Валерий Исаченко,
художник, архитектор
ПЕРВОСТРОИТЕЛЬ
ПЕТЕРБУРГА

Поток краеведческой литературы последнего десятилетия довольно велик. Этот факт можно оценивать только положительно, однако читателю становится все труднее ориентироваться в обилии имен петербургских зодчих. Для нашего города с его богатейшей архитектурной историей в данной ситуации нет ничего удивительного. Правда, в этот же период наметился некоторый перекос в сторону идеализации мастеров эклектики и модернизма. Случается даже, что авторские оценки их творчества оказываются преувеличенными, а то и необъективными. Поэтому особенно приятно и важно, когда вниманию заинтересованной читательской аудитории бывают представлены серьезные исследования, проливающее свет на имена зодчих первой половины XVIII в., незаслуженно отодвинутые на задний план. Хотя именно их талант и старания легли в основу и определили все будущее строительства Петербурга.

Книга под названием «Н.Ф. Гербель – городской архитектор Санкт-Питер-Бурха» вышла в свет в конце прошлого года. Монография примечательна тем, что ее автор – А.А. Морозова, – опытный архитектор и, к тому же, прямой потомок героя повествования. Отсюда, вероятно, и характерный для книги стиль увлеченного и взволнованного рассказа.До появления книги широкой публике, откровенно говоря, было крайне немного известно о творческом пути и обстоятельствах жизни этого незаурядного художника и строителя, выходца из Швейцарии. Деятельность Гербеля никогда не удостаивалась такой степени исследовательского внимания, какую снискала работа его более именитых и удачливых современников (Трезини, Фельтена и др.). Знания петербуржцев большей частью ограничивались отрывочной информацией о том, что по проектам этого русского швейцарца выстроены Кунсткамера и Комплекс конюшенного ведомства. Зато мало кто мог предполагать, что изначальная планировка исторического центра С.-Петербурга была не трех-, а пятилучевой. Кроме Невского, Вознесенского проспектов и Гороховой улицы, в ее систему входили Миллионная и Галерная. Автором этой концептуальной градостроительной идеи был никто иной, как Николай Федорович Гербель.

Архитектор со стремительностью и в масштабах, свойственных петровской эпохе, возводил церкви и дворцы, жилые и общественные здания. Многие из этих исторических построек в напластованиях более поздних времен сохранились до наших дней. Не исключено, что именно Гербель был автором иконостаса Петропавловского собора и других шедевров. Выяснить это – дело новых поколений исследователей историко-культурного наследия северной столицы.
Николай Федорович стал родоначальником целой династии ярких и самобытных зодчих Петербурга, в числе его потомков – многие выдающиеся деятели отечественной культуры и науки. В этом смысле примечательно, что, продолжая семейную традицию, Анна Александровна Морозова взялась за столь кропотливую и требующую полной творческой самоотдачи работу. Книга в отличие от некоторых других краеведческих изданий отнюдь не грешит наукообразием или канцеляризмом. Напротив, ее с интересом может прочесть человек, даже абсолютно далекий от академических познаний в областях истории и архитектуры. Кроме того, А.А. Морозова выступила художником книги о своем предке.
Очень надеюсь, что на фоне прочих событий культурной жизни нашего города, это не останется незамеченным. Книга А.А. Морозовой приоткрывает нам еще одну до сей поры практически неизвестную страницу славной истории Петербурга.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>