В. С. Антощенков
СИЛУЭТ
ПЕТЕРБУРГА
Это словосочетание достаточно понятно, но, строго говоря, неоднозначно, хотя бы потому, что при высоте основных доминант порядка 100 метров и поперечнике города в несколько десятков километров можно увидеть силуэт не всего города, а лишь отдельных его частей. Взяв, к примеру, даже такую четкую и цельную часть города, как Васильевский остров, мы не уходим от этой проблемы. Теоретически есть некая точка в пространстве, с которой (например, с вертолета) виден силуэт застройки острова со всеми его доминантами, но вряд ли она общедоступна, да и вообще ее существование проблематично.
Силуэт Петербурга можно изучать в различных целях и соответственно разными средствами. Это могут быть исследования научно-исторические или прикладные, связанные с проектной деятельностью, а также освоение темы художественными методами (живопись, графика, фотография, кино). Возможны, конечно, и гибридные варианты, например, когда фотография используется в прикладных целях в качестве составной части научного исследования. Нас же будет интересовать, в основном, силуэт с фиксированной точки наблюдения. И тут возникает проблема структурирования города с выявлением тех его частей, для которых правомерно понятие силуэта как реального зрительного образа. Первоначально необходимо деление города на части и изучение их силуэтов, а затем и выяснение взаимодействия между собой их – или их главных доминант. Ясно, что конкретную картину силуэта с фиксированной точки определяют объекты, составляющие его основу, и пространственное положение наблюдателя по отношению к ним. При этом разнообразие образов вызывается большим количеством точек наблюдения, объединенных в две неравноценные группы: находящиеся на поверхности земли и расположенные выше среднего уровня крыш. Первые общедоступны и, благодаря активной деятельности художников, фотографов, практически известны наперечет. На другие попасть сложнее, хотя они и дают большее разнообразие силуэтов. Этот Петербург менее изучен и таит большое поле возможностей для находок.
Без решения вопроса о районировании Петербурга применительно к рассматриваемой проблеме исследование его силуэта останется неупорядоченным. Изучение с «земных» точек наблюдения помогает, в основном, выявлять характерные части города, а с повышен-ных – установить их взаимодействие между собой. Предлагаемый эскиз структурирования является скорее эмпирическим, не претендуя на единственность, но тем не менее уже помог в практической работе по фотофиксации городского силуэта. Рамки статьи позволяют лишь перечислить наиболее важные части города, указав вкратце некоторые особенности и отдельные замечания насчет их визуального взаимодействия.
Адмиралтейский остров до Зимней канавки. Самая насыщенная прославленными архитектурными доминантами часть города, уникальная тем, что скульптура здесь играет большую силуэтообразующую роль.
Район Михайловского замка. Относительно небольшое пространство между Невским, Садовой, Фонтанкой и Невой, в структуре которого доминирует один объект. Однако нельзя не удивляться эффективности его присутствия в пейзаже и огромному радиусу влияния – скромного, но, в то же время, очень своеобразного. Наряду с общеизвестными точками наблюдения, такими, как створ Лебяжьей канавки, виды с Фонтанки и с поворота Садовой, отмечу такие неожиданные сочетания, как совмещение шпиля замка с колокольней Владимирского собора (прослеживается с Троицкого моста), а также взаимодействие с храмом Воскресения Христова (обнаруживается с повышенных точек обзора в зоне Главного штаба). Чрезвычайно интересны районы Садовой улицы с «эпицентром силуэта» вблизи Никольского собора, между Литейным и Фонтанкой, Александро-Невской лавры, Смольного собора, пр. Обуховской обороны, Октябрьской наб., «Роты» (Загородный и Владимирский проспекты).
Петроградская сторона довольно естественно делится на четыре части, каждая со своей спецификой: две из них разделяет Карповка к востоку от Каменноостровского пр. и оставшиеся к западу – Малый пр. На Выборгской стороне наибольший интерес представляют районы |