Андрей Ильин

ВОПРЕКИ ОТРАСЛЕВЫМ ПРОБЛЕМАМ


ЗАО "ПЕРВЫЕ ПЕТЕРГОФСКИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МАСТЕРСКИЕ"
ВОЗВРАЩАЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК ГОРОДУ_ПАМЯТНИКУ


На встречу прошлого и нынешнего столетий пришелся беспрецедентный подъем реставрационного творчества и производства. Бывшая столица империи готовилась к трехсотлетию, а присутствие петербуржца на главном государственном посту придало процессу нужную динамику.
Петродворец – самый, без преувеличения, изящный архитектурный ансамбль в окрестностях Петербурга. Наша собеседница – генеральный директор ЗАО «Первые Петергофские реставрационные мастерские», Почетный строитель РФ Галина Александровна Агалина, разговор с которой начался экскурсом в не столь уж далекое прошлое, когда фирма только-только начала заявлять о себе на реставрационном рынке северной столицы.


Г. Агалина: Акционерное общество официально основано в 1997 г. на базе мастерской №1 НПСО «Реставратор». В период с 1991-96 гг. наша отрасль фактически умирала. Государство отказалось от бюджетного финансирования реставрационных проектов. Великолепнейшие мастера, которые трудились буквально с самого начала послевоенного восстановления Петергофа, оказались не у дел. Чтобы сохранить творческий коллектив в пору финансового кризиса, нам пришлось заниматься интерьерной отделкой офисов и квартир. Так только и удалось хоть как-то выжить, сохранить коллектив, морально поддержать людей. В эпизодическом режиме и с неизбежными на тот момент денежными затруднениями велись отдельные работы в наших дворцах.
Зато, обратите внимание, мастерские располагаются там, где когда-то работал знаменитый Петровский деловой двор. О нем имеются упоминания, датированные XVIII в. Как раз здесь трудились великие мастера прошлого. Их работы и сегодня восхищают, а нас, реставраторов, подвигают к истинному творчеству. Таким образом, брэнд почти трехвековой давности живет, и пусть не юридическая, но историческая преемственность налицо. Следует отдать должное нашим специалистам. Невзирая на все перипетии, петергофские реставраторы остались верны призванию. Вот и сегодня в мастерских трудятся те, чей профессиональный стаж составляет 25-30 лет.

Мраморная скамья у Львиного каскада

Готическая капелла. Иконостас (резьба, золочение). Люстра (бронза, литье)

Наш город от большинства мегаполисов отличает бережно-консервативное отношение к собственной архитектурной истории. Мы боимся тревожить постройки прошлого и совершенно по-особому, по-петербургски, стараемся сохранить каждую. У участников реставрационного процесса понимание этой темы, тем более в приложении к петергофской сокровищнице дворцов, парков и фонтанов, должно быть особым.
Г. Агалина: Не стану замыкаться на проблемах застройки исторического центра, но скажу, что к этой детали градостроительного вопроса надлежит относиться весьма тонко и избирательно. «Мумифицировать» город не стоит – меняются экономические, политические и технологические реалии, однако образ северной столицы, «сконструированный» Петром I и выдающимися зодчими XVIII–XIX вв., достоин сохранения.
Что же касается Петергофа, то здесь вступают в силу иные критерии. Следует заранее отдавать себе отчет в том, что постройки города дворцов и фонтанов обязаны пребывать в виде исключительно близком к первозданному. Если даже посмотреть на вопрос с позиций современного бизнеса, то только так и можно сохранить туристическую привлекательность города.
Первым крупным объектом приложения наших усилий стала Готическая капелла в парке Александрия. Следующая яркая страница в истории мастерских – придание исторического облика Воронихинским колоннадам в Нижнем парке. В 2000 г. мастера трудились над воссозданием мраморной скамьи, расположенной напротив Львиного сада.

Готическая Капелла.
Реставрация апостолов на фасаде

Позолотчики за работой)

Реставрационный процесс даже при использовании современных методик и технологий отличает высокая трудоемкость каждой из его взаимосвязанных операций. Диагностика, работа с иконографическими источниками, поиск материалов, наконец, точное воссоздание деталей архитектурного памятника… Все это может растянуться на долгое время и нередко осязаемый результат реставрации отстоит от точки ее начала на годы.
Г. Агалина: С 2001 г. и до настоящего времени ведется работа по реставрации террас и фасадов Дворца Лейхтенбергского, принадлежащего СПбГУ. Это каменное трехэтажное здание, расположенное в усадьбе «Сергиевка» Старого Петергофа, построили по проекту А. И. Штакеншнейдера для жены герцога Максимилиана Лейхтенбергского вел. княгини Марии Николаевны в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. Дворец примечателен сочетанием эклектики и классицизма в архитектурно-художественной отделке фасадов.
Автором павильона, возведенного к первому после замужества приезду в Россию другой дочери императора, Ольги Николаевны, в 1847 г., выступил тот же архитектор – Штакеншнейдер. И в честь Ее Королевского Высочества павильон назвали «Ольгиным». В годы Отечественной войны здание было полностью разрушено, уцелели лишь четыре изрядно пострадавшие стены. Изначально павильон представлял собой трехэтажное строение в итальянском стиле. В каждом этаже имелось всего по одной комнате с выступающими балконами, внутренний декор стен украшала лепка и альфрейная роспись, а над верхним этажом простиралась открытая терраса с рамочной перголой для вьющихся растений. Работу по воссозданию этого архитектурного шедевра в Колонистском парке на Ольгином пруду мы готовы закончить уже в этом году.
Наше участие в программе по подготовке юбилея Петербурга выразилось, в частности, в воссоздании наружного убранства Церкви св. Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца (арх. Бартоломео Растрелли). После разрушений военной поры храм был восстановлен одноглавым, зато в мае 2003 г., когда вокруг памятника были убраны строительные леса, он предстал публике в первозданном виде – с пятью золочеными главками. Четыре маленькие главки Дворцовой церкви были смонтированы примерно за полгода до этого события. Затем начались работы по воссозданию позолотных украшений. Все они были выполнены из меди и вызолочены специалистами нашей петергофской позолотной школы, чье мастерство известно не только по всей России, но и за ее пределами. Общая площадь золочения составила 800 м2. Конструкции кровли были полностью заменены на медные, восстановлены столярные изделия, отреставрированы фасады и восстановлена золоченая решетка по северному фасаду. Сегодня идет большая работа по реставрации интерьерных элементов церкви в стиле архитектуры барокко – лепных украшений на куполах и резного деревянного декора. Их воссоздание осуществляется на основе скрупулезного изучения исторических документов и фотографий.

Корпус «под Гербом» Большого Петергофского дворца после реставрации главки