Андрей Ильин

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ТРИАДА


Как столица великой империи Санкт-Петербург был традиционно богат памятниками, монументами и изваяниями. Замечательные произведения монументального искусства нередко выступают завершением многих архитектурных ансамб­лей города. Естественно, что и по мере приближения 300-летнего юбилея стремление увековечить в камне и бронзе знаковые события истории и выдающихся деятелей прошлого получило новый импульс. Правда, воплощалось это благородное намерение в единичных решениях и объектах.
На общем фоне примечательны три работы, связанные творческой программой и реализованные одной авторской группой. Инициатором и двигателем идеи, неутомимым творцом и исполнителем стала художница и скульптор Э. П. Соловьева. Рука об руку с ней трудились широко известный искусствовед заслуженный деятель искусств А. Г. Раскин и архитектор О. С. Романов. Особую роль в судьбе творческого содружества, став его полноправным членом, сыграл председатель совета директоров ПО «Возрождение» И. В. Букато. Его благотворительность и меценатство, вкупе с искренним желанием сделать наш город еще прекраснее, дали возможность осуществить художественные идеи группы.

Три объекта – три знаменательные даты: 2000 лет от Рождества Христова, 200-летие А. С. Пушкина и 12 сентября 2003 г. – общий день празднования святых небесных покровителей Санкт-Петербурга и Москвы – св. благоверного великого князя Александра Невского и св. благоверного князя Даниила Московского. Память об этих людях и событиях их жизни волновала, будоражила воображение. Творческая мысль искала образное решение тем. Так со временем возникли объединенные общим пластическим подходом в материальном воплощении эти монументально-символические произведения, соединяющие графику, скульптуру и архитектурные формы.

ВЕЧНАЯ ТЕМА РОЖДЕСТВА


Внутренняя территория Александро-Невской лавры пространственно и планировочно очень сложна и многословна. Исторически сложившееся перед главным входом в собор кладбище, остатки бывшей монастырской планировки, привнесенные элементы благоустройства создают несколько хаотическое впечатление от средового окружения Старовского храма и монастырских построек.
Рождество – тема вечная для художников всех времен. Наместник Лавры архимандрит о. Назарий стал духовным наставником проекта, утвердил и освятил место установки памятного знака в честь 2000-летия Рождества Христова. По замыслу, он должен стать доминантным элементом внутреннего пространства, определяющим направление к главному порталу храма. В объеме гранитного знака высотой 6,90 м. сделана попытка соединить рельефы и шрифты в гармонии с общей пластической формой в единую музыку частного и целого. Все бронзовые скульптурные рельефы были отлиты по моделям, выполненным художником-графиком Соловьевой.
30 августа 2000 г. проект получил благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. 19 ноября состоялось освящение места установки памятного знака, а 18 апреля 2001 г. в присутствии духовенства и участников крестного хода состоялось освящение и открытие памятного знака в честь 2000-летия Рождества Христова.

ПАМЯТИ ПОЭТА


Другой памятный знак, «Послание через века», из серого гранита размером 365х240х90 см – это раскрытая гранитная книга с текстом из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» и автографом поэта.
Книга – великий символ мудрости, знаний и вековой культуры, хранительница духовных богатств человечества, премудрость Божия. Поэтому и был выбран этот символ, соединяющий воедино мысль и слово, науку и искусство, духовную жизнь отдельного человека и всего общества. А пушкинские строфы – это признание в любви к нашему великому городу, обращение к душе человека, и это на все века.
Было много споров о месте размещения «книги». В результате при содействии главного художника города И. Г. Уралова была найдена очень удачная точка на набережной, рядом с Университетом. Великолепный вид на Неву, Адмиралтейство и «Медный всадник» – все это зрительно связано со словами, высеченными на страницах каменной книги: «Люблю тебя, Петра творенье…». При всей кажущейся простоте приема стояла сложная задача – передать движение колеблемых ветром страниц. Но мастера-каменотесы и шлифовщики ПО «Возрождение» под авторским руководством Соловьевой с успехом добились этого эффекта. Многим из зрителей невольно хотелось перелистнуть страницы и прочесть дальше великие строки бессмертной поэмы.
25 октября 2002 г. был торжественно открыт и освящен памятный знак на Университетской набережной по оси устоя первого наплавного моста. Службу провел протоиерей Кирилл Копейкин. Церемония открытия была организована вместе с представителями Университета при участии администрации города и Василеостровского района.
Замечательно, что «книга» находится рядом с одним из лучших учебных заведений России. На ее ступенях «тусуется» молодежь, значит, идея «Послания через века» находит свое подтверждение и естественное продолжение.

ЗНАК ЕДИНСТВА ДВУХ СТОЛИЦ



Главная идея третьего проекта – единство России, сохранение исторических и духовных ценностей, любовь к стране и ее двум прекрасным городам: Петербургу и Москве.
Мысль языком монументальной скульптуры выразить дух общности и процесс единения двух столиц была навеяна искусствоведом А. Г. Раскиным еще в 1997 г., как раз когда Москва отмечала 850-летие. На протяжении почти пяти лет Э. П. Соловьева искала наиболее выразительное решение идеи. Чтобы идея получила логическое завершение, в проекте предлагалась установка аналогичного сооружения у въезда в Москву. Окончательный вариант мемориального знака был готов в апреле 2002 г. Его предлагалось выполнить в виде каменного верстового столба, напоминающего известные сооружения, созданные А. Ринальди.
Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит о. Назарий указал на день 12 сентября, когда соединяется празднование святых небесных покровителей Москвы и Санкт-Петербурга. Тогда в дополнение к символическому содержанию проект сразу же приобрел особую духовную значимость. В окончательном варианте он был подписан председателем епархиальной комиссии по вопросам архитектуры о. Александром (Федоровым), а 15 октября 2002 г. представлен митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру.
По согласованию с главным художником города Ураловым памятный знак было намечено установить в начале Московского шоссе при въезде на площадь Победы. Сегодня этот юбилейный подарок Петербургу от творческой группы и ПО «Возрождение» украшает разделительную полосу магистрали. Выполненный в граните в виде верстового столба высотой 5,84 м (традиционного для дорог

России конца XVIII в.) с литыми геральдическими гербами обеих столиц и иконографическими рельефами – образами святых небесных покровителей: св. Александра Невского и св. Даниила Московского, увенчан он государственным гербом России. Так духовное и гражданское начала соединяются в художественно-композиционном решении в идее патриотизма. Историческая связь – это тракт Москва – Петербург, проложенный по указу Петра Великого для строительства Северной столицы. На этом объекте также все бронзовые рельефы и детали были отлиты по эскизам и моделям Э. П. Соловьевой
16 сентября 2003 г. в присутствии администраций города и Московского района, почетных гостей состоялось торжественное открытие памятного знака. Протоиерей Виктор (Московский) провел службу его освящения.

По сравнению с многими из появившихся у нас за последнее время памятниками и монументами открытие этих трех объектов прошло, может быть, не очень-то помпезно и громогласно. Однако важно понять, что эти мемориальные знаки объединены не только именами постоянного авторского коллектива, но и идейно. Таким образом воплотилось стремление создать программные произведения, связанные духовностью, определенным пластическим приемом, с учетом архитектурно-художественных традиций и пониманием диапазона современного вторжения в историческую среду прекрасного города.




>> К СОДЕРЖАНИЮ >>