Григорий Белый,
д. т. н., директор ЗАО «Эркон»,
Борис Лапшин,
гл. инженер ЗАО «Эркон»

СЕВЕРНАЯ ОБИТЕЛЬ ОСИРИСА


ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА ЕГИПЕТСКИХ ВОРОТ

Египетские ворота в Царском Селе

Мода на все, связанное с Древним Египтом, достаточно характерна для времени Николая I. Наполеоновский поход по северной Африке вызвал научный и общественный интерес европейцев к истории древнейшей цивилизации. К этому периоду относится появление сфинксов в Петербурге, основание египетской коллекции Эрмитажа, возведение висячего Египетского моста.
В 1827 году началось и продолжалось по 1832 г. строительство Египетских ворот в Царском Селе. Первоначальные смету и проект составил арх. А. Менелас, работавший с 1799 г. в содружестве с художником, известным иллюстратором, выпускником Академии художеств И. А. Ивановым. Предварительно согласовав с императором композиционное решение, в январе 1827 г. подписали контракт с Александровским чугунолитейным заводом на изготовление металлических деталей будущего сооружения. Вскоре художник В. Дадонов и скульптор В. Демут-


Кирпичная кладка западного пилона

Малиновский приступили к рисованию и изготовлению моделей иероглифов для чугунной отливки. Тогда же начали рытье котлованов, тесали цокольные плиты, позднее из булыжного камня, бутовой плиты и извести возвели фундаменты под пилоны – «караулки» и решетку ворот. В каждый пилон было уложено до 65 тыс. штук кирпича. Ступени четырех крылец изготовили из путиловской лещадной плиты, межэтажные перекрытия выполнили из дерева. Четырехскатная кровля была покрыта деревянной обрешеткой, на которую уложили 150 пудов листового свинца. Наиболее трудно далось изготовление облицовочных чугунных плит, иллюстрирующих мистические сюжеты, посвященные «жизни и деятельности» пары наиболее таинственных персонажей древнеегипетской


Вход в западный пилон.
Кирпичная кладка и чугунная облицовка

мифологии: Осириса и Исиды и их подданных в загробном мире, – в общей сложности 37 сюжетов, повторяющих подлинники из знаменитых храмов Луксор и Карнак. Лишь летом 1830 г. внешний облик «караулок» предстал публике в виде, задуманном автором проекта. Снаружи их стены были облицованы плитами из чугуна, уложенными по коровьему войлоку и скрепленными с кирпичным массивом стальными штырями. На Александровском заводе к 19 сентября 1829 г. в общей сложности отлили 8341 пуд чугунных изделий и 358 пудов железных украшений. В октябре 1831 г. с завода в Царское Село привезли готовую решетку ворот, на установку которой ушел без малого год. На этом завершающем этапе строительства, после кончины А. Менеласа от холеры, руководство работами было поручено арх. А. Тону. В этот же примерно период велись работы по благоустройству прилегающей территории.


Шурф у западного пилона.
Фрагмент фундамента

В прошлом веке предпринимались неоднократные попытки частичной реставрации памятника. Так, в 1934 г. скульптор М. Демьянов занялся воссозданием чугунной скульптуры Египетских ворот. Тремя годами позднее, к столетию гибели Пушкина, по проекту арх. В. Яковлева реконструировали прилегающую площадь, на которой установили памятник поэту. Некоторые из существенных утрат, понесенных ансамблем в годы Отечественной войны, удалось восполнить в 1949 г. Однако эта реставрация носила в большей мере «косметический» характер.
В 70-е гг. к реставрации ворот подступались эпизодически. Кое-где расчищали и подкрашивали, заменяли отдельные утраченные детали металлодекора, звенья решетки, восстановили на окнах деревянные решеткижалюзи. К проекту комплексной реставрации Египетских ворот, разработанному в 1978 г. институтом «Ленгипроинжпроект», приступили в восьмидесятом, расчистив для начала внутренние помещения, отремонтировав двери караулок и вставив выбитые стекла.


Опирание головы на существующую решетчатую стойку западной гермы

К обследованию и оценке технического состояния основных строительных конструкций знаменитых Египетских ворот в Пушкине специалисты ЗАО «Эркон» подключились прошлой осенью, уже на той стадии, когда ООО «Интарсия» вполне основательно занималось реставрацией этого памятника. Было установлено, что под чугунными плитами, покрывающими пилоны и прикрепленными к кирпичным стенам с помощью металлических штырей небольшой длины, в силу эрозии (или т. н. «морозного выветривания») за более чем 170-летнюю историю сооружения произошли существенные разрушения наружного слоя кирпичной кладки и ослабление креплений плит, на части которых были обнаружены многочисленные сколы, отверстия и трещины.
Некоторым специалистам оптимальным казался вариант полного демонтажа плит с последующим ремонтом или полным воссозданием. Однако мешала заурядная нехватка средств, и существовала вероятность того, что при демонтаже плиты начнут падать. В качестве выхода мы предложили крепить часть плит с помощью анкерных болтов, проходящих насквозь через стену. Реализация этой технологии позволила при относительно небольших затратах уберечь архитектурный памятник на время от дальнейшего разрушения.


Чугунная база
под решетчатой стойкой западной гермы

Другая наша рекомендация касалась самих ворот между пилонами. Две гермы* со скульптурными изображениями фараонов пребывали в плачевном состоянии. Причем восточная еще в 1976 г., когда здесь допускалось дорожное движение, в результате наезда машины была повреждена. Пострадали примыкающая к ней часть ограды и декоративная арка между гермами. Было необходимо восстановить проржавевшие каркасы стоек, собранные из металлических уголков. Но оставалось неясным, на что лучше поставить эти каркасы. В ходе обследования выяснилось, что под гермами имеются чугунные основания (базы). При ремонте 1978 г. они не были использованы (по проекту арх. А. Кедринского стойки опирались непосредственно на расположенный под чугунными базами бутовый фундамент). Мы сочли возможным не только сохранить, но и вернуть функциональное назначение старым опорам, предложив свою конструкцию крепления к ним каркасов и трубчатой стойки для «головы» гермы.
«Интарсия» по старым чертежам арх. А. Тона изготовила одно из главных украшений ансамбля – фонарь. Его присутствие среди элементов декора Египетских ворот, судя по документам, было заложено в историческом проекте, но продлилось недолго. Возможной причиной этого явилась недостаточная жесткость арки ворот при сильном ветре, ведь наука о сопротивлении материалов находилась в то время еще в зачаточном состоянии. Чтобы уменьшить амплитуду горизонтальных колебаний нового фонаря (масса которого оказалась около 40 кг), по предложению «Интарсии» нами была разработана его подвеска к пилонам на очень тонких, практически незаметных тросиках.
Первоочередным шагом, который позволит не только восстановить, но и надолго сохранить исторический облик Египетских ворот, мы считаем вертикальную планировку поверхности земли у ворот с созданием уклонов от них, оборудование отмостки и дренажа. Эти небольшие по объему работы позволят предотвратить вредное влияние осадков на фундаменты, стены и облицовку. Преодолеть эту проблему позволит и установка «глиняных замков» в качестве вертикальной гидроизоляции. По мнению специалистов, эти работы необходимо выполнить в ближайшие несколько лет. Предложенный вариант крепления плит может «работать» еще 10–15 лет с добавлением сквозных анкеров, но затем предстоит решать задачу демонтажа и ремонта (замены) плит облицовки, а также «вычинки» наружной поверхности кирпичных стен.
В целях разумного использования и контроля за состоянием ворот предлагаем использовать трехэтажные здания пилонов для музейной и выставочной работы.

*Герма – стойка, столб, завершенный мужским бюстом или головой
При подготовке статьи использовались материалы «Научно-исторической справки», подготовленной научным сотрудником Государственного музея городской скульптуры Н. Н. Ефремовой.

От редакции.
ЗАО «Эркон» (Эксплуатационный ресурс конструкций), наряду с промышленными сооружениями и общественными зданиями, занимается и объектами, имеющими непосредственное отношение к истории национального зодчества. Его сотрудники участвовали в реставрации Казанского и Петропавловского соборов, Государева бастиона и потерны Петропавловской крепости, Лазаревской усыпальницы Александро-Невской лавры, здания шахматного клуба у ДЛТ на ул. Б. Конюшенная, проводили обследование купола Витебского вокзала после пожара. В свое время предприятию довелось заниматься работами по воссозданию Московских ворот. На страницах «ДиС» публиковались материалы, посвященные некоторым из этих направлений деятельности фирмы.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>