Григорий Белый,
д. т. н., директор ЗАО «Эркон», Борис Лапшин, гл. инженер ЗАО «Эркон» СЕВЕРНАЯ ОБИТЕЛЬ ОСИРИСА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА ЕГИПЕТСКИХ ВОРОТ
Мода на все, связанное с Древним Египтом, достаточно характерна для времени Николая I. Наполеоновский поход по северной Африке вызвал научный и общественный интерес европейцев к истории древнейшей цивилизации. К этому периоду относится появление сфинксов в Петербурге, основание египетской коллекции Эрмитажа, возведение висячего Египетского моста.
Малиновский приступили к рисованию и изготовлению моделей иероглифов для чугунной отливки. Тогда же начали рытье котлованов, тесали цокольные плиты, позднее из булыжного камня, бутовой плиты и извести возвели фундаменты под пилоны – «караулки» и решетку ворот. В каждый пилон было уложено до 65 тыс. штук кирпича. Ступени четырех крылец изготовили из путиловской лещадной плиты, межэтажные перекрытия выполнили из дерева. Четырехскатная кровля была покрыта деревянной обрешеткой, на которую уложили 150 пудов листового свинца. Наиболее трудно далось изготовление облицовочных чугунных плит, иллюстрирующих мистические сюжеты, посвященные «жизни и деятельности» пары наиболее таинственных персонажей древнеегипетской
мифологии: Осириса и Исиды и их подданных в загробном мире, – в общей сложности 37 сюжетов, повторяющих подлинники из знаменитых храмов Луксор и Карнак. Лишь летом 1830 г. внешний облик «караулок» предстал публике в виде, задуманном автором проекта. Снаружи их стены были облицованы плитами из чугуна, уложенными по коровьему войлоку и скрепленными с кирпичным массивом стальными штырями. На Александровском заводе к 19 сентября 1829 г. в общей сложности отлили 8341 пуд чугунных изделий и 358 пудов железных украшений. В октябре 1831 г. с завода в Царское Село привезли готовую решетку ворот, на установку которой ушел без малого год. На этом завершающем этапе строительства, после кончины А. Менеласа от холеры, руководство работами было поручено арх. А. Тону. В этот же примерно период велись работы по благоустройству прилегающей территории.
В прошлом веке предпринимались неоднократные попытки частичной реставрации памятника. Так, в 1934 г. скульптор М. Демьянов занялся воссозданием чугунной скульптуры Египетских ворот. Тремя годами позднее, к столетию гибели Пушкина, по проекту арх. В. Яковлева реконструировали прилегающую площадь, на которой установили памятник поэту. Некоторые из существенных утрат, понесенных ансамблем в годы Отечественной войны, удалось восполнить в 1949 г. Однако эта реставрация носила в большей мере «косметический» характер.
К обследованию и оценке технического состояния основных строительных конструкций знаменитых Египетских ворот в Пушкине специалисты ЗАО «Эркон» подключились прошлой осенью, уже на той стадии, когда ООО «Интарсия» вполне основательно занималось реставрацией этого памятника. Было установлено, что под чугунными плитами, покрывающими пилоны и прикрепленными к кирпичным стенам с помощью металлических штырей небольшой длины, в силу эрозии (или т. н. «морозного выветривания») за более чем 170-летнюю историю сооружения произошли существенные разрушения наружного слоя кирпичной кладки и ослабление креплений плит, на части которых были обнаружены многочисленные сколы, отверстия и трещины.
Другая наша рекомендация касалась самих ворот между пилонами. Две гермы* со скульптурными изображениями фараонов пребывали в плачевном состоянии. Причем восточная еще в 1976 г., когда здесь допускалось дорожное движение, в результате наезда машины была повреждена. Пострадали примыкающая к ней часть ограды и декоративная арка между гермами. Было необходимо восстановить проржавевшие каркасы стоек, собранные из металлических уголков. Но оставалось неясным, на что лучше поставить эти каркасы. В ходе обследования выяснилось, что под гермами имеются чугунные основания (базы). При ремонте 1978 г. они не были использованы (по проекту арх. А. Кедринского стойки опирались непосредственно на расположенный под чугунными базами бутовый фундамент). Мы сочли возможным не только сохранить, но и вернуть функциональное назначение старым опорам, предложив свою конструкцию крепления к ним каркасов и трубчатой стойки для «головы» гермы. *Герма – стойка, столб, завершенный мужским бюстом или головой |