А. Л. Рейман
главный специалист КГИОП,
председатель комиссии по ландшафтной архитектуре СПб Союза архитекторов
Фото автора

ДВЕСТИ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ



Вид из сада на Таврический дворец (Б. Патерсон, до 1797 г.)

Весь ансамбль Таврического дворца на берегу Невы являет блестящий классический пример органичного слияния сооружения с ландшафтом. Дворец раскрывался своим главным фасадом к водному пространству реки, его композиционная ось, минуя интерьеры, завершалась роскошным зимним садом. Далее через огромные окна она продолжалась визуальной перспективой через пространство Большого пруда и терялась на лугу острова. Особое положение в отечественной градостроительной истории второй половины XVIII в. занял и один из первых пейзажных садов не только Петербурга, но всей России, Таврический. Его композиция на многие годы определила основные направления развития садово-паркового искусства в России.
Создание сада началось со строительством в 1783 г. Конногвардейского дома для кн. Г. А. Потемкина по проекту арх. И. Е. Старова, к тому моменту с золотой медалью окончившего Академию Художеств и шесть лет стажировавшегося во Франции и Италии. Ансамбль Таврического дворца стал лучшим произведением всей его жизни, высоко оцененным в России и на Западе. В книге французских зодчих и исследователей

План ансамбля Таврического дворца (1809 г.)

Панорама ансамбля Таврического дворца (2004 г.)

Персье и Фонтена дворец упоминается в числе лучших в Европе. Гаврила Державин сравнивал его с древнеримскими: «Кто хочет иметь о нем понятие – прочти, каковы были загородные дома Помпея и Мецената. Наружность его не блистает ни резьбой, ни позолотой, ни другими какими пышными украшениями. Древний изящный вкус – его достоинство; оно просто и величественно». Нынешние исследователи считают ансамбль блестящим примером творческой интерпретации палладианской композиционной схемы итальянских вилл применительно к суровым природно-климатическим условиям северной столицы.
Устройство сада шло под руководством английского садового мастера Вильяма Гулда (1735-1812). Современников особенно поражало умение этого англичанина, перебравшегося в Россию в 1776 г., «формировать пруды, из которых он получал достаточно материалов для создания приятного разнообразия возвышенностей и склонов». У нас Гулда прозвали «русским Капабилити Брауном», проводя параллели с его же соотечественником и коллегой Ланселотом Брауном, знаменитым великой способностью убеждать клиентов, что их земля имеет «great capabilities» (большие возможности).
На месте небольшой речки Саморойки была устроена сложная гидротехническая система из двух прудов, соединенных протоками, и двух каскадов. Большой пруд и протоки выкопали к ноябрю 1790 г. Берега выстлали булыжным камнем на мху, выпустили стерлядь. Вода поступала в сад из специальных прудов-накопителей, куда попадала из р. Дудергофки, пройдя более 20 километров по Лиговскому каналу. Посадочный материал для сада частично выписывали из Англии.

Перспектива Длинного пруда
в северном направлении (2004 г.)

После смерти Потемкина Екатерина II занимает дворец под свою резиденцию. Здешний сад она предпочитала всем другим местам прогулок и писала барону М. Гримму, что «для осени и весны нельзя желать ничего лучшего». В 1792–93 гг. формирование ансамбля продолжилось. Перед дворцом на берегу Невы устраивается шлюпочная гавань в виде канала, защищенного дамбами, и ковша овальной формы. Так завершилось оформление речного фасада ансамбля в духе, характерном для приморских резиденций 1-й пол. XVIII в.
Тем временем сад расширился практически вдвое. Устраиваются новые пруды, для крепления берегов заготовляется булыжный камень. Большой луг для выпаса дворцового стада засеивают белым голландским клевером и тимофеевой травой.
Композиция сада строилась только на сочетании открытых пространств воды и лугов с мягким рельефом и ландшафтными группами деревьев и кустарников. Никаких сооружений, кроме небольшого павильона Адмиралтейства для хранения лодок, здесь не было.
Максимально точно передает объемное построение пейзажа Таврического сада картина Бенджамина Патерсена (кон. XVIII в.).

Ручная очистка пруда
в Таврическом саду (1999 г.)

Весьма тонко уловил особенности его ландшафтной организации поэт Александр Измайлов:


... Только лишь одной природы
Ты имеешь красоты,
Просто все в тебе: и воды,
И деревья и цветы.
Просто все в тебе и мило,
Для меня ты лучший сад –
Как приятно и уныло
Твой, лиясь, шумит каскад!..
(«Таврический сад», 1800 г.)


Для Гулда в 1793 г. по указу Екатерины строится дом со службами (арх. Ф. И. Волков) который и сегодня виден со стороны ул. Потемкинской. Позднее сам садовый мастер в 1804 г. писал ее внуку, ставшему царем: «Осмелюсь, однако ж присовокупить, что огород Таврический может легко служить примером, и почитаться первым в Северной России». Польский князь Адам Чарторыйский с восторгом вспоминал о своей прогулке с будущим императором Александром I: «Великий князь взял меня за руку и предложил мне пойти в сад, чтобы я мог судить, сказал он, об искусстве английского садовника, сумевшего придать саду так много разнообразия и распорядиться так, что ниоткуда не было видно пределов его весьма ограниченного пространства».

Искуственный рельеф, сформированный в XVIII в. В. Гулдом (современный вид)

Генеральный план ансамбля 1809 г. фиксирует завершенную композицию, принципиально не менявшуюся затем пять десятилетий. Новый этап в истории сада наступил лишь в 1861 г., когда его официально открыли для публики. Тогда-то и началось насыщение ансамбля прежде не свойственными ему функциями. На арендуемых участках появляются спортплощадки и зрелищные сооружения. Хотя одновременно «возбуждается вопрос о неудовлетворительном состоянии сада и его гидросистемы». К открытию юбилейной международной выставки садоводства, незадолго до начала I мировой войны по проекту Н. Н. Игнатьева на границе сада у Потемкинской ул. было сооружено здание Императорского садоводческого общества (ныне здесь киноцентр «Ленинград»).
В 1930 г. Таврический сад становится «Парком культуры и отдыха им. Первой пятилетки». Размещение различных организаций на территории садово-паркового комплекса в конце XIX и 1-й пол. XX в. нанесло существенный ущерб уникальному памятнику. Но особенно сад пострадал в годы Отечественной войны. Первый проект его восстановления (арх. Д. С. Гальдгор) был реализован в 1945 г., и позднее здесь проводились только поддерживающие капитальные ремонты.

Отреставрированная ограда Таврического сада (ООО РСП «Раритет»)

Таврический сад – федеральный объект культурного наследия, уникальный памятник садово-парковой архитектуры. Его объемно-пространственная композиция за двухвековую историю нисколько не нарушилась. Сохранились мастерски сформированный более двух веков назад исторический рельеф и практически полностью – водная система, через протоки которой были перекинуты первые в городе металлические мосты, изготовленные на Сестрорецком оружейном заводе. Границы ансамбля, включая сад, остаются неизменными с конца XVIII в. до наших дней.
За свою историю сад пережил множество неблагоприятных этапов. Интенсивное использование территории под спортивные и зрелищные мероприятия с устройством на зеленых лугах катков, аттракционов и театров привели к значительному ухудшению его состояния. Ежегодно приходилось вырубать до сотни деревьев, засыхавших из-за сильнейших антропогенных нагрузок. Почти десять лет с 1991 г. в КГИОПе ожидали средств от Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству на воссоздание Таврического сада, и лишь к юбилею Петербурга удалось в основном завершить восстановительные работы по проекту 9-ой мастерской ОАО «ЛенНИИПРОЕКТ» (арх. Т. М. Карпова, инж. Г. А. Добрынина).
Архитектурно-реставрационное задание предусматривало сокращение числа спортплощадок, реконструкцию гидросистемы для улучшения водоснабжения и проточности прудов. Были запланированы устройство нового дренажа всей территории, ремонт газонов и дорог, реконструкция освещения, реставрация металлических мостов, плотины на Большом пруду, фонтана, газонных ограждений и ограды сада с сохранением всех подлинных деталей, лечение больных и ослабленных старовозрастных деревьев.

Большой луг через два года после реставрации – «стихийный» стадион

Все осуществлялось под руководством и при непосредственном участии специалистов генподрядной компании – ООО «РСП «Раритет». По законам реставрации многое делалось вручную: устройство берегоукрепления прудов из булыжного камня по старой технологии и дренажных лотков. Все звенья ограды сада (арх. А. А. Бруни, 1896 г.), были демонтированы, каждая опора откопана, и их элементы отреставрированы в заводских условиях.
Работы велись в стесненных условиях – старые деревья, высаженные вдоль ограды, не давали использовать технику. В ходе реставрации на глубине 20–30 см от поверхности земли обнаружились и также были восстановлены исторические газонные ограждения.
ООО «Ризалит» и ООО «РСП «Раритет» отреставрировали исторические мосты, включая каменные береговые устои, металлоконструкции и металлодекор перильных ограждений. Вместо обветшавшего нового и утраченного исторического мостов были возведены новые переправы, по своему характеру отвечающие стилистике памятника.
На западном берегу Большого пруда восстановлен фонтан, сооруженный в 1910-е гг. по проекту Бруни. Располагавшийся вблизи стадион, сохранить который пожелал заказчик, был уменьшен в габаритах. Это позволило освободить периметр острова для организации прогулочного маршрута и посадить деревья, улучшило его визуальное восприятие с главных видовых точек.

К сожалению, исторический гаванец на южной оконечности острова, конструкции которого были найдены в процессе работ, так и не был восстановлен.
Впервые провели комплексное обследование и санацию всех без исключения насаждений. Была отработана система оздоровления старовозрастных деревьев, очистки дупел и даже специальной обработки почвы после уборки больных растений, корчевки зараженных пней (генподрядчик организовал особое подразделение из специалистов-фитопатологов и микологов). Это позволило продлить жизнь сохранившимся старым дубам Таврического сада. Возраст некоторых из них, по заключению ЛенНИИЛХа, достигает 200 лет, и именно они поддерживают объемную ландшафтную композицию.
Будущее сада очень зависит от решения проблем возрастных и экологических изменений, связанных как с естественным старением этого живого памятника, так и с интенсивным использованием со все возрастающими антропогенными нагрузками. Его дальнейшая эксплуатация необходима на профессиональной основе. Спустя год после завершения реставрационных работ наблюдается полное уничтожение травяного покрова на полянах, где дети играют в футбол. Реальными становятся угрозы уплотнения и нарушения водно-воздушного режима почвы. Если не принять меры, снова начнут усыхать деревья, чья корневая система будет лишена достаточного количества кислорода. Гидротехническая система также требует специальных мероприятий по поддержанию. Не обеспечив в полной мере эксплуатационные расходы для поддержания памятника, уже вскоре мы столкнемся с необходимостью повторной реставрации.
Предполагался вынос за пределы ансамбля морально устаревших аттракционов. Это требование КГИОП не выполнено. В прошлом году здесь установили закладной камень в напоминание о намеченном строительстве детского катка в качестве юбилейного подарка петербуржцам от ГАЗПРОМа. Если такой проект реализуют на территории Таврического сада, не будет ли нанесен невосполнимый ущерб уникальному шедевру национального садово-паркового искусства?

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>