Острова Адмиралтейского завода. Начало ХХ в.

Валентина Лелина
член Союза Писателей и Союза архитекторов России



ВЕРФИ И КОЛОМНА
Коломна – один из самых романтических районов Петербурга, до сих пор сохраняющий свое лицо, характер, камерность пространства. О нем написано множество книг и краеведческих исследований. Ежегодно в музее-квартире А. Блока проходят конференции «Коломенские чтения», выставки, посвященные Коломне, которая всегда считалась излюбленным местом поэтов, а в здешних мансардах и дворовых флигелях издавна находились мастерские художников, и эта традиция сохраняется до сих пор. О жизни этой малонаселенной части города известно из поэмы Пушкина «Домик в Коломне». И Гоголь в повести «Портрет» запечатлел ее характер: «Тут все непохоже на другие части Петербурга; тут не столица и не провинция… здесь все тишина и отставка».
Вид на главное корабельное здание с Часовой башней и Большой эллинг со стороны Мойки. Фото начала ХХ в. (до перестройки здания)

«ГДЕ МАЧТЫ СКРИПЯТ И БАРКИ КАЧАЮТСЯ…»
Театральная площадь с Мариинкой и Консерваторией определили музыкальную и артистическую линии жизни района. В театре «Лунапарка» на улице Декабристов в начале прошлого века держала антрепризу Комиссаржевская, ставил спектакли Мейерхольд. Несмотря на долгую историю Коломны, что-то в ней остается неизменным и вечном. Похоже, что именно окраинный характер местности, обилие воды – реки, каналы, привлекали сюда людей искусства. «Я приникал к окраи­нам нашего города, – писал Блок в июне 1905 года. – В Петербурге не отдохнуть, не узнать всего, отдых краток там только, где мачты скрипят, барки покачиваются, на окраине, на островах, совсем у ног залива, в сумерки».
Уже давно и далеко отодвинулись рубежи города от прежних пограничных линий – Фонтанки и Обводного канала. Но до сих пор у Калинкина моста, в устье Фонтанки чувствуется историческая пограничность этой местности. Как годовые кольца на срубе дерева, на теле северной столицы остаются следы меняющегося пространства.

Вид на Галерный остров и здание плаза. Фото начала ХХ в.

Все описания Коломны и исследования этого района как-то обходили стороной большое влияние на ее пространство огромной территории завода, нынешних «Адмиралтейских верфей». Будто бы эти два образования существовали совершенно изолированно. А между тем еще в XIX столетии завод очень активно вторгался в пределы Коломны. Даже по фотографиям начала XX в. можно видеть множество грузовых барок, заполнивших Фонтанку возле моста, ведущего на Галерный островок, силуэты складов Морского ведомства, постройки Сального буяна, Главную корабельную мастерскую и Большой эллинг со стороны Мойки.

Сальный буян Тома де Томона. Утрачен к 1914 г.

НОВОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО
Конечно, завод – это всегда в какой-то степени самостоятельная субстанция. Но силуэты его строений, краны, механизмы, трубы – все это формирует не только само предприятие, но и его ближайшее окружение. Особенно же это относится к истории прославленных Адмиралтейских верфей. Их историческое наследие – это не только страницы создания отечественного флота от первых линейных кораблей до новейших танкеров и субмарин, но и строительство интереснейших индустриальных зданий и сооружений, использование прогрессивных конструкций и передовых технологий в строительстве и производственных процессах.
Территория, занимаемая верфями сегодня, быть может, не так велика по сравнению с подобными заводами, например, в Западной Европе. Однако по сравнению с городскими кварталами, исторически примыкавшими к заводу, его огромность поражает. Гигантские краны поднимаются над городскими постройками в нижнем течении Невы. Как исполинские стражи на фоне закатного неба, они напоминают об одной из главных целей основания здесь столицы – создании отечественного флота. Вниз по течению Невы, потом вдоль Мойки, по реке Пряжке к старинному Калинкину мосту, – где бы мы ни находились в этой части города, повсюду в просветах улиц и проспектов, над крышами домов высятся гигантские краны и силуэты производственных корпусов.
Образ промышленного Петербурга до сих пор мало изучен в литературе и слабо представлен в изобразительном искусстве. Лишь немногие поэты и художники начала XX в. сумели прочувствовать особую красоту промышленных строений с их скрытой энергией. Известный график Мстислав Добужинский оставил замечательные литографии с изображениями эллингов и кранов Нового Адмиралтейства в панораме Мойки и Пряжки. Александр Блок любовался этими видами из окон своей последней петербургской квартиры.
Историческая заводская среда во многом изменилась за прошлое столетие. Из-за расширения и модернизации предприятия достойные сохранения исторические здания безвозвратно утрачены (например сооружения Сального буяна и каменные эллинги на Галерном острове). Но, к счастью, многое удалось уберечь, и можно представить, какими величественными в панораме Невы были эти постройки, олицетворяющие собой своеобразные «морские ворота» города.
История освоения трех островов – Ново-Адмиралтейского, Матисова и Галерного восходит к началу XVIII века, когда главная верфь Санкт-Петербурга – Адмиралтейство, оказавшаяся в центре столицы, уже к 1712 г. утратила возможность расширяться, в связи с чем производство малых судов и, прежде всего, галер было перенесено к устью Большой Невы, а место стало называться Галерным двором. Он вместе с лоцманской деревней и многочисленными складами смыкался с Адмиралтейством, занимавшим все обширное прибрежное пространство от Зимнего дворца до Новой Голландии.

Каменные эллинги Галерного острова, выходящие к заливу. Разобраны после 1907 г.

Рост Петербурга, быстро обретавшего столичный облик, и его благоустройство потребовали вывода промышленности из Главного Адмиралтейства, находившегося поблизости от царской резиденции и городского центра. Указом Павла I в 1800 г. Галерный двор получил название Новое Адмиралтейство, и здесь стала строиться новая, более совершенная верфь. Постепенно строительство крупных военных судов переводилось на Ново-Адмиралтейский остров, тогда как на близлежащем Галерном островке стали строить фрегаты, клипера и небольшие парусники. При этом Старое Адмиралтейство продолжало работать еще несколько десятилетий.
Над архитектурным замыслом Нового Адмиралтейства работали известные зодчие и инженеры. Наиболее важный этап строительства продолжался с 1825 по 1838 гг. и был связан с работами по улучшению и развитию флота в царствование Николая I. Архитекторы Э. Х. Анерт и И. Г. Гомзин, инженеры П.-Д. Базен, А. Карбоньер и В. П. Лебедев возвели в те годы целый комплекс построек различного производственного назначения. В тот же период здесь был построен первый в России каменный эллинг размерами 89х27,7х21,6 м. Автор первоначального замысла – выдающийся инженер П.-Д. Базен – использовал в качестве аналога подобное сооружение во Франции. Грандиозная постройка перекрыта высокой крышей-шатром размерами 92х29х26 м. Ее структурную основу составляют кирпичные пилоны, связанные продольными аркадами. Гигантская арка в торцевом портале, обращенном к Неве, была сплошь остеклена (этот стеклянный экран-витраж разбирался перед спуском корабля). Строители талантливо переработали тип деревянного перекрытия в металлическую комбинированную безраспорную конструкцию. Мощная рама с нижним арочным поясом не оказывала давления на вертикальные опоры. Строительство этого уникального сооружения, украсившего, наряду с Сальным буяном, панораму Невы напротив Горного института, было закончено в 1838 г. и стало достижением инженерного искусства.
Месторасположение завода имело большое градостроительное значение. Производственные строения доминировали в панораме Невы, и петербургские зодчие эпохи классицизма, учитывая важность этого ансамбля, разрабатывали планировку комплекса по принципам классической композиции. В конце Галерной улицы от главного входа на завод начиналась длинная аллея, которая шла параллельно Неве. Она служила основной композиционной и функциональной осью комплекса, справа от которой размещалась собственно судостроительная часть – эллинги и главные мастерские. На береговой полосе были устроены пристань и дамбы с павильонами для публики, наблюдавшей за торжественным спуском кораблей.

Заводские краны. Вид от площади Репина
Производственные постройки завода
Ч. Берда (Франко-русских заводов)
Большой каменный эллинг
на Ново-Адмиралтейском острове 1890-х годов
Малый каменный эллинг 1830-х годов

Благоустроенный вид берега и всего завода со стороны Невы во многом диктовался частым присутствием на этих церемониях царствующих особ и свиты. В ту пору спуск больших кораблей был значительным фактом. Горожане толпились на противоположном берегу, наблюдали из лодок и яликов на Неве, и, естественно, парадный вид адмиралтейских строений был крайне важен в ощущении важности события. В 1830-х гг. на территории предприятия были устроены пристани, набережная, чугунные ворота с решетками и мосты. Рисунки и позднее фотографии спусков кораблей на воду часто воспроизводились в иллюстрированных журналах. Торжественность и красота подобных зрелищ были бесспорны – особенно сам момент спуска, когда архитектура корабля и эллинга еще неотделимы.
В первой половине XIX в. были заложены основы строгой и упорядоченной планировки наиболее парадной части завода. Ей подчинялись все деревянные эллинги, металлические сараи-склады, судостроительные мастерские.
Новый каменный эллинг (большой), построенный рядом со старым по проекту военных инженеров С. Н. Будзынского, Н. П. Дуткина и Н. Д. Куторги в 1893 г., дополнил панораму берега. Окончательно завершил ее храм-памятник русским морякам, погибшим при Цусиме – Спас-на-водах, построенный в 1911 г. (арх. М. М. Перетяткович).
Галерный и часть Матисова о-вов, где с 1792 г. находился знаменитый механический и литейный завод Чарльза Берда, также осваивались с XVIII в. Но их строения уступали по архитектурной значимости и парадности постройкам Нового Адмиралтейства. Завод Берда, знаменитый постройкой первого русского парохода, стал отечественной школой машиностроения. Здесь изготавливались паровые машины для монетного двора, Тульского оружейного завода, Шлиссельбургских шлюзов, устройства для обточки стекла по заказу Императорского стекольного завода и многие сложные по тем временам механизмы. Технические знания и практический опыт позволили английскому инженеру и предпринимателю организовать производство по самой передовой технологии.
Из сохранившихся исторических построек Матисова острова наибольшую историко-культурную ценность представляют служебное здание (предположительно дом Берда), обращенные к Неве производственные корпуса, один из которых, построенный в 1890-е гг., увенчан водонапорной башней. К этому времени фирма Берда стала собственностью акционерного общества Франко-русских заводов (в наши дни здесь находится Фольгопрокатный завод). Теперь только небольшой пешеходный Бердов мост через р. Пряжку и краснокирпичные строения на Неве напоминают о славной истории этого предприятия.
Галерный остров в отношении застройки осваивался менее активно. Строения XVIII в. были деревянными – в основном сараи, мастерские. В 30-е гг. XIX в. на мысу при разветвлении двух рукавов Фонтанки была выстроена каменная смольня. В западной оконечности острова тогда же возвели деревянный фрегатский эллинг, позже расширенный и перестроенный в крейсерский. Во 2-й пол. XIX в. рядом был выстроен каменный эллинг, подобный большому в Новом Адмиралтействе. На месте же сгоревшего в 1901 г. деревянного через пять лет построили другой, каменный. В 1902 г. по проекту военного инженера В. П. Апышкова на Галерном островке построили здание канцелярии и чертежной.
Указом по Морскому Министерству с 1 января 1908 г. судостроительные верфи Галерный Островок и Новое Адмиралтейство были выделены из состава кораблестроительной части Санкт-Петербургского порта и объединены в одно предприятие под общим названием «Адмиралтейский судостроительный завод». Это повлекло реформацию производства и реконструкцию строений. По экономическим соображениям и в силу градостроительных особенностей своего расположения развитие Нового Адмиралтейства признали нерентабельным. Основная перестройка и модернизация производства шла на Галерном острове. Руководство переустройством осуществлял Н. И. Дмитриев, ставший главным инженером-технологом и заведующим судостроительными и механическими мастерскими Адмиралтейского завода, архитектором которого в 1907 г. назначили гражданского инженера А. И. Дмитриева. Подрядные работы выполнял арх. Н. П. Козлов, позднее занявший должность главного архитектора. По его проектам в 1913–1914 гг. возведено каркасное здание плаза и административное здание на Лоцманской ул.
Модернизация производства, архитектурное и конструктивное решение зданий электростанции и главной судостроительной мастерской были осуществлены по тому времени на самом высоком инженерном уровне.

Устье Фонтанки от Галерного мостика.
Постройки на бывшем лоцманском
(Подзорном) острове
Подъемный кран-ветеран. 1940 г.
Памятник техники
Правый рукав Фонтанки
с видом на Галерный остров

Судостроительная мастерская оборудована мостовыми кранами. Пролеты перекрыты специально сконструированными легкими фермами. Металлические конструкции выполнялись Северным механическим и котельным заводом (быв. Тильманса). Эти здания, построенные в 1909–1910 гг., до сих пор восхищают специалистов своим рациональным обликом, передовыми приемами организации пространства. Их автор А. И. Дмитриев, удостоенный в 1912 г. «за известность» звания академика архитектуры, в дальнейшем много работал в области промышленного строительства. Он был одним из первых среди архитекторов, занявшихся поиском специфических средств выразительности для утилитарных сооружений.
К сожалению, два величественных каменных эллинга в западной оконечности островка были разобраны уже к 1917 г. и заменены стапелями. Только по фотоснимкам можно судить, насколько эти строения украшали панораму со стороны залива и устья Невы.
На исторической территории Адмирал-тейских верфей до наших дней сохранились старый (малый) и большой каменные эллинги с судостроительной мастерской, два сборных металлических сарая-склада с клеймами на строительных конструкциях, на которых можно разобрать буквы и цифры: «London, 1858», караульный дом 1830-х гг. постройки, расположенный при входе на главную аллею завода, кузница, мастерская, нарядный дом, главное корабельное здание. Все эти постройки представляют большую историко-культурную ценность, являясь уникальными образцами промышленного зодчества и памятникам истории отечественного судостроения.
К сожалению, великолепная панорама прибрежной части завода в советский период была постепенно искажена. В 1930-е гг. снесен храм-памятник Спас-на-водах, каменные эллинги застроены с торцов малопривлекательными зданиями из силикатного кирпича. Развивались новые технологии в судостроении, но эстетика новых построек по берегу Невы стала слишком утилитарной. Исчезли мощные градостроительные акценты при въезде в морскую столицу. Увидеть удивительные исторические здания можно только с территории завода.

ЧТОБЫ ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЛАСЬ
Каждый, кто попадает на Ново-Адмиралтейский остров впервые, не может не восхититься этим музеем под открытым небом. Силуэты старых каменных эллингов возвращают нас в прошлое. Они точно седые, но еще крепкие великаны, донесшие сквозь время историю завода.
Привлекательность этой территории с сохранившейся уникальной производственной архитектурной средой для города очевидна. Идеи ее переустройства выдвигались еще главным технологом завода Н. И. Дмитриевым, предлагавшим вывести производство с Ново-Адмиралтейского острова и отдать его под жилую застройку.
В наши дни именно Галерный остров с его постройками наиболее активно входит в пространство Коломны. Лоцманская улица со стороны завода отгорожена от его территории утилитарными промышленными зданиями. Панорама Невы со старыми эллингами искажена поздними пристройками. И только с Фонтанки, с Калинкина моста открываются силуэты здания плаза, электростанции. Сквозь кулисы, образованные тополями, мы видим то же здание плаза и два портала кузницы и мастерской, выполненные в традиционном кирпичном стиле. Они напоминают произведения романского периода – с мощными контрфорсами, с витражными окнами. Уникальны и их внутренние конструкции. С наступлением холодов, когда облетают листья с тополей, Фонтанка покрывается белыми проталинами, светятся крупные оконные проемы, слышна работа, совершаемая в этих старых стенах.
Оглядываясь на историю завода, поражаешься, что каждый рубеж века, начиная с основания города, очень активно вмешивался в пространство этой местности.
В начале XVIII в. завод только начинался. На старте XIX столетия он укрепился на Ново-Адмиралтейском острове, были построены основные значительные сооружения. С началом прошлого века была проведена мощная реконструкция Галерного острова с невосполнимой потерей каменных эллингов, Сального буяна, а в дальнейшем и Лоцманской деревни.
Теперь наступил XXI век. И опять под угрозой оказалась столетняя страница истории старейшего предприятия города, а главное, особая атмосфера Коломны. Из статьи «Адмиралтейские верфи на пороге радикальной реконструкции», опубликованной в журнале «Дизайн и строительство» 3(24) 2004, следует, что значительной реконструкции может подвергнуться территория именно Галерного острова. Гигантские корпуса-коробки закроют панораму со стороны Фонтанки и Калинкина моста, исчезнут постройки архитектора Дмитриева.
Как патриоту города и Коломны, мне очень хочется, чтобы Адмиралтейские верфи находились на этом историческом месте, чтобы история завода продолжалась. Но охрана памятников на государственном уровне – это уже достижение культуры второй половины XX века. Хочется надеяться, что в наступившем столетии Петербург, возвращаясь к идее современной реконструкции Адмиралтейского завода, подойдет к этому на новом уровне понимания сохранения исторического индустриального наследия и уникальной среды района Коломны. С воссозданием храма-памятника и величественных порталов эллингов, с перепрофилированием наиболее интересных в архитектурном отношении построек завода под новые нужды и функции музейно-делового центра может открыться новая страница в освоении этой ценнейшей исторической территории Петербурга.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>