Г. П. Степанов,
Почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук,
Заслуженный деятель искусств РСФСР, учредитель СПб Союза дизайнеров,
доктор искусствоведения,
профессор

СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ЭПОХУ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



1

2

3

9

5

6

12

В Композиционные категории опираются на законы восприятия, обязательные для всех – скульпторов и художников, дизайнеров и искусствоведов, архитекторов и заказчиков. Незнание такого рода категорий свидетельствует о профессиональной и творческой безграмотности. Поэтому их обязан соблюдать каждый участник процесса созидания.

Художественный образ, возникший как результат Синтеза Искусств, обладает сложной многоплановой структурой и особой силой воздействия, недоступной отдельным видам искусства. Творческая интуиция, талант и композиционный дар автора должны опираться на систему устойчивых, постоянно действующих и развивающихся закономерностей.

4

7

Величайшие произведения искусства и зодчества, оставаясь произведениями своего времени, хранят в себе крупицы бесценного богатства общечеловеческой культуры.
Подлинные произведения Синтеза Искусств живут века и тысячелетия: пирамида в Гизе, афинский Акрополь, Пергамский алтарь. Заметьте, и в архитектурном облике нашего города, основанном на классике, царят Медный всадник, Александровский столп, или еще один из ярких примеров современного воплощения Синтеза Искусств – памятник Пушкину перед Русским музеем. Если пристально взглянуть, то, собственно, и весь исторический центр нашей северной столицы сам по себе являет образец подлинной пространственной связи целого ряда произведений Синтеза Искусств, природе которого свойственно воплощение единого идейно-художественного замысла средствами как архитектуры, так и живописи и скульптуры, возможное лишь в единой композиционной структуре.
Архитектура как искусство организации пространственных структур, создающих необходимую среду для жизни и деятельности человека, дает его особенно емкую и многостороннюю характеристику, объединяя элементы материальной и духовной культуры. При этом присущие самой архитектуре средства художественной выразительности – объемно-пространственная композиция, выстроенная на ритме и пропорциях, гармония форм, тектоника и масштабность, неизобразительные в своей основе, – выражают общественные идеалы и даже конкретные предложения, связанные с объективными факторами формирования пространственной среды.

13

14

Оглядываясь на творческую и научную практику, полагаю, что именно наш Санкт-Петербургский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина обладает уникальной возможностью готовить специалистов по Синтезу Искусств.
Мои научные труды в области теории композиции стали базой профессионального образования нескольких поколений зодчих, художников, дизайнеров, искусствоведов. Мне удалось издать иллюстрированное учебное пособие (публикуемые иллюстрации взяты оттуда) «Синтез Искусств в учебном процессе». Проделанная работа натолкнула на мысль, что для грамотного и комплексного решения всех проблем Синтеза Искусств необходимо создать новый учебник «Основные композиционные категории Синтеза Искусств».
Структура книги, которая непременно будет опираться на талантливую практику, видится такой:
1. Категория композиционно-образная целостность произведения Синтеза Искусств
2. Категория масштабность художественной формы
3. Категория пропорциональность в Синтезе Искусств
4. Категория архитектоника Синтеза Искусств
5. Категория пространственно-колористический язык искусства
6. Категория пространственные системы Синтеза Искусств
7. Категория цветопластика Синтеза Искусств

Время то и дело выдвигает новые композиционные и технические задачи в наш век электроники и компьютерных технологий. Чтобы издание вышло в свет, есть по крайней мере три непременных условия: нужна оплата профессионального секретаря, необходимо также запланировать средства на издание учебника тиражом 1000 экз. и погасить расходы на компьютерно-канцелярские операции. Что же касается авторской стороны подготовки книги, то эту работу я готов выполнить в течение года.
Буду безмерно благодарен за присланные предложения и замечания, что помогут рационализировать сам процесс работы над учебником и усовершенствовать его содержательную часть.


8

10

11

Список иллюстраций:
1. «Кведлинбург. Старый город», проф. Г. П. Степанов, бум., сепия, 1959 г.
2 . Мемориальная доска, посвященная
И. И. Шишкину, студ. А. В. Хазацкая, бум., акв., 2002–03 уч. г., маст. проф. В. В. Попова.
3. Декоративная композиция в круге, студ. А. А. Боровиков, рук. Ю. А. Кучинский, 1995–96 уч. г., маст. проф. В. О. Ухова.
4. Фриз в технике «сграффито», студ. М. А. Колобов, доц. А. Н. Скляренко, 1997–98 уч. г., маст. проф. В. В. Попова.
5. Монумент «Окно в Европу», студ.
С. А. Александрович, бум., акв., 2001–02 уч. г., маст. проф. Ж. М. Вержбицкого.
6. Фриз в технике «сграффито», студ. С. А. Мартынов, рук. А. В. Белов,
1997–98 уч. г., маст. проф. А. В. Жука.
7. Витраж с изображением натюрморта, студ. А. Н. Черняк, рук. А. В. Перегляд,
бум., тушь, 1993 г., маст. проф. А. В. Жука.
8. Театр на 900 зрителей
в г. Железногорске Красноярского края,
арх. Г. П. Степанов, В. С. Пахомов, бум., китайская тушь, акв., 1955 г.
9. Эрмитажный театр. Поперечный разрез зрительного зала в сторону сцены. Джакомо Кваренги, перо, кисть, тушь, акв., 1783–85 г.г.
Там же. Продольный разрез зрительного зала и части сцены. Джакомо Кваренги, перо, кисть, тушь, акв., 1787 г.
10. Проект памятника императору Петру I на центральной площади больницы

им. Петра Великого в Петербурге. Работа выполнена к 300-летию Санкт-Петербурга.
Ск.: акад. РАХ проф. А. С. Чаркин,
арх.: проф. Г. П. Степанов,
З. Т. Степанова, 2003 г.
11. « Летний сад». Эскиз гобелена,
студ. Ю. О. Бехова, холст, масло, 1996 г.,
маст. акад. РАХ проф. А. А. Мыльникова.


15

12. Монумент Александру Невскому на пл. Ал. Невского в Санкт-Петербурге.
Ск.: акад. РАХ, проф. А. С. Чаркин,
арх.: акад. РАХ и РАСН, проф. В. В. Попов, 2002 г.
13. Роспись «Св. Пантелеймон», вестибюль ректорского корпуса Государственной Медицинской академии им. И. И. Мечникова, худ. Ф. Ю. Бобров,
арх. проф. Г. П. Степанов,
З. Т. Степанова. 2001 г.
14. «Бомбардир Василий». Пешеходная зона, 6–7-ая линия В. О. Работа выполнена
к 300-летию Санкт-Петербурга.
Ск.: С. В. Сергеев, вып. ИЖСИА
им. И. Е. Репина, 2001 г.
и Г. В. Лукьянов, вып. ИЖСИА
им. И. Е. Репина, 2002 г.,
арх. С. П. Одновалов. 2003 г.
15. Концепция колористического решения фасадов 6–7-ой линии В. О. (часть цветовой развертки). Автор Г. Г. Блинова, техническое обеспечение К. Петров. 2003 г.

Автор дизайн-макета член Союза дизайнеров З. Т. Степанова

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>