которой на первых порах никто не знает, мы вынуждены искать новые пути. В случае со Смольным собором складывалась как раз такая ситуация, но, думается, наш опыт, творческий подход к делу и помощь ученых Петербурга позволили справиться со всеми художественными и техническими проблемами. Теперь, когда они позади, и оставалось только смонтировать восстановленные и воссозданные детали верхнего объема, в феврале работы приостановились, ввиду прекращения их финансирования.

Северная башня Смольного собора
в процессе реставрации

Л. Голубева: Еще с конца октября мы начали осваивать нижний объем основного собора, и уже выполнили около четверти запланированного. Сегодня здесь ведется воссоздание исторической чугунной балюстрады. Ее крепежи мы отыскали при вскрытии старой кровли. Судя по эскизам Растрелли и другим иконографическим материалам, балюстрада существовала изначально и была демонтирована где-то в предвоенные или военные годы. Когда было принято решение по ее воссозданию, возник вопрос, выдержат ли стены такую нагрузку, поскольку речь шла о 73 т чугуна. Произведя вскрытие кровли, мы обнаружили невиданную стропильную систему. Кровля и свод из сплошного кирпича тянулись вглубь к коньку в среднем на четыре(!) метра.
При нормальном финансировании можно было бы вести речь о полном завершении реставрации уже в III квартале. Во время последнего обхода мы в очередной раз убедились, что в стойках имеются трещины, и если не открыть верхний объем в намеченные сроки, то леса придут в аварийное состояние. Здание должно «дышать», люди – им любоваться, а те, кто его реставрировал – гордиться своей работой.

С просьбой прояснить финансовую сторону ситуации мы обратились к председателю КГИОП Петербурга В. А. Дементьевой:
– Финансирование этого важнейшего в историко-культурном отношении объекта ведется из федеральных источников. Подрядчика мы старались всячески стимулировать, и «Интарсия» фактически начала работать впрок, поэтому понятны и опасения реставраторов. Спешу их успокоить, федеральные деньги, 65 млн. руб., на продолжение работ уже выделены целевым образом. Кроме того, на эти цели частично будут выделены и городские средства. Вопрос, как завершать реставрацию, будет, вероятно, решаться лично губернатором В. И. Матвиенко. Могу предположить, что, скорее всего, будут привлечены внебюджетные фонды, поскольку для этого понадобятся немалые вложения – около 260 млн. руб.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>