Игорь Разживин

М. ДУТОВА: «БЕЗ СИНТЕЗА ИСКУССТВ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕМЫСЛИМО»


МНЕНИЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО АРХИТЕКТОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Загородный коттедж
«Растущее благосостояние». Проект 1992 г.
Мастерская «Русское классическое искусство»

Черновой вариант статьи Г. П. Степанова «Синтез искусств в эпоху компьютерных технологий» был уже сверстан и практически подготовлен к печати. Однако, чтобы уточнить текстовые и иллюстративные детали будущей публикации, мы вышли на коллег и учеников академика. Тогда-то и состоялся разговор с директором ООО «Русское классическое искусство», а одновременно и главным архитектором этой известной в Петербурге мастерской, – Мариной Ивановной Дутовой. Мы решили не замыкаться на глобальной, но вместе с тем и весьма конкретной теме синтеза искусств. Беседа затронула не только эту проблематику, но также и ряд других градостроительных, а также образовательных моментов в видении современного и активно работающего автора.

Фасад коттеджа (г. Приморск). Проект 2001 г. Мастерская «Русское классическое искусство»

М. Д.: Для меня Георгий Петрович был и остается одним из главных учителей, уроки которого вспоминаются с благодарностью и находят постоянное применение в моей профессиональной практике. Хотя в студенческие годы, особенно на первых курсах Академии художеств, мы не придавали достойного значения таким понятиям как, допустим, «системный подход» или, например, «синтез искусств», применительно к архитектуре. Казалось, что все это не более чем догмы, которыми профессура старается забить наши юные и жадные до творчества головы. Мы даже позволяли себе немного подшучивать над всем этим, сочиняя стишки наподобие: «Если синтеза искусств на фасад «нагрохал» – не скажу: «нехорошо», а скажу: «неплохо».

Элитный дачный домик в Комарово.
Проект 1993 г.
Мастерская «Русское классическое искусство»

С течением лет, а главное, в процессе самостоятельной архитектурной деятельности, отношение к этим категориям кардинально изменилось. В той или иной мере каждый проект нашей мастерской, будь то какое-либо сугубо интерьерное решение или нечто более масштабное, относящееся к вопросам градостроительного порядка, воплощался с их учетом. Сегодня уже и я сама на занятиях в Институте декоративно-прикладного искусства внушаю своим студентам: без следования законам синтеза современное архитектурное проектирование немыслимо.

И. Р.: Коль скоро мы заговорили о молодежи, тогда и вопрос: чем «подрастающее поколение» архитекторов отличается от предшественников?


Интерьер частного дома в Юкках. Проект 2003 г. Мастерская «Русское классическое искусство»

М. Д.: Они смелее и настойчивее, потому, надеюсь, и действовать станут куда более раскрепощенно, чем, скажем, мы. Однако несколько настораживает их непомерная технократичность. Ребята всецело полагаются на преимущества компьютерных технологий, при этом неизбежно размывается авторское начало. Мне, к примеру, чтобы продолжать общение со студентами на одинаковом с ними языке, пришлось самостоятельно освоить основы компьютерного дела применительно к архитектурному творчеству. В действительности машина лишь ускоряет процесс разработки проекта, но вместе с тем важно понять, что она остается всего-навсего техническим


Каминный зал VIP -клуба

средством – своего рода «модифицированным карандашом» в руках проектировщика. Компьютер сам по себе не способен родить идею. Она должна сформироваться в уме и сердце архитектора или дизайнера. А уж какими прикладными программами тот станет пользоваться для воплощения авторского замысла – дело третье…

И. Р.: Вернусь к теме «синтеза». Вы, насколько я понимаю, не слишком-то благоволили к ней в годы своей учебы у Степанова, но время изменило взгляд на эти вещи. А как воспринимают синтез искусств ваши ученики?
М. Д.: Боюсь, что им эта категория не слишком понятна. Синтез искусств в современном строительстве, к несчастью, не реализуется вообще или проявляется так редко, что


Интерьеры строящегося VIP-клуба «Повелитель ночи». Проект 2003–04 гг. Мастерская «Русское классическое искусство»

демонстрировать его свежими примерами градостроительной практики на наших институтских занятиях, по сути, не представляется возможным. В лучшем случае можно проиллюстрировать вопрос какими-то примерами историко-теоретического плана. Это, в свою очередь, говорит об актуальности издания книги, которую намерен подготовить Георгий Петрович. Она позволит сформировать у будущих зодчих качественно иное – осознанное и воспитанное на выдающихся примерах архитектурного творчества – восприятие своих профессиональных задач.

И. Р.: Таким об-разом, получается, что синтез искусств в строительном проектировании переживает стадию кризиса. «Что делать», мы определились: нужен учебник и воспитание подрастающего поколения архитекторов в его духе, а все-таки интересен и еще один традицион-
ный вопрос: «Кто виноват?»
М. Д.: В строительстве советских времен тема «синтеза» непременно присутствовала, причем зачастую в силу множества социально-политических причин даже притягивалась искусственно. Посмотрите, к примеру, на здания эпохи сталинского ампира, оформленные лепкой, металлодекором и росписью.


Интерьеры строящегося VIP-клуба «Повелитель ночи». Проект 2003–04 гг. Мастерская «Русское классическое искусство»

Нынешняя же проблема состоит в том, что заказчик, из вполне естественных соображений экономии, чаще всего упрощает проектную задачу. Некие архитектурные излишества, в том числе и синтез – это лишние затраты. Потому на такого рода эксперименты инвесторы строительства идут, как правило, неохотно. Возможно, именно архитектор обязан аргументировано убедить своего заказчика в необходимости использовать те или иные приемы эстетического формирования будущей среды его обитания.
Впрочем, не стоит полагать, будто бы все обстоит так уж совсем из рук вон плохо. Во всяком случае, сегодня, разрабатывая, например, проекты частных интерьеров, архитекторы и дизайнеры нередко получают возможность для абсолютной свободы творчества и самовыражения в самых разнообразных деталях, стилях и формах. А вот здесь-то очень важно не скатиться до уровня кича – не того, который имеет полное право на существование как самостоятельный и самоироничный стиль, а такого, когда заказчик начинает требовать наполнения жилого, офисного или присутственного пространства самым немыслимым сочетанием всевозможных декоративных элементов. Профессионализм проектировщика в такой ситуации опять же будет состоять в том, чтобы соблюсти каноны и пропорции синтеза искусств.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>