АВТОРСКОЕ НАЧАЛО

ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ
ЧЕЛОВЕК МИРА
Зураб Церетели за работой
Живопись разных лет

Кто-то посчитает его баловнем судьбы, кто-то поразится, пожалуй, чисто кавказскому творческому долголетию… Возможно, вам покажется, что только неизменная политкорректность нынешнего президента Российской Академии художеств способствовала его умопомрачительной карьере и великому успеху. Все будут неправы. Ибо лишь неимоверное трудолюбие Церетели, помноженное на особый талант, стало основой его уверенного восхождения на пьедестал величайших мастеров искусства всех времен и народов.

Композиции, выполненные
в технике объемной эмали, 2002-04 гг.

Это удивительное сочетание в творчестве будущего Президента РАХ проявилось еще в годы учебы в Тбилисской академии художеств. Формирование мастера происходило в атмосфере, неповторимой по насыщенности и разнообразию контактов различных культур. Преподававшие тогда в Тбилиси ссыльные петербургские художники: известные Шухаев, Шебуев, Шарлемань – встретились с новыми художественными идеями, что привез из Парижа Гудиашвили, восприняли их и сумели передать своим ученикам наряду с традициями школы искусств северной столицы. С другой стороны, середина прошлого столетия стала временем одного из высших подъемов в истории многотысячелетней культуры Грузии. Она, в свою очередь, неизменно отличалась как восприимчивостью к новому, так и особой стойкостью в сохранении своего исторического характера. На стыке таких событий возник синтез особенностей искусства России, Запада и Востока.
Впоследствии это не однажды находило яркое выражение в работах Зураба Церетели. На долгие годы его творчество приобрело открытость всему миру, многим увлечениям, свободу от какой-либо ограниченности и догматики. Получив великолепное художественное образование в петербургском духе, З. К. Церетели воспитал в себе то уважение к классической традиции, которое исповедует до сего дня. Кроме того, художник во всей полноте почувствовал необходимость борьбы за собственную индивидуальность с возможностью опоры одновременно на ценности народного творчества и самого современного искусства.
В 1952 году с дипломом живописца Церетели был приглашен на работу художником-архитектором в Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Грузинской ССР. Это подарило выпускнику Тбилисской академии уникальную возможность непосредственно прикоснуться к истории и истокам культуры родной Грузии во время многочисленных экспедиций. Уже с той поры в творчестве мастера отчетливо зазвучали народные декоративные мотивы. Причем проявляется это в самых разных, порой редких и неожиданных сочетаниях. Возможно, именно эта особенность творчества Церетели стала основой громкого успеха, который сопровождал монументальные работы мастера в Пицунде, Адлере, Тбилиси и позднее в Москве, где, став главным художником МИД СССР, он оформлял интерьеры наших посольств по всему миру, а затем работал в качестве главного художника Олимпиады-80.

Монумент,посвященный борьбе со СПИДом средствами искусства, является символом Всемирного Фонда борьбы со СПИДом, 2004 г., бронза
Скульптурная композиция «Рождение Нового человека», 1995 г.
Севилья, Испания, бронза

Достаточно вспомнить грандиозный мозаичный куб тбилисского Дворца профсоюзов, испещренный древними знаками, которые повествуют об устройстве мироздания и сущности бытия, витражами в интерьерах, где в магическом танце кружатся фигуры оленей, нарисованные в духе древних кавказских традиций. Возьмите мозаики Дома политпросвещения в Тбилиси или мастерской художника в Багеби, бьющиеся многоцветными волнами и превращающие фасады в нечто живое и одухотворенное. Композицию «Коралл» в Адлере, которую создал Церетели, уже другой величайший художник ХХ века Сикейрос в свое время назвал «лучшим воплощением пламени в мировом монументальном искусстве».
Важно понять, что перечисленные произведения создавались в последней трети прошлого века, когда отечественная архитектура переживала острейший кризис. Происходила индустриализация строительства, в числе приоритетных оказалось типовое проектирование – наступала эпоха безликих городов и скучных архитектурных ансамблей, микрорайонов стандартной застройки и домов-близнецов. Для архитектуры это не сулило никаких перспектив. Поэтому те зодчие, кто стремился к истинному самовыражению, видели возможность спасения жизненной среды, прежде всего, во взаимодействии с художниками.
В тот момент только монументальное искусство сумело взять на себя наделение градостроительных ансамблей зрелищностью и эстетической составляющей. Более всех преуспел в этом процессе взаимодействия архитектурного и изобразительного искусств З. К. Церетели.
В своих работах он обращается к новым темам, часто связанным с классическими или народными традициями, применяет новые или использует привычные материалы в необычных сочетаниях или новым для всех способом.
Католикос-Патриарх Всей Грузии Илья II написал о Церетели: «…Он первым осуществил синтез изобразительного искусства и архитектуры, положил начало взаимосоответствию цвета и скульптуры, объединению монументального и декоративного искусств».
Важнейшая особенность творчества мастера заключается в его мощном созидательном темпераменте. Он непрестанно находится в поиске и полной мобилизации сил. Замыслы Церетели поражают своей неиссякаемостью, а творчество – многообразием. Мозаика, чеканка, скульптура, эмали, живопись, графика, гобелены, дизайн и многое другое. Зураб Константинович славится своей любовью к освоению новых и возрождению утраченных технологий, своей способностью постигать выразительные возможности традиционных материалов.

Монумент в память жертв терроризма во всем мире. Устанавливается в Нью-Йорке, США,
С 2000 по 2005 гг. Бронза, сталь, стекло


В недалеком будущем свой 250-летний юбилей отметит Российская Академия художеств, созданная имп. Елизаветой Петровной по идее, которая принадлежала еще ее великому предку Петру I, а позже преобразованная Екатериной II. Именно здесь совершалось сближение российской и европейской художественных культур, осуществлялись теснейшие контакты с мировым искусством. Утраченные на определенное время, они активно восстанавливаются в последние годы. Об этом свидетельствуют и те факты, что избранный в 1997 г. президентом Российской Академии художеств З. К. Церетели стал также членом т. н. «Академии бессмертных» (Институт Франции), парижской Академии изящных искусств, испанской Академии изящных искусств в Сан-Франциско, лауреатом «Премии мира», присужденной Объединенным комитетом деятелей культуры США.

Благодаря трудам З. К. Церетели вокруг Академии объединяются все художественные силы России. Он последовательно проводит эту идею в жизнь, с редким тактом находя равновесие между традицией и новаторством, классикой и современностью.
Церетели не раз подчеркивал, что именно мастера искусств находятся в той ситуации, когда от их видения мира и отношения к его переустройству зависит облик жизненной среды, и поэтому всегда решительно настаивал на сохранении системы классического художественного образования. Тем более что, несмотря на все противоречивые события прошлого века, у нас в России она выжила в более полной форме, нежели в других странах. Восстановление храма Христа Спасителя в Москве стало наилучшим подтверждением правильности той линии на сохранение классических начал в искусстве, которую избрал в качестве основополагающей президент Академии.

«Прощай», 2004 г.,
бронза, Иосиф Бродский
«Порванная струна»,
бронза, Владимир Высоцкий

«Воссоздавать порушенное – значительно труднее, чем написать заново…» С этой работой великолепно справились мастера РАХ во главе с ее президентом Зурабом Церетели. Именно Академии художеств было поручено воссоздание всего художественного убранства святыни. Более того, Кафедральный собор Москвы даже приобрел дополнительные помещения, составившие огромный храмовый комплекс, выполненный в лучших традициях русского церковного зодчества», – так отозвался о вкладе мастера в возрождение храма Христа Спасителя Патриарх Московский и Всей Руси Алексий II. Наш земляк и нобелевский лауреат академик Жорес Алферов, в свою очередь написал: «Он обладает невероятной работоспособностью, редкой добротой, страстным стремлением к созданию прекрасного в нашей жизненной среде. Нельзя не отметить его бескорыстие и широко известную благотворительность. В Москве его творчество значительно облагородило облик города, внесло в него утраченные при прошлом режиме черты духовности. Нужно отметить его работу над Парком и Музеем Победы на Поклонной горе, обращение к памяти русской истории в грандиозном монументе царя-реформатора Петра Великого, создание новой жизненной среды в центре Москвы на Манежной площади. Поистине удивительной можно назвать его безвозмездную работу по руководству восстановлением художественного убранства храма Христа Спасителя в Москве – крупнейшего духовного центра в России».
При всей разнообразной и разносторонней работе в качестве президента Российской Академии художеств З. К. Церетели продолжает творить с полной самоотдачей. Его монументальные работы возводятся буквально по всей планете – в России и Грузии, Франции и Италии, Англии и США, Израиле и Сирии, Уругвае и Чили, Норвегии и Японии. В своем творчестве художник откликается на многие важнейшие события, необычайно быстро реагируя на все происходящее в нашем неспокойном мире.

Скульптурная композиция "Добро побеждает зло" Нью-Йорк, США, 1990 г., бронза

Монумент "Жертвам репрессий" Холокоста в Одессе, 2004 г., бронза
Перед зданием ООН в Нью-Йорке им был поставлен памятник «Добро побеждает Зло», созданный из фрагментов демонтированных ракет Першинг-2 и СС-20. В Лондоне он воздвигает монумент «Разрушить стену недоверия», отмечающий падение «железного занавеса». Сегодня Церетели завершает работу над грандиозным проектом под названием «Как Европа нашла Америку», начатый в ознаменование плавания Колумба. В Севилье (Испания) уже встал 45-метровый монумент «Рождение нового человека», а в Пуэрто-Рико, где европейцы впервые ступили на американскую землю, возводится 126-метровй памятник «Рождение Нового Света». Своего рода грузинский акрополь, раскрывающий все подробности истории родины Зураба Константиновича – колоссальный монументальный комплекс с фигурами всех властителей страны возводится под Тбилиси. В Монтевидео, столице Уругвая, мастер создал ансамбль площади со скульптурами наших великих соотечественников Льва Толстого и Юрия Гагарина. В римских садах Боргезе был недавно открыт памятник Гоголю работы Церетели. В Бари перед старинным собором, где покоятся мощи св. Николая Чудотворца Мирликийского – установлено его бронзовое изваяние. Во дворе здания ЮНЕСКО в Париже стоит скульптура З. К. Церетели, признанная одним из лучших достижений пластики XX века, во французском городе Агда – монумент Оноре де Бальзаку. И уже в Москве вскоре появится памятник еще одному великому французу – Шарлю де Голлю. Он будет украшать площадь его имени. Первым из художников З. К. Церетели откликнулся на трагедию 11 сентября 2001 г. Нью-Йорке, выступив с инициативой создания мемориала в память о жертвах террора. Средствами искусства он продолжает работать над темой борьбы со СПИДом, а сейчас занят созданием монумента, призванного увековечить память жертв недавних стихийных бедствий в Южной Азии.
Скульптурная композиция «Трагедия народов», 1995-96 гг. Поклонная гора, Москва

Зураб Константинович не только монументалист, создающий произведения грандиозного масштаба. На протяжении всей творческой жизни вплоть до сегодняшнего дня он постоянно занимается живописью, а в последние годы сильно увлекся графикой.
Его видение цвета и чувство пластики с течением лет становятся все свободнее. Церетели не замыкается в каком-то жестком стиле или русле определенного концептуального подхода. Мастер постоянно экспериментирует в живописи, однако основным в этом срезе его творчества, к какому бы сюжету автор ни обращался, остается оптимистичный взгляд на жизнь, стремление передать в ярких красках собственное мироощущение.
Графические работы З. К. Церетели отличаются характерной только для него композиционной основой – плотная и насыщенная, крепко сбитая масса штрихов и линий с четко обозначенными контурами. Так же, как и живопись, графика мастера создала целый мир со своими героями, особым пространством и собственными законами.
Одним из великих достижений З. К. Церетели явилось возрождение техники перегородчатой эмали. Эта работа стала отдельной страницей творчестве художника, и ей было отдано много лет увлеченных и трудных поисков. Образы, переданные в этом жанре, обретают подлинную драгоценность и необычайную долговечность, что ценилось на протяжении долгих веков и сегодня возрождено Церетели.
В скульптуре, создаваемой художником, на особом положении стоит галерея портретов наших великих соотечественников, создавших само понятие российской культуры двадцатого столетия. Среди персонажей этих портретов – давно ушедшие гении, современники и нынешние друзья автора. Их фигуры словно вырастают из плоскости патинированного металла в высоком рельефе, переходящем в круглую пластику. Этот все более расширяющийся скульп­турный цикл следует отнести к числу наиболее удачных творческих начинаний мастера.
Редакция благодарит за представленные материалы автора-составителя альбома-каталога «Зураб Церетели. Санкт-Петербург 2005 год» Елену Церетели.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>