Дмитрий Ильин

ЗОЛОТЫХ ДЕЛ МАСТЕРА


«ЖЕМЧУЖИНА ЦАРСКОГО СЕЛА» ВОЗРОЖДАЕТСЯ ТРУДАМИ ЛУЧШИХ РЕСТАВРАТОРОВ

В годы второй мировой войны город Пушкин оказался в зоне боевых действий и под оккупацией. Большой Екатерининский дворец, роскошная загородная резиденция российских императоров ХVIII–ХХ вв., жестоко пострадал от артиллерийских обстрелов, бомбежек и пожаров. Наиболее повреждена была его центральная часть с Тронным залом, множество предметов музейной экспозиции погибло или было похищено, включая знаменитую Янтарную комнату. Первую очередь реставрации фасадов и части интерьеров дворца, совершенного воплощения русского барокко и классицизма, выступающего центром композиции парковых ансамблей Пушкина, начатую в 1957 г. по проекту арх. А. А. Кедринского, удалось завершить почти тридцать лет спустя. Еще позднее, в год 300-летия Петербурга, было закончено воссоздание Янтарной комнаты…


Художник-реставратор И. А. Алексеев с учениками

Последнее десятилетие в новейшей истории Екатерининского дворца примечательно более всего тем, что, невзирая на экономические проблемы, политическую неразбериху и наметившийся было кризис реставрационной отрасли, работы по воссозданию его исторического облика продолжались непрестанно. Среди мастерских, чьими стараниями уникальному памятнику одна за другой возвращаются черты, которыми наделили его величайшие строители и художники минувших веков, особую роль играл и продолжает играть коллектив ООО «Ресстрой». Компания, которую предложил организовать ген. директор ГМЗ «Царское Село» И. П. Саутов, а возглавил Г. Л. Кравец, была одной из нескольких, образовавшихся в 1994 г. после распада объединения «Реставратор». На месте одного крупного предприятия, решавшего весь объем реставрационных задач, возник ряд небольших, каждое со своей узкой специализацией – резчики, позолотчики, каминно-печных дел мастера и т. д. Причем мало кто хотел делать «черновую» работу.
Г. Л. Кравец, генеральный директор ООО «Ресстрой»:
– Поначалу как раз нам-то и пришлось посвятить себя преимущественно этой


Отреставрированные предметы интерьера.
Стул (Изготовлен в мастерских Шарлеманя по проекту арх Ч. Камерона. 1790-е гг.).
Арфа (первая четверь XIX века, изготовлена в Англии на фабрике Себастьяна Эрара)

внешне неэффектной, но необходимой стороне реставрационного дела. Однако в процессе развития компании круг ее задач объективно расширялся, и было очевидно, что производственный процесс в реставрации должен строиться комплексно. Сосредоточив свою прямую специализацию, главным образом, на позолотных работах, ООО «Ресстрой» приняло на себя также функцию генподрядчика. Объединяя усилия, творческий потенциал и техническую базу множества (порой до восемнадцати) специализированных субподрядных организаций, мы имеем возможность решать сложнейшие реставрационные задачи, минимизируя при этом затраты и время. Приведу свежий пример. В мае этого года в Екатерининском Дворце по инициативе нашего президента должен был состояться торжественный обед в честь глав зарубежных государств. Незадолго до этого, в феврале, меня пригласил директор музея и объяснил очередную задачу: речь шла о необходимости отреставрировать 15 тыс. м2 фасада к моменту приезда высоких гостей. На выполнение столь внушительного объема работ оставалось немногим более трех месяцев. К намеченному сроку мы постарались отреставрировать и главный вход. Без ложной скромности отмечу, что труд по выполнению этого заказа был поистине героическим, и к 25 мая дворец уже радовал взор полностью отреставрированным фасадом. Но ведь сказался и тот факт, что за десять лет «автономного существования» нами был накоплен немалый опыт комплексной организации работ. По существу, «Ресстрой» сегодня выступает в качестве компании, управляющей проектами, в нашем случае – реставрационными.


Первая Антикамера Екатерининского Дворца

В том, что Екатерининский дворец вот уже почти полвека находится в состоянии перманентной реставрации, нет ничего удивительного – настолько объект сложен и архитектурно многообразен. Одни только имена участников процесса двухсотлетней истории его строительства и совершенствования вписаны в хронику отечественного зодчества золотыми буквами. Центральная часть дворца – скромные «каменные палаты» в 17 окон и два этажа высотой в стиле раннего петербургского барокко, «Средний дом», – была возведена в 1717–23 гг. арх. И. Ф. Браунштейном и И. К. Ферстером для жены Петра I, Екатерины. Цесаревна Елизавета Петровна, унаследовав Царское Село, привлекла арх. А. В. Квасова и С. И. Чевакинского, которые в 1743–51 гг. переделали прежнее здание и пристроили к нему по бокам новые корпуса. Перед главным фасадом по проекту Квасова в 1744–45 гг. создан обширный Парадный двор с ограждающими его служебными корпусами – циркумференциями. В 1752–56 гг. по указу императрицы переделкой почти полностью завершенного снаружи и внутри здания занялся Ф. Б. Растрелли. Самым зримым итогом этого периода строительства стали лазурно-голубые фасады Екатерининского дворца, с их белыми колоннами, богатым убранством в обилии резных позолоченных деталей и скульптуры по моделям


Живописный плафон второй Антикамеры

И. Дункера. Созданные Растрелли интерьеры украсили сложные орнаментальные композиции в стиле рококо, исполненные в технике резьбы с позолотой, живописные плафоны итальянских живописцев Дж. Валериани, П. и Ф. Градицци, А. Перезинотти, Б. Тарсиа, скульптура, паркеты из ценных пород дерева. Позже уже Екатерина II привлекает к работе в Царскосельском Большом дворце архитекторов Ч. Камерона, Д. Кваренги, Ю. Фельтена. В ХIХ в. интерьеры дворца в стиле ампира и позднего классицизма дополняет В. П. Стасов (апартаменты Александра I). От более позднего времени сохранилась отделка парадной лестницы И. А. Монигетти в формах историзма.
Г. Л. Кравец:
– Пять лет назад, приступив к воссозданию Антикамер Екатерининского дворца, общей площадью 1000 м2, мы столкнулись с серьезной проблемой. Строительную часть работ успели сделать до нас, поскольку проект реставрации был разработан задолго до этого и, естественно, требовал реализации. Когда же подошло время монтажа элементов убранства антикамер, восстановленных силами специалистов ООО «Ресстрой», то оказалось, что наши предшественники нарушили строительные и реставрационные пропорции. Тогда-то и было принято решение абсолютно все делать «с нуля» – и ломать, и строить, и реставрировать. Поэтому, взяв «под себя» тот же фельдъегерский флигель дворца, мы стали двигаться уже именно таким путем, сосредоточив в одних руках все стадии процесса – от начальной до финальной. Разумеется, силами только одной нашей компании с таким объемом задач справиться нереально. Привлекаем коллег, но при этом контролируем каждый шаг субподрядчиков, делаем тщательные промеры, увязываем их с чертежами. И я убежден, что только такой подход может гарантировать воплощение реставрационного проекта в полной мере.
В истории ООО «Ресстрой» с началом реставрации антикамер связана еще одна важная деталь. Это сегодня в компании сосредоточены лучшие кадры петербургских позолотчиков, причем немалым числом – 28 постоянно работающих. Но тогда, в октябре 99-го, собрать специалистов этого профиля казалось практически невозможным. В профессиональном лицее их перестали готовить (за ненадобностью, как кому-то показалось). Решили обучать молодежь своими силами, положившись на мастерство и опыт немногих работавших тогда профессионалов, среди которых самых высоких похвал заслуживает позолотчик, что называется, «от Бога», прекрасно известный в реставрационных кругах специалист – Г. А. Корнева. 1998–99 гг., когда Ресстрою доверили огромный объем (1500 м2!) работ по золочению в Большом Кремлевском дворце, стали расцветом в этом направлении деятельности компании. Тогда петербургских мастеров призвали на помощь не успевавшим к сроку московским коллегам.
Г. Л. Кравец:
– Действительно, в нашей деятельности в настоящий момент превалируют позолотные работы. Тем не менее мы не «односторонняя» фирма и занимаемся живописью, предметами декоративно-прикладного искусства и другими направлениями реставрации. Но, возвращаясь к теме организации реставрационного производства, скажу, что нам нет нужды содержать в штате, например, двух каменотесов, чтобы, если когда-нибудь понадобится, привлечь их к работе. Куда правильнее использовать потенциал других мастерских, специализированных именно на этом направлении, привлекая их к воплощению того или иного реставрационного проекта на субподрядных началах.
P. S. Сохранение архитектурного наследия для будущих поколений, чему до конца посвящают себя все в ООО «Ресстрой», само по себе – дело бесконечно благородное и благодарное. В то же время, в коллективе не забывают и о тех, для кого, собственно, и стремятся сберечь эти богатства. В ходе работы над материалом редакции стало известно, что недавно ООО «Ресстрой» закупило уникальное швейцарское оборудование для Института Турнера, специализирующегося на медицинской помощи детям с патологиями двигательного аппарата, взамен вышедшего из строя.

Редакция благодарит ведущего специалиста КГИОП Г. В. Семенову за большую помощь в подготовке исторической части статьи.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>