Т. И. Николаева,
зам. начальника отдела учета памятников архитектуры и градостроительства КГИОП,
засл. работник культуры РФ

ТРИ ВЕКА КРОНШТАДСКОГО ФЕНОМЕНА



Морской собор Святителя Николая Чудотворца (1903–13 гг., арх. Вас. А. Косяков)

По плану Петра I остров Котлин в восточной части назначен был стать мощной крепостью с городом внутри и примыкающими с юга гаванями, двумя фортами «Новый Кроншлот» и «Цитадель». Намеченные места для будущих фортификационных сооружений были выбраны императором так верно, что в последующие два столетия именно тами строились укрепления, известные как Береговой форт «Шанец» («Александр и Николай Шанцы»), а также редут Литке – редут Ден. К началу XX в. их насчитывалось уже девятнадцать. Петр был прагматиком и футуристом одновременно. Только он мог замыслить столь масштабную стройку – крепость-башню Кроншлот (Коронный замок) на подступах к Петербургу между о. Котлин и мелью вдоль южного берега Финского залива. Модель, собственноручно изготовленная императором, реализовалась и уже весной 1704 г. была освящена. Строительство береговых батарей, новых фортов «Александр-шанц» и «Цитадель» позволили основать город на острове. Близость к столице и военная составляющая определили планировочную структуру и ярко выраженный регулярный характер застройки Кронштадта.

ОСТРОВ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Морской собор. Фрагмент фасада

Город буквально возродился в канун 300-летия. Разработкой общей стратегии и многими частными вопросами возвращения историко-архитектурного облика Кронштадту занимался наш комитет. Не все, но большая часть из того, что запланировал КГИОП, удалась. Главное, что к реализации предъюбилейных проектов мы привлекли серьезные строительно-реставрационные компании. Их-то, в первую очередь, и стоит поблагодарить за то, что «младший брат» Петербурга встретил свой юбилей не менее эффектно, чем старший. Подготовка к круглой дате внесла видимые признаки обновления города. Сделан реставрационный ремонт десятков памятников, среди них: Морского собора, Часовни Богоявления Господня и Итальянского дворца (частично), Башни городского водопровода, Морского офицерского собрания, дома Никитина, Градских присутственных мест, ц. св. Елизаветы, казарм на ул. Зосимова, фасадов ряда жилых домов, Петровского парка, памятников монументальной скульптуры – Петру I, Пахтусову, Беллинсгаузену, Макарову. Работы велись за счет бюджета и, в основном, частными фирмами, преуспевшими в освоении новейших реставрационных технологий. Вернуть Кронштадту исторический облик помогли ПСО «Реставратор», «Компакт-СПб», «Матис», «Петр Великий», «Акме-Дек», «Строй-Атма», «Вест Компани», «Ремстройкомплекс», компании «ЛОСК», «Терес», «Рест-Арт-Проект», НИИ «Спецпроектреставрация», РПНЦ «Специалист» (скульптура), «Озеленитель», «Раритет».

Обводной (проводной) канал с чугунной оградой (1785–1844 гг.)

Поначалу эту местность обживали строители и личный состав пехотных полков здешнего гарнизона, а в 1712 г. Сенат утвердил и список дворян с боярами, потенциально намеченных к переселению. Тогда и появились очень похожие на петербургские первые деревянные и мазанковые строения, среди них – домик Петра. Город, как и замышлялось, стал крупным портом с пристанями и гаванями, получившими позже известность под названиями Военная, Лесная, Средняя и Купеческая.
Строительство первых каменных домов предписывалось царским указом от 10 марта 1714 г. и велось стараниями губерний в течение 1717–25 гг. Их возведением руководил арх. И.-Ф. Браунштейн. Всего получилось 24 трехэтажных «губернских дома». Из них на Петровской ул. уже в перестроенном виде сохранилось десять. Чтобы сэкономить кирпич, строения, имеющие общую стену, располагали вплотную друг к другу. Ранее такой прием был опробован на строительстве Приказов Московского Кремля (1675–80 гг.), а позднее – здания Двенадцати коллегий (1722–42 гг.). Куратором строительства от столичной губернии был светлейший князь Меншиков. Его дворец (1720–27 гг.) на парадной южной набережной получил название Итальянского (в возведении резиденции участвовали мастера этой страны). Другой меншиковский дом, сооруженный в 1711–16 гг., несколько позднее был перестроен для графа Миниха И.-Х. Шеделем по проекту арх. Г.-И. Шеделя и И.-Ф. Браунштейна.
Основной композиционной осью планировки центра города явился канал, начинающийся в глубине и идущий к северному берегу острова.Перпендикулярной второй осью стал другой, в восточной части которого разместился бассейн с доками. Петровские замыслы талантливо развивал капитан-командор Э. Лейн. Строительство, начатое в 1719 г., дальше двигалось под руководством И.-Л. Любераса. Спустя тридцать три года прошло торжественное открытие канала имени Петра I Великого. Длина системы от устья до бассейна составила 2,24 км. Стены канала (по которому суда для ремонта входили в док, а шлюзы затем закрывались) и также дамбу выложили тесаным камнем с металлическими скобами. Вода из дока запускалась по протоке в бассейн, облицованный гранитными валунами и находившийся ниже уровня залива. С открытием канала Кронштадт превратился в первоклассную верфь.
Знаменателен для города план арх. С. И. Чевакинского (1761 г.). Оживив строительную деятельность, он послужил основой для будущих разработок.

ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ


Лютеранская церковь св. Елизаветы
(1834–36 гг., арх. Э. Х. Анерт)

Конец XVIII и первая половина XIX вв. ознаменовались строительством Обводного канала, предусмотренногов генеральном плане, «сочиненном» адм. С. К. Грейгом и арх. М. Н. Ветошниковым, что утвердили 8 марта 1785 г. Случился пожар Адмиралтейства, которое из Петербурга решили перевести именно сюда, и это поспособствовало новым планировочным решениям. На территории Кронштадта возводятся канатный завод (1784–86 гг.), считавшийся лучшим и у нас, и за рубежом, а также смольня, пеньковый сарай, парусные мастерские, провиантские магазины-склады. Лесной сарай (1794–95 гг.) и сухарный завод (1796–97 гг.) строились по проекту В. И. Баженова, главного архитектора Адмиралтейства. Их облик, как и зданий Офицерских артиллерийских классов (1806–07 гг., арх. А. Д. Захаров, перестроено), угольного сарая (1840–43 гг., арх. П. К. Риглер), входивших в адмиралтейский комплекс, соответствует утилитарному назначению.
Одновременно с производственными зданиями «позади Адмиралтейства с нордовой стороны» построили жилой комплекс офицерских и служительских флигелей, спроектированный М. Н. Ветошниковым. Дома для штаб и обер-офицеров, кроме 5 и 6 флигеля (1837–43 гг., арх. Э. Х. Анерт), располагались параллельно Обводному каналу (ныне Советская ул., 37-47). Позади формировалась улица, а перпендикулярно ей – служительские флигеля для унтер-офицеров и рядовых (ныне Флотская ул., 2-12).


Андреевский собор
(1806–16 гг., арх. А. Д. Захаров) – не сохранился

В 1806-17 гг. по проекту Захарова в классицистическом стиле сооружается величественный Андреевский собор (не сохранился) – одна из важнейших доминант острова. Характерные для Кронштадта сооружения: Голландская кухня (1804 г.), Петербургские ворота с гауптвахтой (1837–32 гг.), здание рыбных рядов (1827–28 гг.), Гостиный двор (1833–35 гг.) – наделены чертами строгой упорядоченной архитектуры. Застраивался остров медленнее, чем столица и окрестности. Интенсивнее дело пошло в XIX – нач. ХХ вв. с расширением перечня улиц, предписанных для жилого каменного строительства. Акцентами в средовой застройке Кронштадта XIX в. стали общественные и культовые здания: Военно-морской госпиталь (1833–40 гг., арх. Э. Х. Анерт), Съезжие дома (ул. Аммермана, 21/13, 1834–35 гг., и пр. Ленина, 20, 1835–37 гг., арх. Л. Руска), Градские присутственные места (1834–37 гг., арх. А. П. Брюллов и Э. Х. Анерт), Лютеранская церковь св. Елизаветы (1834–36 гг., арх. Э. Х. Анерт), Собор Владимирской иконы Божией Матери (1875–79 гг., арх. Х. И. Грейфан).
Активно продолжалось и необходимое островному городу озеленение. Свободный участок от Арсенала (1832–36 гг., арх. И. Г. Гомзин) и Петровского канала благоустраивался как плац. Разбивка парка, получившего название «Петровский», со строго регулярной планировкой велась садовым мастером К. Рауглером на протяжении 1861–82 гг. В центре будущего плаца еще за двадцать лет до начала работ к годовщине Полтавской победы установили памятник Петру (ск. Т.-Н. Жак, отливка П. К. Клодта). Формирование Летнего сада на Петровской ул., заложенного еще в XVIII в., завершилось к середине следующего века. В 1872–73 гг. его украсила эффектная ограда сложного рисунка, изготовленная по проекту В. В. Виндельбандта. Любимым местом прогулок кронштадцев стал Екатерининский парк, разбитый в 1848 г. (ныне Советская ул.).
Из построенного в Кронштадте в нач. XIX в. до наших дней сохранились здания на пр. Ленина, 18, 28, 57, 59; ул. Велещинского, 9; К. Маркса, 15; Мартынова, 11; Посад­ская, 19, 35 – двухэтажные каменные дома компактных объемов и лаконичных классицистических форм, обозначенные на генплане 1807 года. Симметричная композиция фасадов, оформленных сдержанным декором, имела четкие членения по горизонтали и вертикали. Большое значение придавалось функциональности и целесообразности.
Группа зданий (пр. Ленина, 20, 31, 33, 35, 45, 49, 53; ул. Аммермана, 19; Вишневского, 7; Зосимова, 28; Интернацио­нальная, 8, 11; Красная, 9; Кронштадтская, 36; Ленин­градская, 1, 13; К. Маркса, 8, 9; Петровская, 19; Посадская, 21, 43, 46; Пролетарская, 21-23; Советская, 3, 7, 11; Сургина, 7) относится к 20–30-х гг. XIX в. Позднее некоторые надстроили или расширили. Из сохранившихся без изменений привлекает внимание каменный дом для пастора Кистора и органиста Евангелической церкви, проект которого утвердили в 1834 г. и реализовали за два года (ул. Ленинградская, 1).

…НЕ ИНАЧЕ, КАК КАМЕННЫЕ…


Форт Александр I (1836–45 гг., воен. инж. В. П. Лебедев)

После посещения Кронштадта Николаем I в августе 1840 г. было объявлено, чтобы «по всей северной стороне …обывательские дома возводились не иначе, как каменные и не менее трех этажей». Большая роль в тогдашнем формировании застройки принадлежала городскому архитектору Ф. И. Трапезникову. Найденный в архивах РГА ВМФ генеральный план города, датируемый 1825–48 гг., позволил определить хронологические рамки строительства каменных домов по адресам: ул. Интернациональная, 10; Советская, 1; Посадская, 34, 45, 47, 49, 51. пр. Ленина, 15, 22, 38, 40, 47, 61; К. Маркса, 33. Для их первоначального облика характерны приемы позднего классицизма.
Среди построек сер. XIX в. выделяются дома на ул. Гусева, 3; ул. Красная, 3; пр. Ленина, 37, 51, 53; К. Маркса, 13; Советская 5, 9; Посадская, 19, 54. Особенный историко-архитектурный интерес представляет каменное двухэтажное здание почтамтского дома со службами, построенное в 1851 г. по проекту А. К. Кавоса (пр. Ленина, 37).
Во второй половине XIX в. в кронштадтской застройке реализуются новые приемы эклектического стиля, опиравшегося на архитектурное историческое наследие. Его яркие образцы – жилой дом коллежского секретаря А. И. Вафея, возведенный в 1860 г. (ул. Аммермана, 29), детский приют, построенный по проекту арх. В. В. Виндельбандта (1866 г.). К тому же периоду относятся жилые строения на пр. Ленина, 19, 21, 27, 32 ; 55; ул. Володарского, 12; Владимирская, 32; Лебедева, 5; К. Маркса, 4, 6; Советская, 19, 21; Посадская, 24, 38, 41. «Кирпичная архитектура» как разновидность эклектики определила облик ряда жилых домов: ул. Гражданская, 23; Зосимова, 15; Комсомола, 15, 17.
Процесс вытеснения классицизма в Кронштадте происходил медленнее, чем в Петербурге. Строгость и простота классицистических форм продолжали привлекать архитекторов и заказчиков островного города. В пору эклектики закономерным оказался новый подход к пространственной организации зданий, забота об удобствах, усиление влияний тогдашнего «техно», смешение различных приемов.
Начало ХХ в. ознаменовалось постройкой главного военно-морского храма России – Морского собора Святителя Николая Чудотворца. Возведенный в 1903–13 гг. в традициях византийского зодчества по проекту арх. Вас. А. Косякова, храм умело соединял древнюю христианскую традицию с требованиями тех лет и функциональными усовершенствованиями. Собор стал важнейшей частью панорамы Кронштадта и доминантой западного участка Невской губы. Архитектурный облик Петровской ул. завершила Машинная школа – яркий образец модерна. Другая постройка – Морская библиотека – единственный пример неоклассики (1910–26 гг., арх. Г. А. Косяков) считается последним значительным сооружением дореволюционной архитектуры города.

В ЮНЕСКО И КГИОП ЗНАЮТ, ЧТО…
…Четкая планировка, пропорции домов, сдержанность и одновременно заметная декоративность оформления – все это составило феномен трехсотлетнего Кронштадта, который отвечал петербургскому духу архитектуры и создавал суровое величие Балтийской цитадели. Его смело можно назвать «первым столичным островом».
КГИОП обеспечивает государственную охрану более 330 памятников Кронштадта. В резерве пополнения – у нас насчитывается еще 68. В декабре 1990 г. ЮНЕСКО включила в «Список Всемирного наследия» историческую часть Кронштадта, в том числе Адмиралтейство, Военно-морской госпиталь, Крепость, гавани, форты и гидротехнические сооружения. Сохранение уникальной целостности ландшафта – важнейшая проблема Петербурга и России.
Коммерческая привлекательность исторического центра первого в отечественной истории островного города-крепости может остаться почетной идеей. Однако она тут же рискует стать сезонным мотивом или (что куда хуже) поводом для цивилизованного вандализма, то есть неоправданного вмешательства и уничтожения уникальной целостности Кронштадта. За три века он придал законченность Невской акватории, прочность союзу камня и воды.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>