Андрей Ильин
ЗОДЧЕСТВО-2004: ПЕТЕРБУРГ НЕ ТЕРЯЕТ ПОЗИЦИЙ АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ НА ПОРОГЕ РАДИКАЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
Грандиозные геополитические планы Петра I могли реализоваться только с организацией отвечающего всем современным требованиям, крупного и постоянно развивающегося судостроительного производства. На следующий же год после основания новой столицы последовал императорский указ о начале строительства Адмиралтейского дома, впоследствии – Адмиралтейских верфей. В «Журнале путешествий Петра I с 1696 по 1709 годы» записано: «1704, ноября в пятый день, в неделю заложили Адмиралтейский дом и были во остерии, веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен». В этом году старейшему и крупнейшему судостроительному предприятию России (с которого, собственно, и началась история нашего превращения в морскую державу и промышленного вхождения в капитализм) исполнилось 300 лет. Во многом с деятельностью Адмиралтейской верфи связано образное выражение Пушкина: «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль при стуке топора и громе пушек».
Это не просто одна из окрашенных серым цветом обширных «промзон» на картах балтийского мегаполиса. Выполняя функцию, как сегодня бы сказали, «градообразующего предприятия», Адмиралтейские верфи на протяжении трех веков оказывали существенное влияние на градостроительную стратегию и тактику. Молодая столица росла и развивалась вместе с главным корабельным заводом империи, отвечавшим как задачам, так духу и стилю города. В свою очередь, корабельная символика, присутствовавшая в творческих изысканиях многих поколений петербургских зодчих, стала неотъемлемой в архитектурных ансамблях и важным стилевым акцентом в формировании городской среды. С другой стороны, многие здания и сооружения Адмиралтейских верфей, равно как и весь их комплекс в целом, являются ярчайшими, а главное, живыми и функционирующими, памятниками индустриальной архитектуры.
– За три века с наших верфей спущены на воду почти 2600 кораблей, судов и плавательных средств, соответствующих передовому техническому уровню своего времени. Замечательными страницами производственной летописи предприятия стали: построенное в 1723 г. плотником Ефимом Никоновым «потаенное судно» – прообраз будущих подводных аппаратов, первый в России пароход «Елизавета» и первый в мире мореходный миноносец «Взрыв», легендарные броненосные корабли – от «Петра Великого» до всемирно известной «Авроры». В ХХ в. знаковыми для отечественного и мирового кораблестроения явились построенные у нас первый атомоход «Ленин», многоцелевые атомные подводные лодки, глубоководные аппараты с глубиной погружения до 6 тыс. м.
С учетом этих обстоятельств, из числа предпроектных разработок различных вариантов развития Адмиралтейских верфей, подготовленных силами своих специалистов, а также представителей ФГУП ЦНИИ ТС и германской фирмы IMG, была выбрана оптимальная схема радикальной реконструкции предприятия. Она и легла в основу «Концепции развития основного производства ФГУП «Адмиралтейские верфи» на период до 2010 г.». Ее реализация, в конечном итоге, позволит достичь конкурентоспособности продукции, обеспечив при этом обоснованный уровень рентабельности и сохранив обязательное «адмиралтейское» качество. Концепция предполагает, что сроки постройки судов на Адмиралтейских верфях сократятся как минимум в 2 раза, а трудозатраты – в 3–3,5 раза. При этом все мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции будут идти поэтапно, и, что крайне важно, без остановки действующего производства.
Параллельно в границах Южного строительного района Адмиралтейских верфей, расположенного на левом берегу Фонтанки между Рижским проспектом и улицей Степана Разина, запланировано создание высокотехнологичного комплекса подводного кораблестроения по проекту ФГУП ЦНИИ ТС. Северный район, мощности которого по прежней территориальной специализации были сосредоточены именно на строительстве подводных лодок (ДЭПЛ), будет постепенно высвобождаться от промышленного использования. Тем самым, помимо внутрипроизводственных задач, будет дан импульс к конструктивному решению еще одной, на этот раз градостроительной. В распоряжении города, причем в самом историческом центре, появляется условно свободный участок, на протяжении трех столетий эксплуатировавшийся как исключительно промышленная территория – Ново-Адмиралтейский остров. Творческий и прагматичный подход к его застройке и использованию имеющихся сооружений сулит Петербургу немалые экономические выгоды. Сегодня тема сохранения и социально адекватного перепрофилирования как отдельных объектов индустриальной архитектуры, так и целых промышленных зон, весьма актуальна. «ДиС», в свою очередь, не раз к ней обращался, в частности, опубликовав в № 1(22) статью начальника отдела КГИОП доктора архитектуры М. С. Штиглиц «Там, где раньше заводы дымили». Сравнение в ней лондонского Docklend-city с «как-то нерадиво используемыми территориями Адмиралтейской и Балтийской верфей» было далеко не в пользу последних. Однако, судя по тому, какие планы намерены воплотить корабелы ФГУП «АВ», мы еще до конца десятилетия сумеем по достоинству оценить те позитивные сдвиги, которые последуют за технико-технологической и территориальной реформами на предприятии-юбиляре. |