Андрей Ильин

НАШЕ НОВОЕ «ОКНО В ЕВРОПУ»


ГТ «МОРСТРОЙ» РАЗРАБАТЫВАЕТ ПРОЕКТ
«МОРСКОГО ФАСАДА» СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ

С петровских времен Санкт-Петер-бургу была отведена роль морских ворот России. В качестве грузовых ворот город справляется с поставленной задачей, чего нельзя сказать про пассажирскую составляющую. В советские времена, это и понятно, в стране, видевшей в каждом приезжающем иностранце врага, развиваться туризм не мог. С тех пор ситуация изменилась на диаметрально противоположную. Сегодня туризм открывает зримые перспективы по налаживанию культурных связей России с остальным миром, и может служить стабильным источником немалых поступлений в городской и федеральный бюджеты. Высокая доходность туристической отрасли подтверждается многолетним опытом многих стран. Однако, у нас до настоящего времени этот во всех отношениях выгодный вид деятельности практически не развит, а его огромный потенциал используется далеко не в полной мере.

Директор департамента проектирования и
развития ЗАО «ГТ Морстрой», к. т. н. Л. Тозик

В Петербурге и его пригородах сохранены уникальные дворцово-парковые комплексы, шедевры архитектурно-градостроительного искусства, всемирно известные музеи и театры – результат труда многих поколений талантливых зодчих и всего русского народа. Сочетание таких внушительных историко-культурных богатств с мягким, комфортным климатом, белыми ночами и привлекательными природными пейзажами пробуждает огромный интерес у иностранцев. Чтобы сделать эти культурные богатства достоянием всего человечества и сохранить их для потомков, необходимо создать современную индустрию для широкомасштабного развития туризма.
В странах, имеющих выходы к морю, доля морского туризма составляет значительную часть. Особенно популярны такие путешествия в странах Балтийского бассейна, в число которых входит и Россия. Тема строительной составляющей в развитии индустрии путешествий северной столицы и стала основной в нашей беседе с руководителями ЗАО ГТ «Морстрой» – директором департамента проектирования и развития Леонидом Тозиком, его заместителем Александром Евдокимовым и гл. инженером проекта Алексеем Коломийцем.

Заместитель директора по проектированию и развитию ЗАО «ГТ Морстрой»,
почетный строитель России А. Евдокимов

Л. Т. : За 1995 г. в порт Санкт-Петербурга зашли 144 круизных судна, которые привезли около 65 тыс. туристов. В 2003 г. количество заходов возросло до 250, и больше 225 тысяч туристов посетило наш город. Столь большой рост числа туристов и количества судозаходов объясняется увеличением пассажировместимости круизных судов. В 2001 г. самым крупным из зашедших в наш город стал теплоход «Millennium» длиной 294 м с осадкой 8,0 м и вместимостью 2400 пассажиров, тогда как в 1995 г. – «Royal Princess» (длина 230 м, осадка 7,8 м и вместимость 1275 человек).
Корр.: Такую ситуацию стоит рассматривать как случайность или же все-таки в качестве тенденции?
А. Е.: Как показывает статистика, доля круизных лайнеров длиной более 200 м постоянно растет, вытесняя более мелкие, и уже сейчас составляет около 40% от общего числа судозаходов. Их прием и обслуживание требуют соответствующих условий. Согласно мировому портфелю заказов, в ближайшие пять лет предусматривается построить около 100 крупных судов длиной 300 м с осадкой 9,0 м и пассажировместимостью 3000 чел., предназначенных для обслуживания туристов в регионах Средиземного, Северного, Балтийского и Карибского морей, которые вытеснят менее рентабельные суда меньшей вместимости. Одновременно в Петербурге возникнут большие проблемы с их приемом. Пока что ни один порт Восточной Балтики не имеет технических возможностей принимать суда такого типа. Эта ситуация определяет актуальность строительства пассажирского комплекса в петербургском порту.

Главный инженер проекта А. Коломиец

Корр: Каким же образом Петербург принимает такие колоссы сейчас?
А. К.: В настоящий момент крупные пассажирские лайнеры обслуживаются только у причалов №№ 29–33 Морского порта, возможности которого весьма ограниченны. Стоянка пассажирских судов в зоне грузовых причалов не способствует формированию у прибывших туристов надлежащего эстетического восприятия облика города – гости одного из красивейших городов мира оказываются среди штабелей контейнеров и портовых кранов. Выезд из порта часто проблематичен. Люди опаздывают на экскурсии. В итоге мы лишаемся желаемого потока туристов, а городская казна недополучает миллионы долларов. В то же время и порт несет потери в ситуации, когда практически все летнее время его наиболее мощные причалы и оборудование простаивают и грузы не перерабатываются.
Корр.: Но ведь должен быть и какой-то реальный выход?
А. К.: Последние 10–15 лет эта тема не раз поднималась на разных уровнях. Предлагались различные места дислокации нового порта. Однако лишь в 2002–03 гг. вопрос строительства нового пассажирского терминала перешел в плоскость практической реализации. В качестве места строительства был выбран Васильевский остров, а именно его западный берег.
Проект дает возможность образовать необходимые территории для создания комплекса, а также для развития городской инфраструктуры, за счет использования грунта от дноуглубительных работ на проектируемой акватории по технологии «дноуглубление-намыв». При этом порт сможет принимать современные и перспективные крупнотоннажные круизные суда, являя собой «морской фасад города», гармонично вписываясь в архитектурный ансамбль исторической части Петербурга.
Использование существующих городских инфраструктур с развитой сетью объектов инженерного и энергетического обеспечения, непосредственно примыкающих к образуемой территории, а также планируемых к постройке автодорожных магистралей Западного скоростного диаметра, обеспечит комфортное обслуживание пассажиров и позволит миновать центр города. Доставка туристов в дворцово-парковые ансамбли Ломоносова, Стрельны, Пушкина, Павловска и Гатчины, в Выборг и на Карельский перешеек будет осуществляться кратчайшими путями.

Корр.: Вопрос о том, кто будет хаказчиком-инвестором строительства уже решен?
Л. Т.: Для реализации проекта нового пассажирского терминала было специально создано ООО «Морской фасад Санкт-Петербурга», которое объявило конкурс на проектирование, выигранный в итоге нашей фирмой «ГТ Морстрой».
Корр.: В таком случае имеет смысл более подробно о ней рассказать.
А. Е.: ЗАО «ГТ Морстрой» было созда­но в 1997 г. совместными усилиями специалистов в области проектиро­вания – 23-го Государственного морского проектного института, и строительства – Строительного управления Северного флота «Севвоенморстрой» (г. Североморск). До этого военные инженеры уже приобрели опыт проектирования и строительства ряда гражданских объектов в странах Балтии и СНГ.
Первой нашей серьезной работой в Петербурге стало возведение причаль­ного фронта для международной рега­ты «Катти Сарк-96». Со строительством мы уложились в два месяца. В итоге было создано два километра причальных со­оружений, действующих и по сей день. Кстати, именно здесь в настоящее время и происходит прием некоторой части круизных судов, приходящих в наш город.
Сегодня «ГТ Морстрой» – предприятие, имеющее в составе два департамента: проектирования и строительства, – работа которых тесно взаимосвязана. Специалисты компании уже на первых проектных стадиях стараются обозначить заказчику потенциальные проблемы и предложить  их решение.
Из наиболее значимых проектов, которые за последние два года выполнены нашими силами, стоит выделить подготовку рабочей документации по всем причальным сооружениям портового комплекса «ЛУКОЙЛ» в районе г. Высоцка, нефтеналивным причалам Нефтяной гавани и Балкерного терминала Морского порта Санкт-Петербург, паромным комплексам в Балтийске Калининградской области и Морском торговом порту Усть-Луги, рейдовым перегрузочным комплексам Петербурга и Мурманской области.
Корр.: А Ваше участие в создании паромно-пассажирских комплексов?
Л. Т.: «ГТ Морстрой» выполнило более двух десятков мостовых сооружений автомобильных паромных переправ в Эстонии, Латвии, Финляндии. Сейчас идет проектирование автомобильно-железнодорожных паромных комплексов в Усть-Луге и Балтийске.
А. К.: Предполагаемый к строительству комплекс «Морской фасад» будет состоять из 7 причалов, огражденных молами, способных одновременно обслуживать суда, а также включит здания современного морского вокзала и четырехзвездочной гостиницы, имеющие развитую инфраструктуру. Здесь же будет возведен многоярусный паркинг, накопительные и парковочные площадки на привокзальной площади. Крытые галереи и специальные устройства-«тубусы» позволят пассажирам , не выходя на открытые площадки, прямо из здания морского вокзала попадать на палубы судов. Это будет современный терминал, отвечающий всем международным стандартам обслуживания пассажиров и туристов. Пуск его намечен на конец 2007 г.
Корр.: Остается искренне пожелать ООО «Морской Фасад Санкт-Петербурга» и ЗАО «ГТ Морстрой» успеха в реализации этого более чем актуального для нашего города проекта.


.
 


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>