Кирилл Козлов,
генеральный директор
ООО «АРКА»
ИДЕИ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ
ФОРМИРУЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО
АВТОРСКИМИ АМБИЦИЯМИ

 

Архитектурная группа «АРКА» организовалась и заявила о себе шесть лет назад, когда мы, четверо недавних выпускников ЛИСИ, взялись за проектирование интерьеров и поэтапную реконструкцию бывшей ткацкой фабрики «Октябрьская». Спустя несколько лет в пространствах этого комплекса Петербурга стал функционировать «Деловой Центр «Сампсониевский». Сегодня этот холдинг помимо офисных помещений включает торговые площади, фитнес-клуб и ресторан. Вся реконструкция от начала до конца стала результатом воплощения проекта, разработанного в нашей мастерской.
В течение всего периода сотрудничества с руководителями холдинга мы набирались и опыта, и смелости, столь необходимых для решения сложных задач, поставленных перед архитектурной группой. По существу, торгово-деловой центр «Сампсониевский» и стал первым масштабным проектом студии «АРКА», название которой расшифровывается по первым инициалам участников. Пусть подход к выбору названия и не был особенно оригинальным, зато в полной мере отразил творческую сплоченность коллектива. Со временем его численность росла, и на сегодняшний день в состав группы входят уже 12 архитекторов и дизайнеров с необходимыми опытом, квалификацией, высокими профессиональными знаниями и потенциалом. Эти качества были неоднократно проявлены при работе над проектами различной сложности.

«Морской вокзал». Санкт-Петербург

В числе реализованных нами разработок назову реконструкцию завода «Красный химик» для организации бизнес-центра «Ресурс» и торгового центра «Желтый угол», создание бизнес-центров «ТВ-ПОЛИС», «Югра», «Гениум», проектирование ресторанов «Государь», «Советский Союз», кафе «Метелица», ряда частных жилых коттеджей, дизайн-проекты интерьеров частных квартир.
В настоящее время мы заняты проектированием двух жилых многоквартирных домов в Полюстрово, фитнес-центра на Левашовском пр., бизнес-центра в г. Одинцово Московской области, реконструкции Кировского ДСК, а также выполняем предпроектные проработки по торгово-развлекательному комплексу на Богатырском пр. ориентировочной площадью 100000 м2.
Если среди молодых петербургских архитекторов объявить конкурс на тему: «Доверьте строить город нам, и он будет…», то думаю, что результаты его могли бы удивить многих. Возможно, решение такой конкурсной задачи позволит во многом заново посмотреть на архитектуру Петербурга и на концепцию ее дальнейшего развития. Архитекторами ООО «АРКА» было подготовлено несколько таких концептуальных проектов, объединенных как местом предполагаемого строительства (Васильевский остров), так и прямым отношением к развитию морского фасада Санкт-Петербурга и социальной значимостью сооружений.
С интервалом в несколько месяцев наша архитектурная группа на стадии эскиза разработала проекты следующих построек по западной оконечности Васильевского острова: здание гостинично-выставочного комплекса «Шкиперская гавань» в северной части Галерной гавани; проект реконструкции комплекса Морского вокзала (на территории, которую сейчас занимают несколько промышленных предприятий – от здания существующего вокзала до Адмиралтейских верфей); Морской пассажирский терминал на вновь образуемой территории вдоль западного берега Васильевского острова к северу от гостиницы «Прибалтийская» до
р. Смоленки.

Гостинично-выставочный комплекс
«Шкиперская гавань». Санкт-Петербург

При проектировании «Шкиперской гавани» нам удалось успешно справиться с задачей организации на территории исторического памятника петровской эпохи нового многофункционального комплекса с современным выставочным центром, причалами для маломерных судов, гостинично-деловым центром. Основной акцент в решении внешнего облика данного сооружения, основанием для которого послужили мотивы шпиля Адмиралтейства и арка Новой Голландии, мы сделали на выразительности фасада комплекса. Он же в силу своего расположения наиболее эффектно воспринимается со стороны Финского залива, а также органично вписывается в окружающую застройку.
В качестве основы эскизного проекта реконструкции Морского вокзала было взято более раннее и разработанное другими авторами предложение по расширению его территории на площади Балтийских юнг. По нашему замыслу, комплекс должен был включать вокзальные здания, гостиницу, таможенный терминал, стоянки автотранспорта, постройки для эксплуатационных и сервисных служб. Решая проектную задачу, «АРКА» предложила несколько вариантов. Рассматривалась возможность как частичного сноса некоторых построек, так и их сохранения с максимальным использованием намывной территории под организацию новых причалов для океанских круизных лайнеров и грузовых судов. При создании образа был избран простой и давно известный прием. Комплекс зданий Морского вокзала в своем внешнем виде стилизованно отражает морскую стихию – волны, ветер, паруса. Это позволило добиться узнаваемого силуэта, избежав при этом прямых цитат. Пусть это прозвучит несколько претенциозно, но, тем не менее, наше глубокое убеждение состоит в том, что архитектура должна не буквально повторять знакомые образы, а создавать с помощью своего языка их новое звучание.

«Паромно-пассажирский комплекс на Васильевском острове».
Санкт-Петербург

Практически одновременно мы работали над концептуальным эскизным проектом Морского пассажирского терминала на вновь образуемой территории Васильевского острова. Принимая во внимание, что данное сооружение в силу его расположения воспринимается как с моря, так и из города (достаточно сказать, что русло реки Смоленки продолжает линию Невского проспекта), в «АРКЕ» было подготовлено два эскиза возможного внешнего облика этого комплекса.
Согласно городскому регламенту застройки, жесткое ограничение по высоте было наложено на оба варианта. Поэтому в первом мы применили несколько «аттракционный» прием (а именно – фасад, выходящий на залив, растянут вдоль берега и изогнут так, что подходящие к причальной стенке корабли отражаются в нем, как в гигантском параболическом зеркале, тем самым позволяя пассажирам увидеть самих себя стоящими на палубе океанского лайнера как бы со стороны). Такой подход позволил решить весьма важную задачу: достаточное количество функциональных зон разместилось, не поднимаясь высоко вверх. Это позволяет при приближении к Петербургу со стороны моря воспринимать исторический силуэт его центра без искажений.
Второй вариант, на основе которого нами был создан макет для проведения общественных слушаний, был также подчинен указанной выше задаче, однако решение было найдено иное. Не делая дополнительного акцента, удалось спроектировать динамично выраженную композицию с явно читающимся силуэтом, созданным как бы одним росчерком пера и растворяющимся в дымке белых ночей. Как неожиданная волна радости от приближения встречи с прекрасным, так и волнообразные очертания фасада порта подготавливают гостей к знакомству с характером нашего всегда такого разного города. Музыка волн и ветра, легкость и непредсказуемость – вот основной девиз морских путешествий и главный мотив настроения праздника. Это лирическое настроение и легло в основу создания образа. Но при этом, учитывая, что появление дополнительных доминант на побережье может повредить сложившемуся историческому облику города, нам удалось максимально растянуть фасады вокзала и гостиницы вдоль причальной стенки, совместив оригинальность образа и функциональность здания.

«Морской вокзал». Санкт-Петербург

Анализ мирового опыта проектирования в городах со сложившимся историческим обликом убеждает, что появление построек, даже самых неожиданных, нетипичных и не вписывающихся, на первый взгляд, в традиционную градостроительную концепцию, продиктовано не столько удовлетворением амбиций архитекторов, сколько, в первую очередь, духом того места, где они воздвигнуты. И с течением времени такие объекты, как правило, становятся органично неотъемлемой частью городской среды и ее архитектуры. Город, как живой организм, постоянно развивается и меняется. Впрочем, архитектура всегда может сказать за себя больше, чем ее описание.

 

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>