Л. Н. БАКАЮТОВА,
директор Центрального музея связи имени А. С. Попова

МУЗЕЙ СВЯЗИ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ



Экспозиция «История почтового квартала»
в овальном зале дворца А. А. Безбородко

Музей связи, основанный директором Телеграфного департамента Карлом Карловичем Людерсом в 1872 г. после завершения московской Политехнической выставки, за время своего существования не раз менял адреса и названия, и даже был вывезен в Москву. Впрочем, затем за отсутствием помещений вернулся обратно. С 1924 г. музей располагается в быв. дворце канцлера А. А. Безбородко. В ознаменование празднования 50-летия радио Музею народной связи было присвоено имя изобретателя радиосвязи Александра Степановича Попова, которое музей с гордостью носит до настоящего времени.
В советский период музей был государственным и финансировался из федерального бюджета. С разрушением прежних властных структур, системы централизованного планирования и жесткого идеологического управления, когда стало совершенно не до культуры, финансирование музеев почти полностью прекратилось. Участь многих музейных учреждений целиком зависела от личных пристрастий губернаторов и мэров, министров и начальников министерских управлений. Большинству из них, к сожалению, тема была малоинтересна или неинтересна вовсе.

Первый внутренний дворик Центрального музея связи имени А. С. Попова в марте 2001 года.

Это сыграло и неожиданно благоприятную роль, заставив в корне пересмотреть стратегию развития, систему управления и формы финансовой поддержки в музейном деле. В середине 90-х в Центральном музее связи им. А. С. Попова стали разрабатываться новые проекты и направления финансирования с привлечением ведомственных средств и созданием фондов. Поддержка нашего музея осложнялась еще и тем обстоятельством, что он находится в здании-памятнике архитектуры конца XVIII в. федерального значения, которое пребывало в аварийном состоянии. По этой причине музейные экспозиции были закрыты для посетителей и в 1974 г. разобраны. Требования же по восстановлению дворца со стороны организаций по охране памятников были весьма высоки и предполагали столь же высокие затраты. Начался период экспериментов, накопления опыта по поиску финансирования и отработки способов взаимодействия со спонсорами. Причем нередко эти попытки не оправдывали ожидания.
В дополнение ко всем сложностям Центральный музей связи имени А. С. Попова с 1998 г. лишился даже самых минимальных бюджетных вливаний, и ранее включавших лишь крошечную заработную плату горстки преданных сотрудников, которые не бросили музейную работу даже в самые трудные времена.

НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО МУЗЕЯ


В Атриуме 1 вокруг настоящего гражданского спутника связи «Луч» разместились музейные услуги: Интернет-центр, почтовое отделение, кафетерий, вход в библиотеку.

Переломным стал 2000 год, когда к руководству российской связью в результате внутриполитических перемен пришли специалисты из северной столицы. Л. Д. Рейману и В. Н. Яшину, возглавившим соответственно федеральное министерство и холдинг «Связьинвест», были не понаслышке известны не только проблемы музея, но и наши великолепные коллекции уникальных раритетов. Главное же, что у них имелось огромное желание возродить ведущий для отрасли и один из старейших научно-технических музеев мира.
По инициативе министра РФ по связи и информатизации Л. Д. Реймана отечественным телекоммуникационным компаниям и компаниям связи, работающим на территории России, была предложена приоритетная программа благотворительной деятельности по возрождению Центрального музея связи им. А. С. Попова на период 2001-05 гг.


В Атриуме 1 вокруг настоящего гражданского спутника связи «Луч» разместились музейные услуги: Интернет-центр, почтовое отделение, кафетерий, вход в библиотеку.

Первым организационным шагом явилось возвращение музею с января 2001 г. статуса государственного и возобновление бюджетного финансирования. На втором этапе реконструкция музейного здания была включена в федеральную адресную инвестиционную программу «Финансирование мероприятий по празднованию 300-летия основания г. Санкт-Петербурга». По распоряжению городской администрации от 22.06.2001 г. № 356-ра «О реконструкции, реставрации и достройке объектов министерств и ведомств РФ за счет средств федерального бюджета и инвестиций» на реконструкцию объекта было выделено 130 млн. руб. бюджетных средств, которые, правда, поступили не сразу.
Наконец, для сбора средств на возрождение музея создается Российский Фонд Истории Связи. Председателем правления был избран заместитель генерального директора «СЗ Телеком» Г. Б. Черняк. Учредителями Фонда и соответственно членами его правления, принимавшими непосредственное участие в возрождении музея стали генеральные директора ОАО «Связьинвест» В. Н. Яшин, ОАО «Телекоминвест» М. Ю. Горохов, ОАО «Концерн «Научный центр» А. Ю. Гончарук и ОАО «Телеком» В. И. Хохлов, а также первый замминистра РФ по связи и информатизации Б. Д. Антонюк.


На месте второго внутреннего дворика музея в настоящее время находится
экспозиционный зал «Эволюция современной связи.

За три года удалось аккумулировать более 280 млн. руб. Это позволило завершить реконструкцию здания, оснастить его новейшими системами инженерного оборудования, разработать концепцию развития музея, спроектировать экспозицию, обеспечив ее первую очередь экспозиционным и мультимедийным, охранным и осветительным оборудованием, полностью обновить фондохранилища документальных фондов, знаков почтовой оплаты, научно-техническую библиотеку и рабочие места персонала, а также отреставрировать поврежденные временем экспонаты.

УСПЕТЬ К ЮБИЛЕЮ
В крайне сжатые сроки в мастерской А. Р. Шендеровича (ин-т Ленжилниипроект) готовят и согласуют с городскими властями проект реконструкции музейного здания. Чтобы успеть к 300-летию Петербурга, генподрядчику – ОАО «Ремонт. Реставрация. Реконструкция» (ген. директор В. И. Лунгул) – параллельно с техобследованием и проектированием пришлось прямо «с листа» выполнить большой объем работ по укреплению стен, замене перекрытий, возведению двух атриумов на месте внутренних двориков, остеклением кровельных систем которых занималась компания «Панорама. АСС», созданию инженерной инфраструктуры и структуры технологической поддержки экспозиции. В процессе работ отдельно стоящая транзитная трансформаторная подстанция была встроена во внутренние помещения здания. В качестве субподрядчиков в реконструкции участие также принимали ООО «Сирокко» (системы вентиляции и кондиционирования), фирма «Артсок» (системы охранной и пожарной безопасности, пожаротушения и телевидения), ООО «ТЕЛЕ-М» (структурированные кабельные сети) и др. Сотрудники музея занимались разработкой и реализацией первой очереди экспозиции в условиях ведущихся строительных работ. В ее состав вошли экспозиции по темам: «История развития средств связи», «История


Вечерняя подсветка фасада здания Центрального музея связи
имени А. С. Попова.

почтового квартала», «Мемориальная комната А. С. Попова», «Сокровищница российской филателии». Генеральный проектировщик экспозиции ООО «Дизарт» под руководством А. Е. Лапко разрабатывал дизайнерское решение первой очереди экспозиции, проектировал нестандартное музейное оборудование и освещение экспозиционных площадей. К счастью, финансовая поддержка Российского Фонда Истории Связи позволила не только реконструировать и оснастить здание музея, но и выполнить работы по созданию инфраструктуры технологической поддержки экспозиции, а также обеспечить фондохранилища новым оборудованием.
Работы были завершены в срок. Впервые мероприятия по празднованию юбилея города прошли у нас 23 мая 2003 г., а уже в декабре после 30-летнего перерыва Центральный музей связи им. А. С. Попова распахнул свои двери для первых посетителей.

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ


ЭФрагмент интерьера открытого хранилища «Сокровищница знаков почтовой оплаты России».

В Министерстве РФ по связи и информатизации разработали совершенно новую систему, предусматривающую как бюджетное, так и внебюджетное финансирование музейного проекта. В его реализацию были вовлечены сам музей, Российский Фонд Истории Связи, ФГУП «Связьстрой».
Таким образом, для возрождения музея впервые в Санкт-Петербурге, а пожалуй, и в России на практике использовался широко описанный в зарубежных и отечественных теоретических трудах по музееведению смешанный тип финансирования с использованием государственных, общественных, частнопредпринимательских (корпоративных) и некоммерческих источников, а также их комбинаций, порождающих инновационные формы. Схему организации финансовых потоков, примененную при осуществлении этого проекта, несомненно, следует рассматривать как пример разработки будущих программ для организаций культуры.
Сегодня в связи с оптимизацией социально-культурной деятельности музеев требуется пересмотр основных устоев и правил работы музейных учреждений. Трансформируются и наши методические задачи. Кроме собирания, изучения и демонстрации достижений мысли за всю историю существования человечества, музеи становятся историческими, культурными и просветительскими центрами отраслевого и регионального характера. Они призваны отвечать интеллектуальным и техническим требованиям социумов, а также предоставлять возможность знакомства с тематикой на самом адаптированном уровне, понятном любому посетителю независимо от возраста и социального положения.
Разработка концепции размещения музейных экспозиций шла на начальном этапе реализации программы. В ее рамках предусматривались завершение реконструкции и открытие для посетителей первой очереди экспозиции. Задача полностью и успешно выполнена в 2003 г.


Экспозиция «История развития средств связи», расположенная
в Картинной галерее дворца А. А. Безбородко.

На нынешнем этапе с Министерством связи согласованы концептуальные предложения коллектива авторов музея им. А. С. Попова о создании полной экспозиции, которые воплощаются в настоящее время. Исходя из условий организации работы в уже действующем музее и особенностей финансирования проекта, для этого разработана поэтапная программа, рассчитанная на два ближайших года. Разделами по темам: «Радиосвязь», «Телеграфная и телефонная связь», «Радиовещание», «Телевидение», «Сети и линии связи», «Физические основы электросвязи», «Почтовая связь и филателия» будут завершены действующие и созданы новые экспозиции. В ходе работы решается множество вопросов, относящихся к деятельности современного научно-технического музея, с точки зрения одновременного существования в двух профессиональных средах, «связистов» и «музейщиков».
Первая – это среда, связанная с основной тематикой музея, характеризующаяся бурным развитием телекоммуникаций, эволюцией взглядов на связь, слиянием телекоммуникационных и информационных технологий, преобладанием маркетингового подхода при решении стратегических вопросов развития связи.
Интересы второй сосредоточены на историческом наследии и культурных традициях со всеми их достоинствами и недостатками, идеологическими проблемами; это кризис «старой формы» и «новых запросов посетителей», это современные направления музейного проектирования, связанные с теорией коммуникаций.

HIGH-TECH В ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ


Раздел экспозиции, посвященной развитию отечественного телевидения.

Не так уж много новых музеев создается в нашей стране. Наш пример является одним из крупнейших осуществленных музейных проектов настоящего времени. Убеждают в этом практический опыт и те неоспоримые преимущества, которые в настоящее время делают ЦМС им. А. С. Попова «сильным игроком» на Европейском рынке музейных услуг.
С открытием музея после реставрационного ремонта обозрению посетителей предстала первая очередь концептуально новой экспозиции «История развития средств связи», разработанная сотрудниками музея и утвержденная Министерством РФ по связи и информатизации. Впервые наши гости получили возможность оценить раритеты отечественной филателии периода 1743–1923 гг. в открытых фондах хранения особой «Сокровищницы знаков почтовой оплаты России».
Здание воссоздано в соответствии с современными требованиями к инженерной инфраструктуре, технологической поддержке экспозиции и автоматизации рабочих мест сотрудников. Пространства внутренних дворов преобразованы в современные атриумы, позволяющие расширить экспозиционные площади и зону музейных услуг. Выполнены элементы консервации архитектурной отделки парадных залов дворца.
Особый эффект представляет собой гармоничное сочетание инновационных подходов к дизайнерскому оформлению экспозиции в стиле High-Tech с использованием новейших инфокоммуникационных технологий и исторической среды дворца светлейшего кн. Безбородко.
Для реализации проекта по инициативе Министерства РФ по связи и информатизации крупнейшим телекоммуникационным компаниям, работающим в России, была предложена приоритетная программа благотворительной деятельности по возрождению главного отраслевого музея.
Заслуги участников этого процесса были высоко оценены Министерством культуры РФ и Правительством Санкт-Петербурга. «За вклад в возрождение Центрального музея связи имени А. С. Попова», «За государственный подход к сохранению культурного и технического наследия России», «За разработку дизайн-концепции, проекта экспозиции и программы реализации первой очереди», «За средовой дизайн» и др. они удостоены почетных дипломов, 1-ой премии на конкурсе «Золотой Модулор», а также премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2003 год.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>