А. Л. Рейман,
гл. специалист КГИОП, член Санкт-Петербургского Союза архитекторов,
председатель Совета по ландшафтной архитектуре Санкт-Петербургского Союза архитекторов

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ


Уникальность Санкт-Петербурга состоит в том, что здесь на протяжении трёх столетий были созданы и до настоящего времени сохранились практически все типологические образцы садов и парков, отражающие основные этапы развития как русского, так и европейского садового искусства.


Т. Б. Дубяго. Фото 1938 г.

Французский путешественник Обри де ла Мотре, посетивший российскую столицу в 1726 г., так писал о невских берегах: «...если есть приметное место или участок земли, который может быть назван приятным и плодородным, то он целиком обязан искусству».
Развитие садового искусства в Петербурге, да и в России, было целиком обязано Петру Великому, который немало внимания уделял этому виду художественного творчества. Он не только сам делал набро-ски садовых композиций, но и интересовался качеством производства работ и посадочного материала, использовавшегося для устройства садов. При Петре в столице создаются первые садовые школы. Осознание обществом ценности культурного наследия садово-паркового искусства произошло во второй половине XIX в., а понимание необходимости охраны этих садов и парков сформировалось довольно поздно, только в начале XX в.


Лесотехническая Академия им. Кирова.
Заседание кафедры садово-паркового искусства и строительства. Т. Б. Дубяго – в центре. 1952 г.

Особая роль здесь принадлежала Владимиру Яковлевичу Курбатову (1878–1957), историку архитектуры и краеведу, автору монографии «Сады и парки», вышедшей в Петрограде в 1916 г. В феврале 1919 г. в структуре органов охраны памятников Петрограда он возглавил Садово-парковую секцию, учрежденную при Археологическом отделе, входившем в состав Отдела по делам музеев и охраны памятников. Курбатов считал, что задачи этого подразделения касаются «наблюдения за художественно-технической стороной садов и парков, а так же находящихся в них сооружений, проектирования переустройств испорченных за последние 50 лет старых и устройства новых садово-парковых сооружений и садовых убранств, а с другой наблюдения за чисто хозяйственною стороною садовых хозяйств...». Силами сотрудников секции также предполагалось изготовление детальных чертежей, их копирование и собирание «архивного и изобразительного материала для восстановления старых садовых убранств».
В 1920-е гг. заведующим отделом садов и парков Ленинграда становится Рудольф Францевич Катцер, сын садового мастера Павловского дворцового садоводства. Он работал вместе с крупнейшими архитекторами того времени: В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом, И. А. Фоми-
ным, Л. А. Ильиным. И в этом союзе сказалось взаимодействие старой школы садового искусства и новых градостроительных идей.


Александровсий сад. После реставрации 2002–2003 гг.

Первый генеральный план Ленинграда 1938 г. в качестве первоочередной задачи в области зеленого строительства предусматривал восстановление садов и парков, находящихся под угрозой разрушения: Петровского, Строгановского, Удельного, сада им. Первого Мая (Екатерингоф), зеленого массива Крестовского острова. Так же предполагалось приведение в порядок запущенных пригородных парков: Пролетарского (Александрийского), Английского и других в Петергофе, Отдельного в Пушкине, а также в Павловске и Гатчине. Наличием обширных, полностью сложившихся в художественном отношении пригородных комплексов определялась специфика Ленинграда, который имел ценнейшие дворцово-парковые ансамбли XVIII–XIX вв.
Внимание к зеленому фонду города было связано с правительственными постановлениями по вопросам градостроительства. В 1933 г. в ленинградской Лесотехнической академии открыли отделение городского зеленого строительства, преобразованное в 1945 г. в факультет. Он состоял из двух кафедр: декоративного растениеводства и садово-паркового искусства и строительства. Последнюю в 1947 г. возглавила архитектор Татьяна Борисовна Дубяго.
С её именем связаны первые работы и исследования в области изучения и научной реставрации исторических парков в нашей стране. До революции этого направления как научной дисциплины в России не существовало. В 1937 г. Т. Б. Дубяго были сделаны предложения по реставрации отдельных участков Екатерининского парка Царского Села, а позднее и Летнего сада, исследованию которого она посвятила свою кандидатскую диссертацию (1941) и вышедшую вслед книгу «Летний сад» (1951). В этой работе впервые сделан научный анализ развития сада как произведения искусства. В 1939–40 гг. архитекторы Л. М. Тверской и Л. Д. Акопова выполнили обследование части Павловского парка и разработали методику архитектурно-пейзажного анализа.


Петергоф. Большой каскад. После реставрации. 2002 г.

За десять лет работы факультета в академии была создана школа специалистов, которые не только восстанавливали прославленные парки Петербурга, разрушенные в годы войны, но и успешно работали в области ландшафтной архитектуры как в Ленинграде, так и во многих городах Советского Союза, НРБ, ЧССР, ПНР. Особо следует отметить факт, что факультет по подготовке ландшафтных архитекторов в Болгарии был организован на базе программ, переданных из этого вуза Лесотехническому институту Софии.
В 1950-е гг., на основании постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР об укрупнении ряда специальностей и выпуске инженеров широкого профиля, факультеты озеленения городов и населенных мест в лесотехнических вузах Ленинграда и Москвы были упразднены. Подготовка полноценных специалистов была прервана на несколько десятилетий, что, несомненно, привело к очень значительному отставанию нашей страны в области ландшафтной архитектуры, тогда как подготовка специалистов в США и европейских странах непрерывно велась на специальных факультетах ещё с 70-х годов XIX века.
Только в 2002 г. вышло Постановление Минтруда РФ № 38 о включении в квалификационный справочник должности ландшафтного архитектора. Таким образом, специальность через полвека была наконец-то узаконена. Но проблемы пока остаются. До настоящего времени не разработан стандарт специальности, а следовательно, и возможности обучать по этому направлению ограничены. Практически единственной формой обучения в этой ситуации остается повышение квалификации выпускников архитектурных или лесотехнических вузов.
С этой целью при Санкт-Петербургском Союзе архитекторов организована Школа ландшафтной архитектуры, которая ставит своей целью объединить специалистов разных областей знаний, чтобы восполнить имеющиеся профессиональные пробелы в области ландшафтной архитектуры у выпускников различных вузов, а также дать необходимые знания для работы по ежедневной эксплуатации как общественного, так и частного сада.
Архитектор Л. М. Тверской, тонко чувствовавший ландшафт, писал: «Объектом творчества ландшафтного архитектора должна быть не статичная красота отдельных видов, а прогулка в целом – сюита или вернее несколько сюит, последовательно воспринимаемых кадров, каждый из которых получает свое значение в непрерывной связи с предыдущим и последующим».
В непрерывной профессиональной преемственности видит свою задачу и Санкт-Петербургская школа ландшафтной архитектуры. В нашем городе работали такие выдающиеся мастера своего дела, как Т. Б. Дубяго, Л. М. Тверской, О. А. Иванова, И. В. Барсова, Н. Е. Туманова, А. Г. Леляков и многие другие специалисты, деятельность которых сформировала особую лениградскую-петербургскую школу ландшафтной архитектуры. Её традиции продолжают и наши современники: Н. А. Ильинская, Б. И. Кохно, Е. А. Комарова, И. Н. Сурина, М. А. Флит, В. А. Нефедов и другие мастера, готовые передать свои знания и опыт новым ландшафтным архитекторам Петербурга, чтобы они тоже могли создавать «музыку для глаз».


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>