Андрей Ильин

ПЕТЕРБУРГУ «АРХИТЕКТУРНЫМ» БЫТЬ



Март 2004 г. Коллектив архитектурно-реставрационной мастерской «Феникс» готов к новым проектам
(в нижнем ряду сидят: второй слева А. Гуревич, в центре Ю. Ситников, вторая справа Л. Мухина)

ЗВУЧИТ ПО-ПЕТРОВСКИ, И В АРМ «ФЕНИКС» ВИДЯТ
В ЭТОМ ОСНОВУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


Во все эпохи архитектурная составляющая находила собственный вектор развития в строительном производстве. Одни имена зодчих безнадежно канули в лету, другие оказывались на слуху и запоминались, став самостоятельными, как нынче скажут, брэндами. А наше стремительное время? Сегодня в северной столице конкурируют сотни архитектурных мастерских, и каждая подряжает себя на громкое слово в новейшей строительной истории. Однако понятие «школа» в архитектуре всегда звучало по-особому.
В новом офисе архитектурно-реставрационной мастерской «Феникс» мы беседуем с ее руководителем, засл. архитектором РФ Юрием Васильевичем Ситниковым и директором Александром Леонидовичем Гуревичем.
Ю. С.: Все мы родом из «ленпроектовской школы», хотя мне довелось начинать в ГИПРОБУМе. Огромные масштабы проектирования для стремительно развивавшейся целлюлозно-бумажной промышленности – разве это не лучший старт для молодого архитектора? Нами руководил сам Лазарь Хидекель, стремившийся создать чисто нашу ленинградскую школу промышленной архитектуры. Увлеченный супрематизмом ученик Малевича, он и всех нас заразил своими идеями.

Реставрвция Соборной мечети СПб
(9-я мастерская института ЛенНИИпроект, 1987-1993 гг.)

В пятой мастерской ЛенНИИпроекта Ситников участвовал в ряде актуальных на тот момент разработок: ДК з-да им. Ленина, административные здания Леноблисполкома, Фрунзенский РИК, пристройка к Невскому райкому, реконструкция городского крематория и др. Позже в реставрационной мастерской No 9 Юрий Васильевич, будучи ГАПом, занимался реставрацией Cоборной мечети, а также объектов в Павловском, Пушкинском, Петродворцовом и Ломоносовском заповедниках.
Идея объединить специалистов реставрационного проектирования в новом коллективе принадлежала самому Ситникову и его нынешнему заместителю Ларисе Николаевне Мухиной. Так в 1990 г. возник Ленполпроект, куда перешли и их коллеги: архитекторы Комаров, Дюжиков, Шеланкова, Глазова, Агапов, Бернадская, Игнатьева, конструктор Иванов, опытнейший инженер по вертикальной планировке ландшафтно-парковой архитектуры Адрианова, инженер-исследователь, к. т. н. Копацкий. Силами этой зрелой команды была подготовлена реставрация уникальных исторических объектов: Башни Руина, бывших Царских оранжерей, павильонов Шапель, Арсенал, Верхняя и Нижняя ванны в Царском Селе, Лютеранской кирхи в Павловске.
По стечению многих постперестроечных проблем ленполпроектовский этап оказался недолгим. Когда Юрий Васильевич организовал архитектурную мастерскую в АО «Икар», под его началом оказались все те же действующие лица. Хотя это АО просуществовало всего год, столь серьезный профессиональный потенциал реализовался в ряде интересных разработок, включая проект воссоздания особняка кн. Кочубея.

Проект воссоздания интерьеров быв. особняка Петровой для Северо-западного управления Государственного таможенного комитета.
(КРОМ, 1994 г.)

Следующая страница – ООО «Кром». На долю мастерской, созданной в памятном августе девяносто третьего, выпал не лучший для проектно-строительной отрасли период кризисов. Тем не менее, здесь было разработано немало ярких проектов. Многое воплотилось благодаря профессионализму сохраненного коллектива и грамотно поставленному директором Б. М. Шендереем менеджменту.
Ю. С.: «Крому» отданы, пожалуй, труднейшие годы, но позапрошлой осенью с учетом своих возможностей и новых градостроительных перспектив мы решились на создание новой мастерской под названием АРМ «Феникс». Кого-то из недавних соратников мы неизбежно потеряли, но, вместе с тем, многое приобрели.
А. Г.: С самого начала в Фениксе утвердилась атмосфера конструктивного сотрудничества между всеми поколениями архитекторов. В мастерской с повышенным вниманием относятся к молодежи, растущей буквально на глазах, внимающей опыту «стариков», предлагающей небесспорные, но всегда оригинальные решения. Такое чувство, что в этих стенах, благословляя производственный процесс, витает святой дух творчества.

Проект социального жилого комплекса на Среднем пр. В. О. (КРОМ, 1996–1997 гг.)

Кстати, мы приглашали на обряд освящения своего духовного наставника о. Петра. Наша дружба началась в процессе проектирования задуманной им кадетской школы для беспризорников. Вместе с профессиональным азартом и творческим интересом всеми двигало искреннее участие к судьбам детей. Эскиз плана территории школы сделали за какие-то дни, правда, пока идеи воплотились лишь на бумаге.
Ю. С.: Занимаясь проектом жилого дома в одном из дворов 2-ой линии, мы предложили параллельно со строительством воссоздать стоявшую поблизости знаменитую лабораторию XVIII века самого Ломоносова. Археологи по сохранившимся фундаментам точно определили
ее месторасположение, но, увы, эта интересная градостроительная затея осталась лишь в чертежах и макетах. Проект пешеходной зоны на 6–7-ой линиях Васильевского Острова, которому было отдано пять трудных лет, осуществился, хотя наши же предложения по благоустройству прилегающих внутриквартальных территорий так и не реализованы.

Пешеходная зона
на 6–7 линиях В.О.
(КРОМ, 1997–2001 г.)

А. Г.: Думалось, что все транспортные связи пойдут через прилегающие кварталы, для чего это и было предусмотрено. Проект курировал КБДХ, которому дворы, в отличие от улиц, были не столь интересны. Пошла раздача подлежащих благоустройству территорий в качестве свободных пятен, где, заметьте, до сих пор так ничего и не построено.
Ю. С.: На 7-ой линии стоял к/т «Балтика» – памятник инженерной мысли начала прошлого века, охранявшийся КГИОП. Была идея организовать в нем культурный центр Васильевского Острова.
А. Г.: Дефолт девяносто восьмого. Многое решалось спонтанно. Вот и пятно под застройку тогдашний губернатор, не долго думая, отдал «Балтике» (пивной гигант был крайне заинтересован иметь представительство в историческом центре). Знаменитая фирма кинотеатр снесла, поломав нашу идею гармонично выстроить 6-7 линии в последовательности комплексов торговой, культурной и церковной застройки. Удачнее, но опять-таки не до конца реализовался наш проект реставрации территории собора Андрея Первозванного.
В эскизном проекте мы предложили вариант наземного вестибюля метро Василеостровская. Ситников придумал надстройку из стекла и металла. Она, контрастируя с историческим фоном, претендовала бы на роль своего рода архитектурной доминанты. Пока не воплотились ни наш проект, ни другие. Все наталкивается на обычные проблемы отношений между ведомством (в этом случае МПС) и потенциальными инвесторами. Кажется, что вообще работам в местах исторической застройки еще долго будут вредить существенные инвестиционные сложности – долгая окупаемость, дороговизна кредитов, а вместе с ними – правовая неурегулированность и имущественные недоразумения. Инвестор, столкнувшись с городской структурой, вовлекается в конфликт интересов, неразрешимый в рамках нынешнего законодательного поля.

Проект реставрации павильона «Турецкая баня»
в Царскосельском ГМЗ (КРОМ, 2002–2003 гг.)

Ю. С.: Предложения насчет градостроительной концепции С.-Петербурга, разумеется, есть, и главное – сделать город «архитектурным». Мы подразумеваем под этим историчность и господство временнoй застройки. Всегда есть жесткие вопросы к коллегам, когда в совершенно неожиданных местах в полном диссонансе с окружающей архитектурой часто «вылезают» уродливые многоэтажки. А качество материалов и производства строительных работ? Они оставляют желать много лучшего. К тому же и уровень подготовки рабочих кадров перестал быть «питерским». Нет былых ПТУ, нигде не готовят специалистов. Но ведь это немаловажная проблема для города, который всегда был знаменит своими строителями.
Не сочтите меня ретроградом, но стоит по-настоящему возродить такую структуру, как «служба Заказчика». В Ленинграде некогда было одиннадцать УКСов, в каждом – профессионалы, знающие все детали строительного производства.
А. Г.: Сейчас процветает дилетантство. Считается, что строить может каждый, у кого завелись некие деньги. Отчасти чтобы отсеять от себя публику, разговоры с которой непродуктивны, мы создали свою службу, где в тесном контакте с архитекторами и инженерами люди профессионально занимаются подготовкой документов для реального проектирования и строительства.

Благоустройство пл. Декабристов. Проект. (КРОМ, 2003 г.)

Ю. С.: В «Фениксе» любой проект разрабатывается с прицелом на сохранение достойного облика города. Мы не просто архитектурная, а архитектурно-реставрационная мастерская, оттого и к любой градостроительной задаче относимся с соответствующих позиций. Отвечу и на вопрос: что я сам вкладываю в понятие «научная реставрация»? Ничего более этих двух слов. Образно говоря, для нас, равно как и для врачей, главным должен быть принцип «не навреди».
Занимаясь по госзаказу реставрацией царскосельских павильонов «Турецкая баня» и «Эрмитажная кухня» в рамках международной программы реконструкции Петербурга, мы серьезно вникали в аналоги исторических построек и исследовали российский строительный опыт той эпохи. Удовлетворение появлялось от самого процесса поиска возможностей сохранить след и дух старой культуры, живущие в памятниках. Такой подход всегда был характерен для петербургской реставрационной школы. Однако время неумолимо, от нас уходят ее корифеи, а процесс смены поколений всегда сложен.
А. Г.: Но вполне осуществим: к нам недавно устроились ребята с дипломами инженеров-реставраторов с архитектурной

Проект административного здания фирмы «Петротрест»
на 7 линии В.О. (КРОМ, Феникс, 2002–2004 гг.)

Ю. С.: Вообще, все больше хотелось бы заниматься реставрацией и нашим прекрасным городом, не кичась друг перед другом постройками стеклянных громадин. Такие проекты иногда и достойны доброго слова, но воплощение их обычно страдает из-за нашей очередной «национальной особенности» – погони за дешевизной. На Западе, строя дома с зеркальным остеклением, добиваются идеальной поверхности, без малейших изломов отражающей все вокруг. У нас же такое чаще получается неказисто. А вообще, нужно ли это в условиях экстремального питерского климата? Зимой в таких зданиях холодно, а летом – нечем дышать.

Проект жилого дома по 17 линии В.О. (Феникс, 2003–2004 г.)

Впрочем, выше всяких похвал начавшееся у нас наконец-то комплексное благоустройство улиц, создание пешеходных зон, проектированием которых, кстати, занимаемся и мы.
А. Г.: Говоря о благоустройстве, следует заметить: для петербургского климата оптимальным покрытием улиц остается наш родной гранит, о чем с нашим участием был создан документальный фильм «На грани веков». Обратите внимание (особенно зимой) на 6–7 линии. Там мостовая никогда не покрывается наледями в отличие от бетонной плитки. То же касается и гранитных набережных, стоящих веками.
Ю. С.: В заключение скажу: мы просто обязаны, не гонясь за сиюминутной выгодой, сохранить бережное отношение к традициям архитектурного творчества, переданным нам великими предшественниками. К этому призываем и всех коллег, работающих на поприще архитектуры и строительства в нашем городе.

ООО «ФЕНИКС»
199178, Санкт-Петербург
В. О., 12-я линия, 41
тел. 328 1691
тел./факс 327 3593
e-mail: arm_fenix@peterlink.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>