Роман Филимонов
Заместитель председателя Комитета по строительству

ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ



ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕТЕРБУРГА ПРИНЯЛО КОМПЛЕКСНУЮ ПРОГРАММУ
ПО РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИЙ ДЛЯ ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В последние годы одной из актуальных проблем в строительной отрасли Санкт-Петербурга является недостаток инженерно подготовленных территорий. Строители города правомерно отмечают, что свободных и подготовленных для строительства участков становится все меньше. В то же время потенциал для жилищного строительства существует, причем довольно большой, ведь его объемы, намеченные до 2000 г., реализованы лишь на 54%. Процесс был затруднен срывом ввода по ряду объектов инженерного обеспечения, проблемами с перебазированием промышленных предприятий и рекультивацией земель. В результате общий прирост территорий под жилищное строительство составил 33% от предусмотренного Генеральным планом. Все это вызвало активный рост так называемой «уплотнительной застройки», которая, в свою очередь, привела к активным протестам жителей, дефициту социальных объектов и недостатку пропускной способности магистральных инженерных сетей и мощностей головных сооружений.

Сегодня абсолютно ясно, что для продолжения инвестиционного процесса и планомерного наращивания темпов ввода жилья необходима комплексная работа по развитию территорий для массового жилищного строительства. Поэтому приоритетным направлением работы в строительном комплексе правительством города была объявлена подготовка инженерно обеспеченных территорий под эти цели. Для решения этой задачи наш комитет разработал комплекс мероприятий по подготовке территорий для размещения жилищно-гражданского строительства на 2004-2010 гг. Программа станет логическим продолжением реализации мер, направленных на развитие систем водо-, тепло- и газоснабжения Санкт-Петербурга. В ее рамках задачи по наращиванию объемов жилищного строительства будут решаться за счет максимально допустимой плотности застройки, вовлечения простаивающих земель в оборот и достижения высокой обеспеченности новых кварталов объектами социальной и инженерно-транспортной инфраструктур. Таким образом, существующий задел и реализация данного комплекса мероприятий позволит в 2008 г. выйти на 3 млн. квадратных метров ежегодного ввода жилья.
Новый документ дает возможность комплексно развивать город, взаимоувязывать и направлять финансовые потоки на строительство объектов различных систем инфраструктуры в согласованные сроки. Наработки позволяют оценить потенциал жилищного строительства на ближайшую перспективу с позиции городской экономики, социальной выгоды и привлекательности для инвесторов.
АДРЕСНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
территорий, предназначенных для целей жилищно-гражданского строительства
в 2004–2010 гг.

Район Санкт-Петербурга

Василеостровский

Выборгский

 

 

Калининский

Красногвардейский

Красносельский

 

 

 

Московский

Невский

 

Петродворцовый

Приморский

 

 

Адрес

Западная часть Васильевского острова, квартал 5

Шувалово-Озерки, квартал 25А
Шувалово-Озерки, квартал 9
«Северная Долина», квартал 15 – 1 очередь
«Северная Долина», кварталы 19, 20,
14, 17, 22 – 2 очередь

Полюстрово, квартал 24-27

Ржевка-Пороховые, квартал 50

Юго-Запад, квартал 15
Юго-Запад, квартал 18
Юго-Запад, квартал 20
Юго-Запад, квартал 21
Юго-Запад, кварталы 31, 31В-1, 31В-2, 32А-1, 32А-2, 38-1, 38-2, 38-3, 38А-1, 38А-2, 39-А, 39-1, 39-2, 39-3

Восточнее проспекта Юрия Гагарина,
квартал 15-17

Севернее улицы Новоселов, квартал 9А
Севернее улицы Новоселов, квартал 19А
Рыбацкое, квартал 14-14А

Петродворец, квартал 24

Северо-Приморская часть, квартал 56АБ
Северо-Приморская часть, квартал 58
Северо-Приморская часть, квартал 59А
Северо-Приморская часть, квартал 59Б
Северо-Приморская часть, квартал 55
Каменка, квартал 75А
Каменка, квартал 78А

Главными принципами при передаче земель в оборот будут сохранение непрерывности процесса предоставления участков под застройку и создание задела инженерно подготовленных территорий для развития рынка жилья. Участки будут предоставляться на разных условиях, как с подготовленной инженерией, так и без подготовки, но во всех случаях с гарантиями города по запуску систем инженерного обеспечения к моменту завершения строительства и ввода жилых домов и социальных объектов.
Программа предполагает освоение как новых селитебных, так и территорий сложившейся застройки, и активных градостроительных преобразований. К первому виду относятся участки, которые характеризуются отсутствием градостроительной документации и инженерной инфраструктуры. Территории сложившейся застройки – это кварталы послевоенной поры и массового строительства 1960-х гг. Там уже имеются социальные объекты, но состояние инженерной инфраструктуры оставляет желать лучшего. И последние – это промышленные зоны, свалки и другие территории, имеющие существенные имущественно-правовые обременения.
Исходя из принципа целесообразности, мы выбирали те территории, которые требуют наименьших затрат и дают возможность окупить расходы города на строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. У города много задач, и мы должны построить нашу работу так, чтобы добиться максимальных результатов при имеющихся возможностях.
Приоритетными направлениями развития города определены Северо-Приморская, Северная и Приморская юго-западная части города. На их площади (856 гектаров) до 2010 г. можно будет построить более 13 млн. квадратных метров жилья. Например, в последнее время в Приморском районе наблюдается снижение строительной активности в связи с недостатком инженерно подготовленных территорий. Эта ситуация кардинально изменится с началом освоения Северо-Приморской части, Каменки и нежилой зоны вдоль Приморского проспекта, а район вновь займет лидирующие позиции по жилищному строительству.
Инженерная подготовка будет осуществляться как за счет средств бюджета, так и путем привлечения инвестиций строительных компаний с последующей компенсацией их затрат по результатам торгов. Реализация мероприятий по инженерному развитию территорий создаст условия для планомерного ввода жилья, повысит надежность энерго­снабжения и инвестиционную привлекательность города.
Программа также будет решать проблему дефицита социальных объектов. Мы будем стремиться к созданию единой системы социального обслуживания в застраиваемых кварталах, на новых территориях планируется оптимальное размещение всех социально-значимых объектов – детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и поликлиник, строительство и ввод которых будет осуществляться поэтапно по мере заселения кварталов.
Такой комплексный подход к развитию городских территорий позволит не только инженерно подготовить новые кварталы, но и создаст существенный резерв для жилищного строительства в дальнейшем.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>