Е. И. Козырева,
ведущий специалист управления эстетики городской среды КГА

«ЕВРОПЕЙСКИЙ ФАСАД»: КУЛЬТУРА ВХОДА


МНЕНИЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО АРХИТЕКТОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Значение фасадов в петербургском городском пейзаже неоспоримо. Они во многом определяют уникальные черты архитектурно-градостроительного и культурно-эстетического феномена Санкт-Петербурга, являясь своеобразным символом северной столицы. Это дает основание распространить трактовку известного выражения «окно в Европу» до более широкого понятия «европейский фасад», важнейшей и характерной частью которого выступают входы в здания. Традиции их устройства и современное состояние, внимание к ним в контексте архитектурного творчества, конъюнктуры рынков недвижимости и строительства, «культура входа» как индикатор состояния общества в целом и городского сообщества в частности свидетельствуют о потенциале, проблемах и перспективах развития «европейского фасада».
ОСОБЫЙ ЗНАК И СИМВОЛ

С учетом динамичных процессов, затрагивающих архитектурный облик нашего города – строительного «бума» наряду с наметившейся в последние годы модой на устройство и переустройство входов, – пришло время выявить и проанализировать наиболее актуальные проблемы и тенденции в этой сфере.
Каждый из аспектов затрагиваемой темы стоит рассматривать не только в качестве вопроса для обсуждения или научного исследования, но также и как предмет градостроительного регулирования, формирования нормативной базы в области проектирования, строительства, благоустройства и охраны объектов культурного наследия. Наконец, владение данной проблематикой составляет необходимую часть профессиональной культуры архитекторов, работающих в исторической и современной средах.
Понятие «вход» (по архитектурной терминологии – «портал») чрезвычайно емко. Это одна из главных и функционально задействованных частей здания, традиционный элемент городской среды и смысловое звено взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств. Входы воспринимаются как особые знаки дома и хозяина, воплощая их стиль и социальный статус. Их устройство, внешний вид и состояние точно отражают процессы городской жизни, уровень благополучия и стабильности горожан.
Являясь частью и производной от общей композиции фасада, планировочного и пространственного решений здания, вход сам по себе представляет комплексный объект. Здесь архитектурная форма (проем, пластические элементы, отделка поверхностей, наличники, пилястры, колонны, фронтон и т. п.) сочетается с оборудованием (козырек, навес, дверные полотна, ограждение, дополнительное техническое оснащение), элементами благоустройства (ступени, крыльцо, приямок, мощение, озеленение), осветительными приборами и декором, информационными, а в определенных случаях – рекламными составляющими. Обширная типология входов подразумевает комплексный подход к проектированию и устройству, основанный на знании и профессиональном использовании традиций и закономерностей архитектурной композиции и стиля, а также технических средств.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТАЛА


Традиции «культуры и искусства входа» в Санкт-Петербурге – своеобразное отражение истории формирования застройки города, эволюции стилей и развития городской культуры. Впервые в русском градостроении частью архитектурного облика улиц, площадей и набережных, застроенных образцовыми домами по правилам «единого фасада», портал стал в петровские времена. Входной проем, повторяющий очертания окон, оформленный наличником и иногда увенчанный фронтоном, начал восприниматься как центральный элемент симметричной композиции фасада. Упорядоченное расположение входов способствовало регулярной организации городских пространств.
Эпоха барокко наделила эту деталь городских построек особой ролью средоточия парадной функции фасада, превратив его в главный пластический и декоративный акцент, подчеркнутый пышными ордерными формами, «сгущением» архитектурного ритма и лепного убранства, светоцветовыми контрастами. Каноны классицизма, подчиняющие композицию фасада правилу иерархии частей и целого, определили входу иную роль. Богато украшенный портал уступил место прорезанному в плоскости стены и лишенному декора проему простых геометрических очертаний. На первый план вышел портик, организующий фасад и пространство системой ордера. Сам вход становится нейтральным, подчиняясь общему ритму и единообразию строгой архитектурной декорации. На принципе главенства общего над частным в масштабе отдельного здания или целого ансамбля, и даже всего городского пространства, в последние десятилетия XVIII и первую треть XIX вв. сложился классический образ Петербурга, доныне сохраняющий уникальные свойства «строгого, стройного» единства.


Композиция портала здания бывшей типографии П. Б. Березина (ул. Социалистическая, 14. Арх. Б. И. Гиршович). По материалам
архитектурных обмеров. К настоящему времени весь декор утрачен

В 40-х гг. XIX в. в архитектуре входа началась новая эпоха, сильнейший импульс которой придали принципы стилизаторства и историзма. Многообразие форм и стилей, принцип «свободы выбора» как протест против эстетики классицизма в совокупности с новыми приоритетами организации городской среды на фоне развития доходного домостроения, торговли и банковского дела вернули порталу роль главного фасадного акцента и украшения. Теперь он зачастую выступает кульминацией стилизаторских реминисценций и «визитной карточкой» как владельца дома, так и архитектора.
На протяжении второй половины XIX в. парадные входы в дома и особняки, магазины и банки, учебные и государственные учреждения стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Мастерами оформления порталов были видные архитекторы того времени: А. Штакеншнейдер, В. Шретер, И. Китнер, П. Сюзор, М. Месмахер, Г. Барановский, чья авторская манера разнообразна и узнаваема. Однако свою лепту в особую петербургскую «культуру входа» внесли и менее известные мастера, реализуя социальный заказ на представительный, комфортный вход, объединяя его различные компоненты мотивами барокко, ренессанса, готики и русского стиля в сочетании с высоким качеством материалов и изготовления. Эта эпоха в основных чертах определяет общий архитектурный фон исторических районов Петербурга.
1830-е годы отмечены и другой похожей на сегодняшнюю тенденцией: волной перестроек первых этажей домов под магазины и лавки. Переделка, пробивка и расширение проемов были лишь одним из способов решения проблемы. Известно, что для регулирования процесса были введены особые регламентирующие нормы устройства входов – со ступенями, крыльцом, приямком. Другим, более радикальным способом стала разработка новой конструкции и архитектурной системы многоэтажного дома, в первом этаже которого помещения под торговлю с соответствующими окнами-витринами и остекленными входами предусматривались проектом1.


Появление многочисленных вывесок над входами, а также ярких рекламных «порталов» – первая волна «неархитектурного» оформления фасадов. На знаменитой панораме В. С. Садовникова, запечатлевшей Невский пр. 1835 года, видно, как пестрят им классические фасады. Со временем выработались определенные правила корректного размещения вывесок, предусмотренные архитектурным проектом: над проемами выделялись специальные «поля», обрамленные профилем.
Немаловажная деталь: козырьки-навесы над входами появились в Санкт-Петербурге лишь в первой трети XIX века и очень быстро распространились. С одной стороны, сказывался климат, с другой – стремление «оживить» классические фасады, придав им своеобразие. В чугунном литье козырьков металл нашел применение как наиболее прогрессивный материал. Металлический декор (козырьки, ворота, оконные решетки, флагштоки) стал традиционным дополнением архитектуры фасада в соответствии с принципом единого ансамбля. «Все большую роль в создании новой, насыщенной деталями городской среды начинают играть неархитектурные элементы, придающие особый колорит архитектуре. (…) Интенсивная «публичная» жизнь превращала торговые улицы в своего рода «городские интерьеры». (…) Внутреннее пространство зданий «теряло» свою обособленность от улицы, словно втягиваясь в сферу ее притяжения посредством торговых пассажей, остекленных витрин магазинов (…) металлических крытых подъездов с далеко вперед выступающими козырьками на чугунных столбах»2.
Краткий и яркий период модерна оставил в петербургской архитектуре драгоценные образцы «искусства входа». Эстетику богато украшенных предметов вытеснила эстетика целесообразности, рациональности вкупе с утонченной символикой форм. «Смысл, вкладываемый в формы, орнаментику и пространственно-планировочную структуру зданий модерна, сводится к передаче представления об органической целостности мира и органической целостности структуры сооружения»3.
Ценностные критерии модерна возвысили архитектуру входа до качества уникального произведения – синтеза искусств. Вход-портал или вход-ниша образованы пластикой объема и массы, пластикой стены, пластикой пространства, скульптурной пластикой. Ритмика и рисунок линий фасада переходит в графику линий металлодекора, выполненного преимущественно в технике ковки. Сочетание материалов и фактур, цветов и оттенков, орнаментальных и изобразительных элементов обладает такой выразительностью и завершенностью, что исключает вторжение чего-либо инородного, вне художественной идеи. Раскрыв дворы к улице посредством курдонеров, арок, сквозных анфилад, архитекторы придали статус парадных порталов входам, расположенным внутри квартала, подчеркнув тем самым непрерывность и целостность городского пространства.
На карте Петербурга прочитываются целые районы и улицы, где, благодаря интенсивному периоду застройки начала XX в., порталы в силе модерн вносят особое качество в эстетику городской среды (Петроградская сторона, Б. и М. Морские ул., район Таврического сада и другие). Их создатели – Ф. Лидваль, Л. Бенуа, Р. Мельцер, Н. Васильев, А. Зазерский, В. Шауб, А. Белогруд, Н. Дмитриев, С. Кричинский


«Неоклассическая» линия петербургской архитектурной школы, зародившаяся в нач. XX в. и во многом предрешившая особенности «сталинского ампира» 1930–50-х гг.4 – особая страница в истории входа. Монументальные порталы в ордерном обрамлении, с мощными филенчатыми дверями и балюстрадами, внушают уважение, чувство основательности, прочности традиций. Комплексные принципы застройки утвердили вход-портал в качестве массового, даже «типичного» элемента архитектурной среды как улицы, так и внутриквартальных пространств.
«Искусство портала» надолго ушло из архитектуры, уступив место безликому проему и стеклянной плоскости. Однако в последнее время внимание к оформлению входов заметно возросло – как в современном строительстве, так и в контексте реконструкции исторических зданий, переоборудования помещений, благоустройства жилых кварталов, пешеходных зон.


РЕШАЯ ПРОБЛЕМУ

Город лишился и продолжает лишаться исторических элементов архитектуры и оформления входов. Утраты многочисленны и болезненны как для памятников истории и культуры, так и для рядовых зданий. Примеров комплексной реставрации или реставрационного ремонта недостаточно, качество восстановительных работ не всегда отвечает требованиям, а воссоздание утраченных деталей – исключительная редкость, зачастую из-за того, что не сохранилось достаточных исходных материалов. Представляется необходимым и возможным проведение систематических работ по обмерам и фотофиксации исторических порталов в совокупности с формированием фонда авторских проектов по материалам архивов. Опыт проведения такой работы силами студентов-архитекторов уже есть. Эта деятельность могла бы врплотиться как в издании графических альбомов – «энциклопедии петербургских порталов», так и практически – в реставрации и воссоздании порталов как целостных объектов.
Значительная часть современного оборудования входов, включая козырьки, двери, ступени, лестницы, по качеству неадекватна исторической и художественной ценности фасада, произвольна по выбору материалов и цвета, зачастую представляет собой весьма свободную стилизацию, не отягченную пониманием композиции и стилевых закономерностей архитектуры. Определенная самостоятельность входа как объекта проектирования провоцирует как стремление к творческому самовыражению, так и визуальную агрессивность входа в качестве объекта рекламы. В результате утрачивается архитектурное единство фасада, нижние этажи превращаются в конгломерат и зону конфликта. Инструмент его разрешения видится в разработке концепций и паспортов фасадов зданий, в общем виде определяющих требования к согласованному устройству, оборудованию, рекламному оформлению входов.
Устройство новых, так называемых дополнительных входов в связи с переводом помещений нижних этажей в нежилой фонд – явление катастрофическое по динамике и последствиям. При перепланировке и приспособлении помещений «под владельца», как правило, не учитывается потенциальный ущерб, наносимый архитектурному целому – фасаду. Процесс затрагивает весь нижний ярус зданий – от подвальных входов с приямками до входов в уровне второго этажа, требующих установки высоких крылец и лестниц в несколько маршей. Особенно болезненны такие преобразования для фасадов с симметричной композицией, сложным ритмом, выраженными архитектурными акцентами, в том числе, порталами, которые теряют свою ведущую роль. Регулированию процесса может способствовать предварительная экспертиза планировки помещений с точки зрения возможности устройства входа в увязке с общей структурой фасада, введение соответствующих ограничений.
Состояние рядовых входов в жилые дома не заслуживает обсуждения на страницах солидного архитектурного журнала. Глухая, произвольно окрашенная железная дверь с кодовым замком – символ отчуждения, равнодушия и упадка. Настало время ввести определенные требования к составу, эксплуатационным и эстетическим характеристикам современных «массовых» элементов оборудования входов (дверей, светильников, навесов, ограждений), и реализовывать их как в рамках программ комплексного благоустройства жилых кварталов, так и в практике реконструкции, ремонта фасадов, устройства и модернизации входов. Необходимые требования к оборудованию – профессиональный дизайн, надежность, экономичность, нейтральное цветовое решение, корректное включение в архитектурную систему фасада. Модификации архитектурно-художественного и цветового решения должны учитывать особенности различных типов застройки – и исторической, и 1930–50-х гг., и современной массовой. Такого рода методика разрабатывается специалистами нашего Комитета как основа формирования нормативной базы в области благоустройства и эстетики городской среды.
Возрождение «культуры входа» – одно из условий сохранения и совершенствования нашего «европейского фасада».

Литература:
1. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990.
2. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
3. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. М., 1978.
4. Кириков Б. М. Петербургское возрождение (неоклассицизм 1900–25 гг.) // Петербургские чтения 97, СПб., 1997.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>