Ирина Радченко

ЗОДЧЕСТВО-2004: ПЕТЕРБУРГ НЕ ТЕРЯЕТ ПОЗИЦИЙ



АРХИТЕКТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «СТУДИЯ–44» НАЗВАНА ЛУЧШЕЙ В РОССИИ

Фестиваль «Зодчество» с вручением национальной премии «Хрустальный Дедал» по праву считается крупнейшей в России акцией, направленной на поддержку и развитие отечественной архитектуры и градостроительства, повышение инвестиционной привлекательности новых проектов и творческое объединение людей разных профессий. В этом году фестивальные мероприятия проходили в Центральном Доме Архитектора в Москве с 20 сентября по 11 октября. Научно-практические конференции и творческие дискуссии в рамках фестиваля позволили вернуться к обсуждению наиболее острых вопросов современного градостроительства, проблем формирования окружающей среды, роли и участия всех заинтересованных сторон в этом созидательном процессе.

Апартамент-отель «Пятый элемент».
Золотой диплом Смотра лучших архитектурных произведений фестиваля
«Зодчество-2004». Раздел «Постройки». Номинация «Многоквартирные жилые дома» (Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры»)

Петербургская архитектурная школа по уже устоявшейся традиции была представлена весьма впечатляюще, хотя, пожалуй, и несколько скромнее, нежели в годы подготовки и празднования 300-летия города. Впрочем, тому, что творчество зодчих северной столицы по-прежнему «в цене», нашлось немало подтверждений в ходе церемонии чествования лауреатов.
Бронзового диплома в Смотре лучших архитектурных произведений (раздел «Постройки») удостоен авторский коллектив проекта здания Российской национальной библиотеки (арх. В. Н. Щербин, Л. К. Варшавская, констр. Л. В. Трусов), представленный в номинации «Общественные комплексы, здания и сооружения». Награда аналогичного достоинства за капитально-реставрационный ремонт Таврического сада в том же смотре, но номинированный уже по «Ландшафтной архитектуре», была присуждена арх. А. В. Лаврухину, Т. М. Карповой, Н. А. Коноваловой, гл. инженеру проекта Н. В. Жигло, дендрологам Г. А. Добрыниной, Ю. Л. Козловой, гидротехнику С. Ю. Быстровой. Об истории и реставрации этого уникального памятника национального садово-паркового искусства «ДиС» рассказывал в предыдущем номере (статья А. Реймана «Таврический сад. Двести двадцать лет спустя»).

Бизнес-центр Промышленно-Строительного Банка.
Серебряный диплом Смотра лучших архитектурных произведений фестиваля «Зодчество-2004». Раздел «Проекты». Номинация «Общественные комплексы, здания и сооружения»
(Архитектурная мастерская «Студия–44»)

Номинация «Многоквартирные жилые дома» по разделу «Постройки» Смотра лучших архитектурных произведений для Петербурга выдалась довольно щедрой на серебряные награды. В частности, арх. М. А. Рейнберг, А. Г. Шаров и В. И. Семкина вместе с авторами восстановления исторического фасада Е. А. Шаровой, С. В. Кособрюховой и Ю. О. Скоревой получили такой диплом фестиваля за жилой комплекс на ул. Мичуринской. «Серебра» жюри также удостоило авторов «Апартамент-отеля» на наб. Фонтанки (арх. Ю. И. Земцов, М. О. Кондиайн, Е. А. Бауман, дизайнеры интерьера И. А. Кукуева и А. А. Кукуев, инж.-конструктор С. А. Мельник). В числе серебряных лауреатов назван и реализованный проект жилого дома № 6 на Тверской ул. (рук. проекта арх. Е. Л. Герасимов, ГАП Л. Н. Черноусова, арх. Е. П. Апполонова и И. М. Минниев, гл. конструктор В. В. Жу-равлев, гл. инженер Ю. А. Миньков). В названной номинации по разделу «Проекты» серебряный диплом вручен архитекторам Е. Л. Герасимову и С. Э. Чобану (руководители), О. В. Каверину и П. Олуфсу (ГАП) гл. конструктору М. Я. Резниченко, гл. инженеру А. С. Анпилову за Апартамент-отель и жилой комплекс (наб. Мартынова, 74). Информируя на страницах «ДиС» об итогах главного петербургского архитектурного конкурса, обычно предшествующего «Зодчеству», мы уже сообщали обо всех этих работах (статья «Архитектон 2004. Названы лучшие»,
№ 2/23). Примечательно, что объекты, получившие гран-при и дипломы в качестве лучших проектов или построек в масштабах нашего города, были по достоинству оценены и в Москве.
Отмечены серебряным дипломом и авторы проекта бизнес-центра Промышленно-Строительного Банка, номинированного в числе лучших «Общественных комплексов, зданий и сооружений» (арх. В. И. Лемехов, П. С. Соколов (ГАП), В. В. Хмелева, руководитель Н.И. Явейн). Золотая награда фестиваля по разделу «Постройки» в номинации «Многоквартирные жилые дома» вручена авторам Апартамент-отеля «Пятый элемент» (арх. Е. Л.  Герасимов – руководитель, В. Ф. Хиврич (ГАП), Н. П. Безбородова и Т. Б. Осколкова, гл. конструктор М. Я. Резниченко, гл. инженер Ю. А. Миньков),

Творческий коллектив архитектурной мастерской «Студия–44». Руководитель мастерской
Н. И. Явейн – крайний справа

В рамках Зодчества-2004 состоялся Конкурс на лучшую книгу об архитектуре и архитекторах, по результатам которого «Архитектурный ежегодник. Санкт-Петербург. 2002–2003» (редакционная коллегия Объединенных Архитектурных мастерских, пред. Ю. К. Митюрев) удостоен серебряного диплома. Конкурс на лучший видеофильм архитектурной тематики принес диплом золотого достоинства авторам фильма «Дворцы Санкт-Петербурга» Л. Д. Фишелю, С. В. Чернышеву и Н. А. Герасимовой.
Каждый из этих призов явился не только приятной во всех отношениях наградой, но и своего рода актом признания в профессиональной среде, причем на самом высоком международном уровне. Однако главным победным трофеем петербургского архитектурного сообщества следует считать «Хрустальный Дедал», увезенный из первопрестольной столицы в имперскую вместе с золотым дипломом. Эту главную российскую национальную премию по итогам выставки-конкурса «Творческие архитектурные коллективы и мастерские» жюри вручило санкт-петербургской «Студии–44» (руководитель Н. И. Явейн). К слову, еще один из двух «Дедалов», присужденных на фестивале, отдан большой группе московских архитекторов – авторов крытого конькобежного центра в Крылатском, признанного лучшей «Постройкой». Таким образом, в профессиональном состязании градостроительных школ Петербурга и Москвы на настоящий момент наблюдается условный паритет. Хотя некоторые обстоятельства современного положения дел в архитектурном сообществе и соответствующие ему новации в организации фестиваля «Зодчество» заставляют серьезно задуматься о многом. Эту тематику мы затронули в беседе с вице-президентом Санкт-Петербургского Союза Архитекторов, руководителем архитектурной мастерской «Студия–44» Никитой Игоревичем Явейном.
Н. Явейн:
– Есть ощущение, что национальный Союз архитекторов сейчас находится все-таки отнюдь не на подъеме. Возможно, с этим связаны и некоторые «застойные» явления в конкурсе, хотя формально все выглядит более чем пристойно: допустим, огромное представительство. Однако число москвичей – участников фестиваля год от года все меньше. Если раньше они занимали примерно половину конкурсной экспозиции, то сегодня – около 20%. При этом в последние два-три года среди судей все больше и больше московских представителей. Некогда состав жюри в подавляющем большинстве комплектовался из победителей прошлых лет, и это сообщало смотру определенную преемственность. Конечно, сказываются организационные моменты – кто-то не может приехать, кто-то выставляется как участник и поэтому не может заседать в жюри и т. д. Не на пользу пошел и пожар в Манеже, так что теперь фестиваль проходит далеко от центра. Но посетителей по-прежнему много, и это свидетельствует о заметном интересе.
Отношение к Петербургу никогда не было простым. В последние годы оно стало, пожалуй, ревниво-настороженным, сменив поначалу небрежно-покровительственное, а затем покровительственно-уважительное. Ощущается явное стремление московских коллег проникнуть на петербургский рынок, оградив нас от доступа к своему. Все законы капитализма постепенно начали работать и в архитектуре, отчасти подменяя привычные отношения – интеллигентские, приятельские, профессионально-партнерские.
В этом году из проектов мы показывали в Москве только бизнес-центр Промышленно-Строительного Банка, награжденный серебряным дипломом. В то же время сама мастерская как организация была представлена достаточно мощно. Сделанный в свое время вывод, что при нынешних обстоятельствах для нас актуальнее было бы рассказать не о работах, а о фирме, как видите, оказался оправданным.
.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>