Ирина Радченко

«ИСТОРИЯ РОССИИ – ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ТАК ПО ВЕРСИИ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ ДОЛЖЕН БЫЛ НАЗЫВАТЬСЯ ПАРК
В ЧЕСТЬ 300-ЛЕТИЯ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ ВО ФРУНЗЕНСКОМ РАЙОНЕ

На этот раз уже вторая встреча с Церетели состоялась в Москве. Зураб Константинович согласился принять нас у себя в Академии художеств. В этом году мастеру исполнился семьдесят один год, и, признаться, больше всего поразило то обстоятельство, насколько он деловит и работоспособен, с какой завидной даже для молодых энергией берется за решение самых сложнейших вопросов.
Мы обговаривали некоторые детали будущей публикации, а параллельно Церетели удавалось обсуждать с представителем одного из южных регионов России будущее открытия иконописной школы для детей-инвалидов, ответить на телефонный звонок Эльдара Рязанова, вести переговоры по расширению взаимодействия с ректором Тбилисского университета, решать вопросы по командировке в Сибирь своего вице-президента, ректора Суриковского института. При этом не ощущалось недосказанности, все в итоге оказалось буквально «разложено по полочкам», и по большинству текущих и перспективных проблем, с которыми все мы, абсолютно разные люди, собрались в кабинете президента Российской Академии художеств, обозначилась ясность.
300-летие северной столицы вполне могло бы стать очередным и важным, причем именно петербургским этапом в творчестве выдающегося художника современности. Незадолго до юбилея по проекту Зураба Константиновича и на его средства был открыт бронзовый памятник основателю Академии художеств графу Ивану Шувалову. Скульптура, наряду с большими объемами реставрационных работ, которым в предъюбилейный период подверглись исторические сооружения Петербургской Академии художеств, стала праздничным подарком петербургским мастерам искусств и городу-юбиляру.

К сожалению, другой, по-церетелиевски крупномасштабный замысел украсить город торжественной парковой и скульптурной композицией, призванной увековечить славную годовщину в его биографии, так и не был реализован. В свое время Российская Академия художеств в рамках подготовки к 300-летию основания города на Неве предложила создать под эгидой Президента РФ аллею скульптур, назвав ансамбль «История России – История Санкт-Петербурга». По идее автора проекта, З. К. Церетели ансамбль должен был предстать взорам петербуржцев и наших гостей выдержанным в европейских традициях ландшафтно-парковой архитектуры и классического русского искусства, характерных для северной столицы.
Планировалось, что парк 300-летия Петербурга будет обращен к главным темам событий екатерининской и петровской эпох, свершавшихся у нас и изменивших судьбу всей огромной страны. Великая императрица изображена в окружении символов достижений ее царствования – славы государства Российского, его побед, правосудия, силы, расцвета искусств. В скульптурной композиции, посвященной основателю города Петру I, ангел передает императору символ новой столицы – меч. Кроме великих государей, персонажами скульптурного пантеона должны были стать многие прославленные деятели России – в общей сложности в бронзе было отлито 80 портретных бюстов царей, великих князей, а также выдающихся губернаторов. Причем завершался этот ряд скульптурным портретом Анатолия Собчака.
Со всеми этими работами, так же, как и с детальным проектом мемориальной часовни, посвященной жертвам блокады Ленинграда, разработанным З. К. Церетели, можно познакомиться в его мастерской. В прочтении автором истории Петербурга с трагическими событиями Великой Отечественной войны связана отдельная страница. Предполагалось, что в часовне будет храниться поминальная металлическая книга и с помощью специального электронного устройства на ее листах всегда можно будет отыскать каждое из имен ленинградцев, погибших в блокадные годы.
Композиция парка была задумана с жестким следованием осевому принципу, исторически присущему архитектурной идее Петербурга, заложенному Петром Великим и развитому выдающимися зодчими, работавшими в нашем городе на протяжении его трехвековой истории. Сочетание всех элементов являет собой ясную и величественную структуру, причем строго уравновешенные массы зелени призваны поддерживать впечатление сдержанной парадности, подчеркивать чеканный ритм, заложенный в художественную ткань ландшафтно-скульптурного ансамбля. О том, в какой фазе готовности находился так и не воплощенный в Петербурге проект, свидетельствует и тот факт, что все элементы благоустройства парка, включая фонари, скамейки и т. п., были подготовлены еще до стадии официального обсуждения.
Памятник основателю Академии художеств графу Ивану Шувалову.
С-Петербург, бронза. 2003г.


С градостроительных позиций эта разработка представляла ценность прежде всего в силу того, что благодаря созданию ансамбля в часть города, застроенную в эпоху типовой архитектуры, могли быть привнесены образы исторического Санкт-Петербурга, идеология преемственности великих эпох и продолжения классических традиций его художественной культуры. Несмотря на значительные размеры комплекса в целом, даже общее знакомство с проектом дает ощущение, что все его составные части выдержаны в приятных для человеческого восприятия пропорциях, а в случае воплощения были бы способны внести то самое изя­щество, которым изначально удивляла архитектура города, в жизненную среду одной из территорий новой застройки.
Причин, почему Российская Академия художеств и ее президент так и не сумели преподнести нашему городу этот юбилейный подарок, множество, и, вероятно, самая безобидная из них – традиционная для петербургской общественности консервативность в борьбе со всякого рода попытками вмешаться в исторический облик города. Впрочем, в описываемом случае автор как раз-таки больше всего и претендовал на следование классическим канонам. Сказались и экономические проблемы – речь шла о весьма дорогостоящем по нашим меркам объекте. Возможно, в какой-то степени в ситуацию вмешалась и политика. Тем не менее, проект Церетели, по мнению многих в нашем городе, имеет право быть реализованным у нас. Возможно, настанет время, когда эта оригинальная, смелая и вместе с тем подчиненная идеям архитектурной преемственности разработка получит адекватную поддержку.

 

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>