Дмитрий Ильин
ЗОЛОТЫХ ДЕЛ
МАСТЕРА «ЖЕМЧУЖИНА ЦАРСКОГО СЕЛА» ВОЗРОЖДАЕТСЯ ТРУДАМИ ЛУЧШИХ РЕСТАВРАТОРОВ
В годы второй мировой войны город Пушкин оказался в зоне боевых действий и под оккупацией. Большой Екатерининский дворец, роскошная загородная резиденция российских императоров ХVIII–ХХ вв., жестоко пострадал от артиллерийских обстрелов, бомбежек и пожаров. Наиболее повреждена была его центральная часть с Тронным залом, множество предметов музейной экспозиции погибло или было похищено, включая знаменитую Янтарную комнату. Первую очередь реставрации фасадов и части интерьеров дворца, совершенного воплощения русского барокко и классицизма, выступающего центром композиции парковых ансамблей Пушкина, начатую в 1957 г. по проекту арх. А. А. Кедринского, удалось завершить почти тридцать лет спустя. Еще позднее, в год 300-летия Петербурга, было закончено воссоздание Янтарной комнаты…
Последнее десятилетие в новейшей истории Екатерининского дворца примечательно более всего тем, что, невзирая на экономические проблемы, политическую неразбериху и наметившийся было кризис реставрационной отрасли, работы по воссозданию его исторического облика продолжались непрестанно. Среди мастерских, чьими стараниями уникальному памятнику одна за другой возвращаются черты, которыми наделили его величайшие строители и художники минувших веков, особую роль играл и продолжает играть коллектив ООО «Ресстрой». Компания, которую предложил организовать ген. директор ГМЗ «Царское Село» И. П. Саутов, а возглавил Г. Л. Кравец, была одной из нескольких, образовавшихся в 1994 г. после распада объединения «Реставратор». На месте одного крупного предприятия, решавшего весь объем реставрационных задач, возник ряд небольших, каждое со своей узкой специализацией – резчики, позолотчики, каминно-печных дел мастера и т. д. Причем мало кто хотел делать «черновую» работу.
внешне неэффектной, но необходимой стороне реставрационного дела. Однако в процессе развития компании круг ее задач объективно расширялся, и было очевидно, что производственный процесс в реставрации должен строиться комплексно. Сосредоточив свою прямую специализацию, главным образом, на позолотных работах, ООО «Ресстрой» приняло на себя также функцию генподрядчика. Объединяя усилия, творческий потенциал и техническую базу множества (порой до восемнадцати) специализированных субподрядных организаций, мы имеем возможность решать сложнейшие реставрационные задачи, минимизируя при этом затраты и время. Приведу свежий пример. В мае этого года в Екатерининском Дворце по инициативе нашего президента должен был состояться торжественный обед в честь глав зарубежных государств. Незадолго до этого, в феврале, меня пригласил директор музея и объяснил очередную задачу: речь шла о необходимости отреставрировать 15 тыс. м2 фасада к моменту приезда высоких гостей. На выполнение столь внушительного объема работ оставалось немногим более трех месяцев. К намеченному сроку мы постарались отреставрировать и главный вход. Без ложной скромности отмечу, что труд по выполнению этого заказа был поистине героическим, и к 25 мая дворец уже радовал взор полностью отреставрированным фасадом. Но ведь сказался и тот факт, что за десять лет «автономного существования» нами был накоплен немалый опыт комплексной организации работ. По существу, «Ресстрой» сегодня выступает в качестве компании, управляющей проектами, в нашем случае – реставрационными.
В том, что Екатерининский дворец вот уже почти полвека находится в состоянии перманентной реставрации, нет ничего удивительного – настолько объект сложен и архитектурно многообразен. Одни только имена участников процесса двухсотлетней истории его строительства и совершенствования вписаны в хронику отечественного зодчества золотыми буквами. Центральная часть дворца – скромные «каменные палаты» в 17 окон и два этажа высотой в стиле раннего петербургского барокко, «Средний дом», – была возведена в 1717–23 гг. арх. И. Ф. Браунштейном и И. К. Ферстером для жены Петра I, Екатерины. Цесаревна Елизавета Петровна, унаследовав Царское Село, привлекла арх. А. В. Квасова и С. И. Чевакинского, которые в 1743–51 гг. переделали прежнее здание и пристроили к нему по бокам новые корпуса. Перед главным фасадом по проекту Квасова в 1744–45 гг. создан обширный Парадный двор с ограждающими его служебными корпусами – циркумференциями. В 1752–56 гг. по указу императрицы переделкой почти полностью завершенного снаружи и внутри здания занялся Ф. Б. Растрелли. Самым зримым итогом этого периода строительства стали лазурно-голубые фасады Екатерининского дворца, с их белыми колоннами, богатым убранством в обилии резных позолоченных деталей и скульптуры по моделям
И. Дункера. Созданные Растрелли интерьеры украсили сложные орнаментальные композиции в стиле рококо, исполненные в технике резьбы с позолотой, живописные плафоны итальянских живописцев Дж. Валериани, П. и Ф. Градицци, А. Перезинотти, Б. Тарсиа, скульптура, паркеты из ценных пород дерева. Позже уже Екатерина II привлекает к работе в Царскосельском Большом дворце архитекторов Ч. Камерона, Д. Кваренги, Ю. Фельтена. В ХIХ в. интерьеры дворца в стиле ампира и позднего классицизма дополняет В. П. Стасов (апартаменты Александра I). От более позднего времени сохранилась отделка парадной лестницы И. А. Монигетти в формах историзма. |