Наталия Бедник

СВЯТЫНИ ПЕТЕРБУРГА
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ



29 октября 2002 г. на заброшенном Громовском старообрядческом кладбище, затерянном среди суровых реалий промзоны Московского района, был установлен большой сосновый памятный крест. Установка сопровождалась непредвиденными трудностями, ибо шестиметровый крест оказался очень тяжел и неподъемен; укрепили его на основании в виде сруба.
Резной текст на табличке напоминает, что здесь в 1850–1922 гг. существовал деревянный старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы. Крест был поставлен на месте предполагаемого алтаря в праздник Воздвижения Креста Господня усилиями Покровской, Громовской, Лиговской старообрядческих общин и ЗАО «Собор».

Это событие открывает еще одну страничку в истории города, недавний юбилей которого будет помниться долго, во многом благодаря большому потоку публикаций, посвященных его культуре, быту, архитектуре и искусству, изданных в эти дни. Нет среди них только книги по истории петербургского старообрядчества и о памятниках его культуры.
Старообрядцы – это не только хранители «древлей веры», не принявшие реформ русской православной церкви во время и после правления царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, но и представители особо жестоко гонимой конфессии (до массовых расстрелов, резни и сожжений) в нашей удивительно терпимой к иноверующим мультикультурной России.
Старообрядцы – это особая историко-этническая группа, наиболее долго сохранявшая общинный тип жизнестроительства и менталитет крепкого хозяина, трезвого деятеля, честного предпринимателя и неустрашимого землепроходца, ощущавшего труд как форму христианского подвижничества. Именно им мы обязаны освоением громадных просторов Сибири и Дальнего Востока, поднятием металлургии (демидовские заводы Урала), подъемом сельского хозяйства 1, торговли и промышленности 2 на рубеже XIX–XX вв.

Поднятие крестов на Громовском кладбище

Покровский храм на Громовском кладбище.
1912-1915 гг.

Они не только донесли до нас многие памятники древней иконописи, искусства, древние рукописные книги и духовную музыку, но и способствовали развитию книгоиздательства, инженерной и изобретательской мысли. Староверами были, например, известный отечественный экспериментатор Иван Кулибин, столпы отечественного бизнеса и культуры Рябушинские, Морозовы, Сапожниковы и другие, половина таких музейных собраний как Эрмитаж и московский ГМИИ составлена из их домашних коллекций, а знаменитый кузнецовский фарфор был создан на фабрике старообрядца Матвея Кузнецова.
Староверы разных согласий и толков появились в Питере давно: известны представительства Выговской и других пустынь с начала XVIII в. В социальном смысле они были относительно однородны, представляя, в основном, купеческое сословие 3. Особый слой составляли казаки, в том числе из императорского конвоя. В начале ХХ столетия мы находим уже государственных деятелей в виде членов Комитета из старообрядцев и по делам старообрядцев в Государственной Думе, принявшей в 1909 г. законопроект, официально легализовавший конфессию. Но еще Указом от 17 апреля 1905 г. постановлялось открыть запечатанные храмы, разрешить староверам поступать в гимназии, университеты, военные школы, а слово «раскольник», как порочащее, убиралось из употребления.

Покровский собор. Проект

Предреволюционное десятилетие стало «золотым веком» в развитии старообрядческой культуры Санкт-Петербурга. Строилось много храмов, расцвела издательская деятельность, в большом зале консерватории состоялись концерты знаменной духовной музыки в исполнении старообрядческих любительских хоров. В 1909 г. старообрядцы инициировали чествование 50-летия писательской деятельности А. С. Суворина в Дворянском собрании.
Центрами их общественной и религиозной жизни издавна служили вероисповедные кладбища. В Петербурге были Громовское (поповское согласие), Волковское (единоверческая церковь, федосеевское и поморское согласия) и Малоохтенское (поморское согласие).
Громовское кладбище известно с 1820-х гг., когда богатый купец-лесопромышленник, попечитель старообрядческого общества Федул Громов пожертвовал участок земли для захоронения своеверцев. В 1835 г. генерал-губернатором Санкт-Петербурга было подписано прошение братьев Ф. Г. и С. Г. Громовых и Дерябина об официальном признании кладбища старообрядческим с приданием ему имени основателей – Громовское. В 1844 г. братья Громовы получили разрешение на устройство здесь храма, и в 1850 г. деревянная Успенская церковь, вмещавшая 150 человек, уже принимала прихожан.
Общественная деятельность братьев Громовых имела общерусское значение: на их средства и при их активном участии была организована акция по созданию белокриницкой иерархии (ныне – Русская Православная Старообрядческая Церковь), центром которой в Петербурге стало Громовское кладбище.

Успенская церковь. Модель.
ЗАО «Собор». 2001 г.


Старообрядческий храм.
Транспортный переулок, 5. Проект. 1915 г.

В 1862–1867 гг. его площадь расширилась, вокруг выстроили дома с садом для священников и певчих, пекарни, богадельни, лавки, гостиницы, школу, устроен хор. Через 10 лет к церкви пристроили два придела. Современники отмечают удивительный иконостас со старинными иконами, в том числе XVI в. После учреждения в 1902 г. объединившей весь Северо-Запад Петроградско-Тверской епархии (Петербургская, Тверская, Псковская, Новгородская, Витебская губернии) Громовское кладбище стало официальной резиденцией епископов. Первый из них вл. Виталий (в миру Василий Ильич Бажанов) был похоронен здесь на специальном для духовных лиц месте напротив алтаря храма.
Громовское кладбище продолжало благоустраиваться: в 1906 г. к Успенской церкви пристроили звонницу, в 1909–1915 гг. напротив нее устроили пруд с системой стоков и каналов для его очистки, на котором ежегодно совершались церковные водосвятия. В 1912–1915 гг. вдоль соединявшей кладбище с Московским трактом Старообрядческой улицы (названа в 1887 году) по проекту московского архитектора старообрядца Н. Г. Мартьянова был выстроен каменный кафедральный собор.
Пятиглавый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с тремя приделами и шатровой колокольней на высоком подклете, где помещалась церковь св. Иакова, решен, как писали в журналах того времени, в формах старой суздальской архитектуры.

Старообрядческий храм. Современное состояние.
Транспортный переулок, 5.

Сохранившиеся фотографии позволяют говорить о смешанном историческом стиле, соединившем формы и мотивы XVI–XVII столетий и элементы творческой декорации архитектора, привнесшего легкий, но ощутимый дух неорусского стиля начала ХХ в. Собор построили на средства петроградских купцов братьев Головиных, в особенности же Н. Я. Головина. Роскошный пятиярусный иконостас сделан резчиками Рогожского кладбища на деньги К. Г. Некрасова. Иконы были пожертвованы четой Федоровых, богатая церковная утварь – разными лицами. На колокольне помещались 9 колоколов (большой – 320 пудов, средний 103 пуда весом); звон был признан очень удачным. Литургия освящения длилась три дня, служили 4 епископа и причт Успенской церкви. Журналист фиксирует слезы на глазах у многотысячной толпы и чудесное пение хора.
Революция 1917 г. перечеркнула все, советская власть распорядилась соответствующим ей образом. В 1922 г. Успенский храм на Громовском кладбище был закрыт и разобран. В 1932 г. при трагических обстоятельствах закрыт Покровский собор: в Великий Пост, на «Марьино Стояние» ночью НКВД были арестованы вместе с епископом Геронтием все священники и активные прихожане Громовского кладбища – более 160 человек, включая детей. Многие из них осуждены за контрреволюционную деятельность на 10 лет, некоторые расстреляны. В 1933 г. или 1934 г. во время «безбожной пятилетки» Покровский храм был взорван. Вскоре закрыли и большей частью уничтожили все старообрядческие церкви. Последняя литургия была совершена «на дому» в 1934 г.
Чудом сохранившееся Громовское кладбище представляет собой грустную картину: территория сократилась с 4 до 0,9 га, вокруг расположились склады, проложена ж.д. ветка. Пруд зарос и запущен, система каналов разрушена. Надгробия лишились крестов, разорены и расстроены, склепы в развалинах, хотя многие из них являют собой историческую, художественную и культурную ценность. Само кладбище, без сомнения, должно получить статус объекта историко-культурного наследия. Среди заросших травой могил уцелели захоронения Головиных, Федоровых, Некрасовых, Алябьевых – цвет столичного торгово-промышленного класса, люди, послужившие на благо отечества, прожившие чистую богоугодную жизнь.

Проект воссоздания храма. Модель. 2002 г.

Очень хочется верить, что закончилось время разбрасывать камни и пришло время их собирать. Всероссийские съезды старообрядцев и Всемирный Собор Православной Старообрядческой церкви России (1996 г.), возрожденные епархии и вновь строящиеся храмы, международные научные конференции и признание Юнеско (2003 г.) – тому свидетельства. Петербург вносит свою лепту в это движение. Воссозданные Покровская (1982 г.), Лиговская (2001 г.) и Громовская (2003 г.) общины заботятся о сохранении Громовского кладбища, проводят исторические и архивные изыскания, реставрируют надгробия, расчищают территорию у захоронений. Большую помощь в этом им оказывает фирма «Собор», специалисты которой осуществляют исследовательскую работу в архивах и библиотеках города. К сожалению, сохранившиеся материалы содержат мало данных, полезных для реставрационного проектирования, тем не менее, архитекторами «Собора» составлены проекты воссоздания кладбищенской Успенской церкви в традициях северорусского деревянного зодчества и по старинным чертежам – старообрядческого храма в Транспортном переулке.

ЗАО «Собор» функционирует на петербургском строительном рынке 13 лет и специализируется на реставрации памятников истории и культуры, в том числе церковной архитектуры, а также в области создания самостоятельных архитектурных проектов, научно-изыскательских, конструкторских и строительных работ.

Санкт- Петербург, ул. Якубовича, 20.
Тел./ факс + 7 (812) 314-6683.
Е- mail: mail @ sobor.info

1 В 1905 г., по данным М. Ю. Рощина, в 50 губерниях России на старообрядческий двор приходилось 5,4 десятины купленной земли
против 1,1 на крестьянский двор.
Среди староверческих хозяйств Приморья каждый второй двор имел сельскохозяйственные орудия производства, почти в каждом селе была мельница. (А.М. Паничев, В.В. Кобко)
2 Согласно А. В. Антонову, перед 1917 г. большую часть торгово-промышленного класса России составляли старообрядцы.
3 Показательна история жизни Я. М. Миронова, видного прихожанина Громовской общины в Санкт-Петербурге, рассказанная в журнале «Церковь» No 10, 1909 г. Приехав из Тверской губернии и начав торговлю с лотка вразнос, он создал одно из крупнейших яичных и масляных дел в столице, с магазинами и складами.


В статье использованы исторические материалы и консультации иерея о. Евгения Чунина ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВА

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>