Мария Троицкая

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ
КЛАССИКЕ
Илл. 1

 

Мечта поступить в Академию Художеств в Ленинграде у Зои Степановой исполнилась в 1973 году. К этому времени за плечами выпускницы Краснодарского художественного училища уже был определенный опыт участия и самостоятельной работы в архитектурном проектировании административных и производственных зданий, магазинов, ресторанов, кафе. Начав свою трудовую и творческую деятельность в проектном институте «Роспроект», через шесть лет она была назначена и.о. главного архитектора архитектурного отдела.
По мнению Зои Тимофеевны, художественный язык архитектуры выдвигает на первый план такие средства выражения, как ритм, гармоничные пропорции, фактура, цвет, тектоника. Целостность выступает важнейшим качеством архитектурной формы, в единстве прекрасного, полезного и конструкции. Работая в институте, ей довелось постигать эти истины уже не в теории, а на практике.

Илл. 2

З. Степанова: Годы учебы в академии вспоминаются исключительно как счастливое время. Источником вдохновения и желания постоянно совершенствоваться были путешествия по Русскому Северу, «Золотому кольцу», Прибалтике, Украине. В этих поездках открылась прелесть старинной архитектуры, красота монастырей. Возможно, оттуда моя искренняя приверженность классическому искусству. И в этом стиле в последующие годы сделаны проекты Надкладезной часовни Иоановского женского монастыря на Карповке в С.-Петербурге, церкви Преображения Господня и Въездных Ворот в Череменецкий мужской монастырь.

Илл. 3

Итогом обучения Степановой в мастерской академика И. И. Фомина стал ее дипломный проект «Театр оперы и балета на 1,5 тыс. человек». Об умении мыслить масштабно свидетельствует суть решения, неожиданного для той поры, когда в глубоком застое пребывало все вокруг. В одном здании – три театра: классический, экспериментальный и под открытым небом, а также семь сценических площадок для репетиций. Высоко оценил проект главный режиссер Кировского театра К. Н. Сергеев. ВГЭК рекомендовал З. Т. Степанову в аспирантуру, а ее проект – к осуществлению. Работа экспонировалась в Москве, Киеве и Ленинграде, а на Всесоюзном конкурсе дипломных работ выпускников художественных вузов страны во Фрунзе удостоилась диплома I степени. Спустя год Зоя Тимофеевна стала членом Союз архитекторов.
В своем творчестве автору удается сочетать масштабные работы с решением камерных, но от того не менее сложных задач. Хороший отклик в печати в свое время получили мемориальные доски, исполненные по проектам З. Т. Степановой и установленные в Краснодаре, Казани и нашем городе. Обратившись вместе с проф. Г. П. Степановым к популярной сегодня теме элитного малоэтажного строительства, Зоя Тимофеевна проектировала, разрабатывала интерьеры и благоустройство загородных домов, построенных в Семагино, Репино, Кузьмолово под Петербургом на оз. Велье, а также в Подмосковье.

Илл. 4

З. Степанова: В 1991 году администрация Пскова предложила сделать музей Фрески в Спас Преображенском Мирожском монастыре. Настоятель игумен Зенон заказал проект, включающий иконописную школу с лекционным залом, сам музей с библиотекой и домовой часовней, подворье, надкладезную часовню.
Признанием того, что работа привлекла внимание и имеет перспективу, стала ее неоднократная экспозиция на международных выставках «Православная Русь» в Петербурге и Москве.
Было бы несправедливо умолчать о еще одной из точек приложения энергии, знаний и опыта Зои Тимофеевны, члена трех творческих союзов – художников, архитекторов и дизайнеров. О Степановой-педагоге ее многочисленные ученики говорят с неизменной благодарностью. Она тонко и вдумчиво проводила занятия по архитектурной графике, читала интересные лекции по перспективе, материаловедению и истории архитектуры, вела дипломников в художественном училище им. Н. К. Рериха и Балтийском институте экономики, политики и права в качестве доцента на факультете дизайна.

Илл. 5
Илл. 6

Большой педагогический опыт позволил проявиться еще одной самостоятельной грани архитектурно-дизайнерского творчества. Речь идет о реновации интерьеров ряда петербургских вузов. Результаты этой работы вы сможете оценить, побывав в «Зале Славы» ЛЭТИ или на экономическом факультете СПбГУ, где по проекту Степановой сделаны центральная лестница, вестибюль, гардеробы, спорткомплекс и столовая. В духе архитектуры и искусства петровской эпохи Зоя Тимофеевна выполнила интерьеры ректората Медицинской Академии им. И. И. Мечникова. К этому следует добавить разработку музейной экспозиции на кафедре Боткина в Военно-Медицинской Академии, интерьера главного вестибюля Академии Наук, проекта памятника императору Петру I на центральной площади больницы Петра Великого, входа в домовую церковь св. Екатерины со стороны северного фасада здания Российской Академии Художеств в СПб и пространственную организацию ансамбля Петербургской Академии Художеств.
Еще со студенческой скамьи З. Т. Сте-панова избрала своим профессиональным девизом поиск новых композиционных решений, опираясь на глубокие традиции академической школы. Это позволяет Зое Тимофеевне плодотворно трудиться в разных областях искусства и добиваться успеха.

Илл. 7
Илл. 8

Список иллюстраций:
1. Церковь Преображения Господня. Череменецкий мужской монастырь. 1998-99 гг.
2. Проект иконописной школы Спас Пре-ображенского Мирожского монастыря. Псков, 1995 г.
3. Загородный дом «GRAMFIELD». 1995 г.
4. Загородный дом на озере Велье. 1992 г.
5. Въездные ворота с часовней в Череменецкий мужской монастырь. 2000 г.
6. Надкладезная часовня. Женский Иоанновский монастырь на Карповке. 1995 г.
7. Реновация интерьеров столовой экономического факультета СПбГУ.
8. Реновация интерьеров ректората СПб Медицинской академии им. И. И. Мечникова. 2000 г.

 

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>