О.М. Кормильцева,
Р.А. Миропольская
Дом фон Дервиза
ИСТОРИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ
Илл. 1
|
Дом фон Дервиза имеет богатую историю, как и все здания Английской набережной.
В первой четверти XVIII в. на месте домов No 34 по Английской набережной
и No 33 и No 35 по Галерной улице появились две городские усадьбы (илл. 1). Владельцем восточной был известный
государственный деятель А. П. Волынский, а западной — сенатор А. Л. Нарышкин. Впоследствии оба участка часто меняли
хозяев.
Княгиня Е. П. Репнина, владелица восточного дома, решив изменить его интерьеры, сделала в 1858 г. заказ арх.
Н. П. Гребенке. Фасад, расположенный по Английской набережной, в стиле эклектики переделал в 1870 г. арх. Ф. Л. Миллер.
В то же время (1868–1871) он изменил фасад западного дома по набережной и надстроил корпус по
Английская наб. 34, Галерная ул. 33-35. Дом фон Дервиза. Илл. 2
|
Галерной ул.
В 1883 г. оба дома перешли в собственность барона Сергея Павловича фон Дервиза, сына известного концессионера и
строителя железных дорог. Его отец Павел Григорьевич увлекался театром и музыкой, сам занимался сочинением музыкальных
произведений. С. П. фон Дервиз был незаурядным пианистом, окончил Московскую консерваторию. Унаследовав от отца
любовь к искусству и обладая значительным капиталом, он щедро помогал нуждающимся студентам Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, а также театрам, являлся почетным членом Петербургского драматического общества. Став
владельцем обширного дома, поселился с семьей в восточном особняке, а западный отвел своей матери Вере Николаевне.
В
здании по Галерной улице разместились театральные и концертные помещения.
По желанию С. П. фон Дервиза арх. П. П. Шрейбер в 1885 г. объединил дома по набережной единым фасадом, увеличив
высоту парадных помещений второго этажа за счет широкого фриза с барельефными вставками и венчающей балюстрады с
вазами над карнизом. Одновременно был утвержден проект перестройки восточного корпуса с созданием анфилады парадных
помещений, связанных со зданиями по набережной; а также западного, с устройством в нем концертного зала, Зимнего сада
или Грота (илл. 2).
Мавританская гостиная, перекрытие. Илл. 3
|
Зодчий не только изменил декор фасадов, но и устроил блестящую анфиладу гостиных, оформленных в стиле эклектики,
открывавшуюся Белым залом, предназначенным для концертов и спектаклей. Он отделан с особой пышностью: арочные окна
оформлены канефорами в обрамлении волют, раковин со сложным навершием, в виде медальона с играющими амурами; в
простенке окон – трюмо в сложной золоченой раме. В закругленных углах зала – ниши, их завершают раковины и фланкируют
парные колонны композитного ордера с барельефами на постаменте и раскрепованным антаблементом. Сценический портал
завершает скульптурная группа, включающая муз и крылатого гения с лирой в центре. Зал перекрыт зеркальным сводом с
двумя падугами, с лепным декором растительного характера.
Рядом с залом был устроен Грот или Зимний сад, стены которого облицованы туфообразным известняком. Парадная
анфилада включает три гостиные: Мавританскую, Кленовую и Красную. Потолок и стены первой из них сплошь покрыты
позолоченным арабесковым орнаментом, причем потолок поддерживают балки на консолях, опирающихся на черные колонки,
а стены завершает пояс резных арочек со сталактитовыми нишами в углах (илл. 3, 4).
Мавританская гостиная, фрагмент южной стены. Илл. 4
|
Стены Кленовой гостиной оформлены
кленовыми панелями со вставками – живописными панно на шелке. В простенках – четыре больших панно с изображениями
деревьев и играющих путти (автор росписи Х. Пенон). Филенчатые кленовые двери покрыты тончайшей резьбой в виде
венков, гирлянд и бабочек. Над дверями – живописные десюдепорты с аллегориями искусств (илл. 5). Завершал анфиладу
Красный зал, названный по цвету стен, отделанных дубовыми панелями; потолок кессонированный с остекленным плафоном.
Налево от входа – эркер, стены его облицованы дубом темных тонов. Здесь находятся два зеркала в дубовых резных рамах
и буфет, инкрустированный кленовыми вставками, завершенный гербом владельцев.
После отъезда фон Дервизов в Париж в 1903–1905 гг. дом приобрел барон А. Г. Альфтан, который вновь разделил
участок на два владения: западное перешло к графине Е. В. Игнатьевой, а восточное купил шталмейстер императорского
двора Н. Н. Шебеко. Парадная анфилада отошла к дому No 35 и была отделена от Зимнего сада. В 1909 г. гражданский
инженер А. П. Максимов перестроил вестибюль и парадную лестницу, ведущую в Белый зал.
Кленовая гостиная. Вид в сторону Красного зала. Илл. 5
|
Новый владелец сохранил культурные традиции фон Дервизов, открыв «Театральный зал Н. Н. Шебеко», где работали
многие театральные труппы. С декабря 1909 г. два месяца выступал театр «Сказка», ставивший пьесы Г.-Х. Андерсена,
Э.-Т. Гофмана, О. Уайльда, Тэффи, М. А. Лохвицкой. С 1910 г. здесь работал «Дом интермедий» под руководством
В. Э. Мейерхольда. Его постановку «Шарфа Коломбины» высоко оценил К. С. Станиславский. Декорации к спектаклям писали
художники Н. Н. Сапунов и С. Ю. Судейкин, стихи и музыку – поэт М. А. Кузмин. На спектаклях бывали известные актеры и
режиссеры: В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.
Имел успех и театр «Кривое зеркало», работавший в пародийно-эксцентрическом жанре, особенно его опера «Вампука
невеста африканская» по фельетону князя М. Н. Волконского.
Члены Общества художников им. А. И. Куинджи, созданного в 1912 г., собирались здесь на «Мюссаровские понедельники»,
названные по фамилии одного из организаторов. В зале Шебеко проводились публичные выступления и лекции, давались
балы и концерты, в которых участвовали выдающиеся артисты: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Айседора Дункан.
В 1920–1930-е гг. в здании находился Эстонский дом просвещения им. В. Э. Кингисеппа для детей эстонских беженцев.
Здесь выступал эстонский колхозный театр под рук. режиссера В. Рятеева, гастролировали многие актеры и музыканты из
Эстонии, работала театральная студия.
Верхнее освещение Грота после реставрации. Илл. 6
|
В 1939–1940 гг. корпуса по Английской набережной надстроили четвертым этажом. После капитального ремонта в середине 1960-х гг. большинство интерьеров утратило свою отделку, за исключением Белого зала с Гротом и парадной анфилады.
С 1964 г. в здании начал работу клуб адмиралтейских судостроителей «Маяк», ставший одним из культурных центров района.
Новая история здания началась в 1998 г., когда правительство Санкт-Петербурга передало его Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера». Правда, решение некоторых формальностей потребовало времени, но практически сразу в запущенном здании начались перемены.
В 1998 г. СПбНИИ «Спецпроектреставрация», выполнив обследования, определило предварительный комплекс необходимых реставрационных работ, в первую очередь на аварийных участках стропильных конструкций и кровли крыш. По проекту института часть аварийного участка крыш внутренней (дворовой) части здания была заменена на новую силами ООО «Аллегория».
Грот. Живопись над входом после раскрытия и реставрации.
Илл. 7
|
Начав в 2000 г. планомерное обследование чердачных перекрытий и покрытий над Зимним садом (Гротом), Мавританской, Кленовой и Красной гостиными и Белым залом, фирма ООО «Стройдиагноз» выявила по выборочным вскрытиям конструкций
их скрытые дефекты и повреждения. По мере готовности проектной документации и согласования ее с заинтересованными
организациями реставраторы фирмы ООО «Каст» приступали непосредственно к работам. Они вернули Гроту первоначальное
естественное освещение через верхний свет, удалив металлическую кровлю, отреставрировав исторические металлические
конструкции бокового витража и заменив старые стекла на новые с фацетом (илл. 6).
Однако и сейчас перед художниками-реставраторами, искусствоведами, исследователями-архитекторами остаются неясности: каким было до революции оформление «Грота», когда здесь находился камерный театр? Дело в том, что в архивах не найдены конкретные описания того, как выглядел Грот в начале ХХ в., или
иконографические материалы, позволяющие сопоставить сегодняшний его интерьер с обликом Грота времен Мейерхольда.
Эти вопросы решаются сегодня при проведении фирмой ООО «Каст» научной реставрации.
Фрагмент раскрытого окна в Гроте в процессе реставрации. Илл. 8
|
Мало того, что в больших гладких лакунах по бокам от входов «раскрыта» подлинная живопись, изображающая строгую
северную природу (илл. 7), – при проведении этих работ реставраторы, смущенные некоторой отрезанностью Грота от
Мавританской гостиной при наличии в ней двух заложенных ниш в Грот, выполнили зондаж одной из них, а затем и
полностью раскрыли ее. И тут открылось, что архитектурную взаимосвязь этих двух помещений давало окно, оформленное
уникальными керамическими изразцами, перламутровыми раковинами и стеклами грубого скола (илл. 8, 9).
Одновременно с работами по реставрации витража в Гроте производилась замена кровель над анфиладой и по
световому фонарю над Красной гостиной, который, как и Грот, был «зашит» снаружи оцинкованным железом. Тяжелейшим
было техническое состояние Мавританской гостиной, внутри которой из-за многолетних протечек произошло смещение
кессонированного обрамления части потолка с особо ценной художественной отделкой. Протезирование конструкций
выполнено в 2000–2001 гг. по проекту ООО «Стройдиагноз», при этом выставлялись фиксирующие леса, чтобы
поддерживать старые балки перекрытия. Тогда же проведен комплекс работ по усилению деревянных балок чердачного
перекрытия Красной гостиной с установкой дополнительных стальных балок для опирания на них светового фонаря:
удалялись участки, пораженные гнилью в опорных зонах, новые деревянные брусья крепились стальными шпильками к
сохраненным средним участкам старых балок (их протезировали), а сами балки вывешивались, чтобы устранить провисание
перекрытия. На время производства реставрационных работ стальную конструкцию фонаря фиксировали специальными
поддерживающими конструкциями. Деревянные элементы фонаря, пораженные гнилью, заменили на новые, стальные
конструкции очистили и заново окрасили специальными защитными составами, заменено и остекление.
Раскрытое окно (в процессе реставрации) между Гротом и Мавританской гостиной. Илл. 9
|
Даже при таком кратком перечислении выполненных работ видно, насколько технически сложные задачи решали фирмы
ООО «Стройдиагноз» (обследование конструкций, проекты усиления и замены) и ООО «Каст» (производство работ).
Не менее интригующим по сюжету был процесс реставрации Белого зала, который был в крайне неприглядном
состоянии: темный, с двумя тусклыми люстрами, со штукатуркой, осыпающейся с грязных, покрашенных невнятной краской
стен и потолка, еt cetera…
Из-за многолетней неухоженности даже было трудно понять, какое изобилие материалов и художественных техник
использовалось при первоначальной отделке зала. А ведь здесь и мрамор, и живопись, и художественный металл, и
сложнейшая тонированная позолота. Что уж говорить про богатый штукатурный лепной декор: русалки по сторонам
пристенных зеркал-трюмо и дверных проемов; над сценической коробкой нависает сложная композиция с трубящим
гением с лирой в центре (илл. 10) и многочисленные играющие амуры в глубокой падуге. На двери между Гротом и
Белым залом сохранилось стекло с травлением геральдической монограммы фон Дервизов, а также принципиальная
раскладка линий рокайля сложных фигурных филенок в сочетании с позолотой. Они-то и послужили аналогом для
воссоздания утраченного дверного заполнения стены зала напротив сцены. В ходе работ по фиксации штукатурной
отделки потолка установлено несколько тысяч кляммеров, чтобы выровнять зеркало потолка. Одновременно велись
его реставрационные расчистки, но удалось выявить лишь фрагменты живописи: где-то – стрела, где-то – фрагмент
розового куста, а местами просматривалась голубая небесная поверхность с легкими облачками. К сожалению,
остальная живопись была утрачена. Поэтому за основу ее воссоздания приняли роспись плафона в зале особняка
нидерландского посла в Санкт-Петербурге – Фан Гильзе Фан дер Пальса (Английский пр., д. 8–10). Небольшие живописные сюжетные миниатюры в глубоких падугах в рокайльных лепных зеркалах, в основном, были отреставрированы, а
местами – фрагментарно дописаны.
Скульптурная группа: музы и крылатый гений с лирой. Илл. 10
|
Надо отметить, что вдумчивое отношение реставраторов к делу позволило выполнить в этих двух залах максимально
возможную научную реставрацию за неправдоподобно короткие для такого объема работ сроки, сведя до минимума замену
неудовлетворительных фрагментов на новые.
Не меньшие сложности вызвала и реставрация позолоты на поверхности лепки. Почти вся она была «задушена»
позднейшими бронзовыми покрасками, которые пришлось методично убирать с помощью смывок. Так практически весь
лепной декор был перезолочен, за исключением ниш-экседр по углам зала, где состояние старой позолоты оказалось
удовлетворительным.
27 мая, в день города, в отреставрированном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» петербуржцы и гости Санкт-Петербурга слушали оперу Доницетти «Царь-плотник», восторгаясь и замечательными артистами прославленного театра, и
возрожденным обликом интерьеров Белого зала и Грота.
К 300-летию Санкт-Петербурга было выполнено непомерно большое количество реставрационных работ: фасады
архитектурных комплексов и зданий, фонтаны, фонари, монументальная и садово-парковая скульптура и многое-многое
другое. К сожалению, интерьеров было сделано значительно меньше. Тем более приятно, что работы по реставрации
бывшего дома фон Дервиза заняли свое достойное место в ряду удачных, на наш взгляд, реставрационных свершений.
|