О. В. Бушуев
почетный энергетик,
начальник отдела Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства СПб


ЭНЕРГЕТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ



Губернатор В. И. Матвиенко обозначила основные задачи энергосберегающей политики. Необходимо определить приоритеты рационального энергопользования и экономической безопасности жизнедеятельности населения на основе многоуровневой экспертизы. Следует организовать массовый экономический, энергетический и экологический аудит систем топливо, тепло, электро и водоснабжения во всех отраслях, заняться стандартизацией и сертификацией энергетического оборудования, созданием нормативов энергоресурсопотребления. Спрос и предложение инвестиций для энергосберегающих проектов нуждаются в специальных механизмах их формирования с использованием современных методов технико-экономической оценки. Требуется развитие разных форм финансирования энергосберегающих проектов, включая городские и ведомственные внебюджетные инновационные фонды энергосбережения, кредиты наших и зарубежных банков, фирм и организаций, деньги бюджета, выделяемые на топливо, содержание и реконструкцию объектов, средства хозяйственных субъектов различных форм собственности, финансовые ресурсы населения, арендную плату и др.

К 2005 г. прирост потребности национального хозяйства в топливно-энергетических ресурсах за счет увеличения их добычи и производства может быть обеспечен менее чем на 40%. Недостающие 60% восполнимы лишь за счет энергосберегающих мероприятий.

Именно эффективность использования энергии призвана стать двигателем устойчивого прогресса экономики Санкт-Петербурга. Энергосбережение сокращает средства и сроки получения требующейся энергии, обеспечивая существенно меньшую, чем при наращивании энергетических мощностей, капиталоемкость и снижение издержек регионального производства. Одновременно уменьшаются вредные воздействия на окружающую среду и падают темпы истощения природных ресурсов, сокращается неопределенность планирования в энергетике.
Исследованиями нашего Комитета с участием научных, проектных и эксплуатирующих организаций, установлено: удельное энергопотребление в городе в 3–4 раза выше аналогичного показателя развитых стран и составляет около 400 кВтч в год на м2 отапливаемой площади. За последние годы несоответствие динамики энергопотребления и объемов производства привело к более чем двукратному увеличению удельной энергоемкости ВВП. В сокращении фактического потребления городом топлива главную роль сыграл производственный спад. Однако помимо этого ситуация объясняется не столько рациональностью энергопотребления, сколько сниженными параметрами теплоносителя. Практически отсутствует и должная мотивация внедрения энергосберегающих мероприятий у организаций-поставщиков ТЭР.
Определенный таким образом потенциал энергосбережения в Петербурге составил 30–40% годового энергопотребления. Все концептуальные идеи экономической, технической и нормативно-правовой политики, план организационных и технических мероприятий по экономии энергоресурсов и ряд других основополагающих мер были сформулированы в постановлении Правительства «Об основных направлениях энергосбережения в городском хозяйстве СПб».


Для города нынешнее положение в этой сфере можно оценить как период перехода от формирования идеологии и нормативных положений в практическое русло. Основным проводником всей работы выступает Комитет по энергетике и инженерному обеспечению. В нашей компетенции – усовершенствование и развитие правовой базы энергосбережения, установление лимитов потребления топлива и энергии объектам бюджетной сферы Санкт-Петербурга, их оснащение приборами учета энерго- и регулирования теплопотребления, расширение международного сотрудничества в части финансирования энергосберегающих программ и развития зон высокой энергоэффективности.
Программа внедрения приборного учета уже дает результаты. Крупнейшая компания инженерно-энергетического комплекса ГУП «Водоканал СПб» наладила учет воды на всех стадиях использования в городском хозяйстве и позволила на 40% снизить ее потери при транспортировке, на 29% – при производстве, на 17% уменьшить изъятие из источников. В итоге, в городе не только с 3 до 2,3 млн. м3/сут. сокращено водопотребление, но и полностью ликвидирован дефицит питьевой воды.
С появлением в бюджете 1999 г. строки финансирования энергосберегающих технологий с приоритетным направлением средств на оснащение зданий бюджетной сферы приборами учета, у нас установлено более 2000 теплосчетчиков, сокращающих расходы по оплате тепла в среднем на 10-25%.

С января 2001 г. все объекты нового строительства в городе оснащаются индивидуальными теплопунктами с автоматическим регулированием теплопотребления. Отдельным распоряжением губернатора запрещена приемка зданий, не соответствующих нормативным требованиям. В отношении объектов прежней застройки базовым считается такое внедрение приборного учета, когда зависимость размеров оплаты не только от количества, но и от качества полученных ТЭР способствует максимальному эффекту, включая и бюджетную экономию от ресурсосбережения.


На сегодня более 90% объектов бюджетной сферы оснащены узлами учета потребления тепловой энергии, примерно на 40% реализована программа установки газосчетчиков в домах, отапливаемых газом.
Еще в 1998 г. была выделена целевая бюджетная статья на полное покрытие расходов по оплате ТЭР и воды организациями, финансируемыми за счет города (порядка 5 тыс. абонентов). Ежегодный объем затрат на эти нужды выводят на базе Энергетического баланса бюджетной сферы, где определена стоимость потребления каждого ресурса в пределах лимитов, устанавливаемых нашим Комитетом. Лимитирование по данным объектам ежегодно дает около 100 млн. руб. экономии, а за четыре года использования приборов учета в этих организациях Петербург сумел сберечь около 600 млн. руб. бюджета.
Практически весь административный ресурс механизма лимитирования в городе исчерпан, но работа по дальнейшей оптимизации контроля за рациональным энерго и водопотреблением продолжается.
Пока что население города возмещает менее 60% себестоимости водоснабжения. Вместе с тем очевидно, что по мере увеличения норм оплаты будет расти и заинтересованность в снижении этих затрат у потребителей. Способ ее реализовать – в повсеместной установке индивидуальных приборов учета со снижением сроков их окупаемости. Введение такого механизма во всем объеме становится очередным, сосредоточенным на огромном потенциале потребления населением воды этапом концепции ресурсосбережения.
Применение современного и высокотехнологичного энергосберегающего оборудования дает возможность существенно сократить затраты при условии, что каждый объект будет рассматриваться с учетом не только материальной прибыли, но и качества продукции. Один из основных резервов находится в системе распределения тепла. В «Своде правил по проектированию тепловых пунктов» и СНиП 2.04.07-96 основной акцент сделан на использовании схем автоматического регулирования, рекомендовано применение регулируемого привода, замена кожухотрубных теплообменников пластинчатыми. Сегодня в преимуществах последних не приходится убеждать.
Значительная экономия лежит в реконструкции тепловых вводов. При центральном теплоснабжении невозможно обеспечить гидравлическую и теплоустойчивость систем отопления зданий с различным назначением и режимом теплопотребления инженерных систем. Ее можно повысить, лишь приблизив место регулирования к потребителю и наиболее полно учтя все факторы теплопотребности. Ограничение подачи теплоносителя для отопления и горячего водоснабжения здания осуществляется, в основном, шайбированием и регулированием подмеса элеваторным эжектором. При этом как раз в настройке гидравлики скрыт серьезный резерв. В наше время в комплекс энергосберегающих мер для тепловых пунктов входят замена дроссельных шайб на корректировочные вентили, элеваторных узлов на регулирующий клапан и подмешивающий насос, регулирование стояков с помощью автоматических балансовых клапанов и установка радиаторных термостатов на отопительные приборы.
Для поддержания заданного гидравлического режима и температурного графика сегодня наиболее эффективной признают установку оборудования, автоматически поддерживающего параметры теплоносителя в соответствии с потребностями. С помощью гидравлической, электронной и пневмоавтоматики регулируются расход теплоносителя из сети и располагаемый напор в системе отопления, а также давление в обратном трубопроводе, в циркуляционном трубопроводе системы ГВС, в подпитке системы отопления. Гидравлические автоматы регулирования расхода теплоносителя поддерживают постоянный перепад давления между подающим и обратным трубопроводами.
На современном рынке энергосберегающего оборудования немало отечественных и западных фирм, но общепризнанными лидерами здесь являются:
• «ДАНФОСС» — ведущий производитель прецизионных механических и электронных компонентов, интеллектуальных «механотронных» устройств и пионер внедрения таких технологий, как гидросистемы, регулирующие подачу в зависимости от нагрузки, и радиаторных терморегуляторов;
• PM ВЕНТ, специализирующаяся в области обычной и энергосберегающей вентиляции на базе современного, высококачественного вентиляционного оборудования PM-LUFT;
• «NORD COMPANY» и «WIESSMANN». Продукция – тепловые пункты, когенераторы малой и средней мощности, газовые настенные двухфункциональные котлы номинальной мощности 10,5-24 кВт (с модулируемой горелкой и подводом воздуха из помещений или извне), способные обеспечить комфорт в квартире и собственном доме, а также низкотемпературные водогрейные котлы номинальной теплопроизводительностью от 35 до 144 кВт со встроенными атмосферными горелками).
Несмотря на то, что 4 федеральных закона, 15 указов Президента, более 20 постановлений Правительства, множество СНиП, ГОСТ и др. документов касаются проблемы, надежного механизма претворения идеологии энергоресурсосбережения в жизнь пока не существует. В этих условиях разработка и реализация региональной нормативно-правовой базы для создания экономического механизма широкого внедрения энергосберегающих мер, в Правительстве Петербурга считаются важнейшими.
Близки к принятию: программы адресного привлечения инвестиций под внедрение мини-ТЭЦ, реконструкции домов первых массовых серий с учетом требований энергосбережения, внедрения теплонасосов в одной из зон жилищного строительства, где ощутим дефицит тепловой мощности. Рассматриваются инвестиционные проекты реконструкции зон теплоснабжения ряда городских районов, внедрение системы централизованного отопления зданий с использованием энергии возвратного теплоносителя обратного трубопровода. Активно прорабатываются: проект Закона Санкт-Петербурга «Об энергосбережении», программа реализации энергосберегающих мероприятий на объектах бюджетной сферы, концепция единой службы теплосетей, программа перевода низкорентабельных угольных котельных на газовое топливо, нормативно-правовая база создания единой антикоррозийной службы предприятий ИЭК Санкт-Петербурга.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>