ЭСТЕТИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Юрий Ситников
Александр Гуревич

ОСТРОВА
  ПОВЫШЕННОЙ
    КОМФОРТНОСТИ

Санкт-Петербург всегда активно строился и будет строиться постоянно. Это аксиома. Город – живой организм, чей облик постоянно изменяется в силу множества экономических, социально-демографических, политических обстоятельств. Однако в АРМ «Феникс» всегда были убеждены, что Петербург с его богатейшей историей и большой перспективой развития не должен терять своей цивилизованности. А это все же происходит, и весьма активно, обычно являясь результатом меркантильных интересов весьма энергичных господ.

Тем не менее, существуют уже не раз проверенные практикой возможности активно воспрепятствовать процессам агрессивного разрушения городской среды. Среди них особое место следует отвести устройству пешеходных зон, совместимых с их историческим окружением.
С градостроительной точки зрения, такие территории повышенной комфортности, как их сейчас все чаще стали называть, не могут возникать по чьей-то прихоти в произвольных местах. Применительно к Петербургу мы бы выделили несколько критериев, которые определяют полезность и перспективу создания отдельно взятой пешеходной зоны. Прежде всего, стоит четко уяснить, нужна она здесь, или такой необходимости не существует. Во-вторых, такая зона не должна стать «провалом» в транспортной схеме города и, напротив, призвана служить ее элементом, выполняя функцию своеобразного пешеходного моста между двумя узлами остановок пассажирских маршрутов. В этом случае она дает людям возможность некоторое время отдохнуть от транспорта и, в то же время, возвращает их в транспорт. В-третьих, пешеходная зона обязана гармонично вписаться в окружающую историческую среду данного участка городского пространства. И наконец, при ее проектировании, насколько возможно, следует учесть перспективу предстоящих строительных изменений в прилегающих кварталах. Перечисленные принципы легли в основу работы над созданием пешеходной зоны на 6–7 линиях Васильевского Острова, в которой принимал участие и коллектив нашей мастерской. Тогда мы назывались «КРОМ».

Степень активности городской власти в вопросе устройства пешеходных зон может определенным образом характеризовать ее социальную политику, служить физическим выражением отношения как к жителям, так и к гостям Петербурга. Важно понять, что это направление работы не приносит сиюминутной выгоды в отличие от, скажем, строительства жилья или тех же бизнес-центров. Его экономический эффект отодвинут во времени, но рано или поздно, причем в хорошей прогрессии, он начинает проявляться и, прежде всего, за счет привлекательности таких пространств для проживания, размещения офисных площадей, торговых и культурно-зрелищных заведений.
В качестве примера можно опять же привести нашу пешеходную зону на Васильевском острове. Когда мы занялись ее проектированием, слышалось много недовольных реплик насчет того, что с прекращением движения транспорта здесь замрет всякая жизнь. А с началом строительства, когда обороты бизнесменов несколько сократились, некоторые даже поторопились убрать отсюда свои офисы и магазины. Но по прошествии совсем короткого времени все случилось с точностью до наоборот. Цена аренды взлетела неимоверно, поскольку этот участок Васильевского Острова заметно усилил свою роль в качестве делового и общественного центра, располагаться в котором теперь очень престижно и выгодно. Вообще в идеале пешеходная зона может являть собой своего рода огромный пассаж под открытым небом, в котором по обеим сторонам располагаются ряды магазинов, кафе, ресторанов, представительств фирм и т. п.

Проектное предложение по благоустройству улицы Репина
Эскизное предложение
по благоустройству
наб. кан. Грибоедова
Эскизные предложения по развитию территории спокойного движения «Университетская»
Проект по благоустройству дворовой территории административного здания фирмы «Петротрест» (7-я линия В. О., 62а)

С другой стороны, устройство зоны повышенной комфортности служит дополнительным стимулом туристической привлекательности, в особенности если она спроектирована с учетом входящих и примыкающих достопримечательностей. В данном случае мы выстроили пешеходную зону как взаимосвязь ее православно-религиозной, торговой и культурной частей. Конечно, дать количественную оценку эффекту от посещения гостями города какого-то конкретного микрорайона практически невозможно, однако очевидно, что для Петербурга, делающего ставку на развитие туризма, такой подход к делу крайне важен. Кроме того, такие пешеходные улицы уже по факту своего образования выступают катализатором общественного интереса к истории города, прошлому отдельных зданий. Работает фактор сосредоточенности. Когда прогуливаешься пешком, то куда больше вероятности обратить внимание какую-то постройку, мемориальную доску, чем глядя через стекло автобуса или сидя за рулем собственного автомобиля. Любопытно, но даже коммерсанты, работающие в таком месте, испытывают более сильное, чем где-нибудь еще, влияние исторического окружения. Даже по названиям их заведений чувствуется, что они пытаются уловить эту ноту.
Жителю огромного города, испытывающему колоссальные психологические и определенные физические нагрузки, возможность отдохнуть «глазами и ногами» представляется нечасто. Этот недостаток проживания в мегаполисе в известной мере компенсируют пешеходные зоны. В данном отношении весьма важны их эстетическая составляющая, степень озеленения и прочие релаксационные элементы. Занимаясь василеостровской рекреационной зоной, мы постарались учесть все эти вещи. В частности, были не только сохранены, но и преумножены здешние зеленые насаждения.
В городском пространстве грамотно выстроенная пешеходная зона выступает как самодостаточное образование и отторгает чужеродные вкрапления. В этом смысле показателен пример с двумя пивными ларьками на 6–7 линиях, поставленными кем-то без малейшей оглядки на то, что они грубо искажают общую картину и портят все впечатление от нашего замысла. Возможно, вмешалась общественность, но простояли ларьки совсем недолго.

Об авторах:
Ситников Юрий Васильевич,
руководитель ООО АРМ «Феникс»,
заслуженный архитектор РСФСР
Гуревич Александр Леонидович,
директор ООО АРМ «Феникс»

Тема создания пешеходных зон для архитектурно-реставрационной мастерской «Феникс» не оказалась исчерпанной с окончанием благоустройства 6–7 линий. Мы продолжаем ей заниматься, считая эту задачу не только интересной для себя, но также важной для Петербурга в градостроительном, социальном и коммерческом плане. Прошлым летом мастерская завершила три такие концептуальные разработки. Первая предполагает дальнейшее продолжение василеостровской пешеходной зоны с выходом ее на Неву у здания Биржи. Этот участок будет называться пешеходной зоной «Университетская». Следующий проект получил название «Спортивная». Эту зону планируется расположить на Петроградской Стороне от м. Спортивная до Камен­ноостровского пр. вдоль Большого пр., Б. Пушкарской ул. и до Кронверкского пр. Таким образом, масштабы здесь уже гораздо больше, и можно вести речь уже не о зоне, а о целой пешеходной территории. Проектом предусмотрена поэтапная «пешеходизация» этого обширного пространства отдельными фрагментами, которую можно будет реализовывать по мере наступления необходимости и возможности. И, наконец, наша идея благоустроить набережную канала Грибоедова, известная в городе как «Петербург Достоевского». Эта разработка содержит ряд интересных планировочных, архитектурных и реставрационных решений. Нашим заказчиком в данном случае выступил Институт территориального развития и транспортной инфраструктуры, являвшийся генеральным проектировщиком транспортной схемы в этой части города. «Феникс», в свою очередь, занимался ее архитектурным наполнением. Этот проект послужил основанием для дальнейшей проработки программы «Пешеходный Петербург». Приятно, что в ней находит отражение и наша идея о том, что пешеходные улицы в нашем городе могут служить своеобразным зерном, от которого прорастает развитие территорий.

 

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>