Андрей Ильин

НОВЫЙ «ПИК» НАШЕГО ГОРОДА


НА ВОПРОСЫ КОРРЕСПОНДЕНТА «ДиС»
ОТВЕЧАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО АРХИТЕКТУРНОГО БЮРО «SUAR.T» АЛЕКСАНДР СУПОНИЦКИЙ

Коллектив международного архитектурного бюро «SUAR.T»

Корр.: Александр Захарович, вы из принципа обрекаете себя на сложные архитектурные решения?
А. С.: Заниматься новым строительством в центре Петербурга во все времена признавалось более чем ответственным и непременно проблемным делом. Изначально было ясно, что современный торгово-развлекательный комплекс на Сенной станет восприниматься как откровенно смелое вмешательство в традиционную городскую среду. Но, даже понимая это, мы не ставили целью повторить классические фасады, и в SUAR.T
сделали все, чтобы избежать диссонанса, спроектировав здание максимально тактично по отношению к историческому окружению. Идея состояла в том, что комплекс «ПИК» должен восприниматься своего рода гигантским зеркалом, где отражается вся площадь с ее историческими постройками.
Корр.: Попытки придумать что-то достойное на этом месте предпринимались и прежде, причем неоднократно. Замышлялись, в том числе, и здания с фасадами из стекла. Вам повезло или сработали какие-то иные механизмы?
А. С.: Во-первых, сложилась довольно благоприятная ситуация, позволившая активно включиться в проектный процесс, в короткое время подготовить все предложения, необходимые обоснования и расчеты, а в конечном итоге – построить. До нас опыта в проектировании столь крупных построек с планарным остеклением в России не было.
Когда при разработке проекта, довелось рассчитывать устойчивость этого остекления, мы были вынуждены обратиться к военным. Кроме отечественного ВПК, не нашлось какой-либо специализированной структуры, способной точно измерить весь риск задачи и дать полноценные технические расчеты. Система планарного остекления, примененная в качестве основной фасадной идеи комплекса «ПИК» очень близка к теме антеннонаведения, где российские военные всегда были непревзойденными экспертами. Их выкладки и послужили основой инженерно-конструкторских расчетов планарного витража на Сенной площади.

Многофункциональный комплекс «PETROPOLICENTER» на Пулковском шоссе
Автосервисный центр BMW

Корр.: Могу предположить, что при строительстве в центре города и обязанности играть по соответствующим для этого правилам круг ваших задач на этом участке не ограничился проектированием одного-единственного здания.
А. С.: С течением времени, когда обзору фасада комплекса перестанет мешать постройка станции метро (ее запланировано убрать), и будут также сняты мешающие общему обзору бетонные заборы, здание заработает во всю силу. Отвечая же на ваш вопрос, прибавлю: городскими властями была поставлена задача по восстановлению часовни будущего храма, а также по благоустройству прилегающей к ПИКу улицы Ефимова.
При всей необычности и даже, допускаю, спорности нашего архитектурного решения, оно, я надеюсь, не спровоцировало градостроительного конфликта.
Корр.: А технические сложности?
А. С.: У нас в Петербурге, да и в целом по России на тот момент не обнаружилось организации, способной исполнить планарное остекление. Проанализировав соответствующие предложения европейского строительного рынка, мы были вынуждены обратиться к соседям-эстонцам – там эти технологии уже были известны.
Наше Бюро располагает уникальным в своем роде банком данных российских и иностранных подрядных организаций по всем строительным и проектным специальностям. Сегодня без этой информации рассчитывать, что твои идеи будут реализованы должным образом, на мой взгляд, наивно.
Скажу больше, чистая архитектура в практике SUAR.T – это лишь одна из составляющих. Бюро (и такая схема была, в частности, применена при строительстве «ПИК») принимает на себя управление проектом – от начальных согласований до сдачи. При этом я отдаю себе отчет, что строительный менеджмент является самостоятельной «наукой», которую можно успешно применять, лишь постигнув во всех тонкостях. Из полутора десятков лет, проработанных мной за границей, не меньше трех было посвящено изучению теории, практики и опыта управления проектами. В деятельности наших зарубежных коллег сочетание проек-тирования и менеджмента – обычный формат. Это, как правило, гарантирует успешную реализацию идеи. В обществе, где привыкли считать деньги, ты должен не просто инициировать замысел, но знать, как его воплотить и, главное, сколько это будет стоить. Поскольку там архитектор – это тот человек, который как минимум должен уложиться в рамки финансовых возможностей заказчика, а как максимум – сократить его расходы.
Допустим, некто пришел к вам с желанием построить дом и с $250 тыс. в кармане – фантазируйте, но, будьте любезны, в пределах этой суммы. Если же оказывается, что все деньги истрачены, а на месте заказанного здания построен лишь фундамент, тогда такому архитектору вполне может грозить тюрьма. У нас до недавних пор подобное не считалось ни преступным, ни даже предосудительным. Но время наступило рыночное, и Бюро, в свою очередь, стремится привить на нашей почве ростки цивилизованного архитектурного сервиса.

Многофункциональный торговый комплекс «Словацкий Дом»

Корр.: Обратил внимание, что некоторые с виду совсем юные сотрудники вашей мастерской переговаривались между собой по-английски. Это что, корпоративный стиль? Какова вообще профессиональная специализация Бюро?
А. С.: Конечно, основная точка приложения сил «SUAR.T» на карте мира – это сегодня Петербург. В нашем городе есть где и что строить. Специализация бюро на проектах крупных общественных зданий, торговых и бизнес-центров – сегодня является более чем актуальной для пятимиллионного мегаполиса, инфраструктуре которого по всем современным меркам явно недостает таких объектов. Думаю, что строительство этих комплексов по преимуществу будет идти на окраинах, в спальных и индустриальных районах – там больше простора и меньше оснований для противоречия со сложившейся городской средой. В то же время и центральная часть Петербурга должна быть насыщена этой функцией.
Что касается «международности», то для ее толкования есть два равнозначных объяснения. Помимо России, мы проектировали в Израиле, Кении, Греции, Англии. Среди наших заказчиков – многие компании, работающие под всемирно известными брендами: «METRO Cash&Carry» (Германия), «MBI Construc-tion&Development Ltd.» (Израиль), «ZIPP» (Словакия), «Paradise Mombasa» (Кения), наши отечественные «Адамант», «СоветниК», «СиБ» и др. Лицензии SUAR.T дают право проектирования в России и за рубежом.
С другой стороны, вы правильно отметили, что наши сотрудники, за редким исключением, очень молоды, и многие не только проходили подготовку и практику за границей, но и просто родились и учились там, а сюда приехали работать. Отсюда и язык общения международный.

Офисное здание в Санкт-Петербурге

Корр.: У вас самого 27-летний творческий стаж. А коллектив? Молодые, много иностранцев. Это не противоречит сложившейся традиции?
А. С.: В Бюро заняты двадцать пять человек, причем трое имеют весьма большую практику. Они и ведут организационно-техническое сопровождение проектов. А творческая часть дела доверяется молодежи. Ее свобода от стереотипов, присущих людям старшего поколения, способность мыслить неординарными категориями и принимать смелые решения вполне соответствует тем архитектурным задачам, которые ставит перед собой «SUAR.T».
Опасаться же какой-то иностранной экспансии в нашем деле вообще не пристало. Вспомните иностранные фамилии большинства тех, с кем начинал строить свою столицу Петр Великий и многих продолжателей этого дела, признанных потомками «великими русскими зодчими». Так что и в этом смысле мы лишь развиваем традицию.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>