АКАДЕМИЧЕСКИЙ
НЕОКЛАССИЦИЗМ
СНОВА
ВОЦАРИЛ
В МАРИИНСКОМ ДВОРЦЕ
Накануне 300-летия Петербурга отреставрирован исторический зал заседаний Государственного
Совета в
Мариинском дворце*, входящем в Список памятников федерального значения.
Этот дворец – едва ли не лучшее
произведение А. И. Штакеншнейдера, восхищавшее современников
оригинальной планировкой и богатством изысканных
интерьеров, – был построен для Великой
княгини Марии Николаевны и ее супруга – герцога Лейхтенбергского.
В 1884 г. здание выкупили в казну у их наследников – князей Романовских – специально для размещения
Госсовета
(учрежденного еще Александром I, но так и не имевшего собственного помещения),
а также Государственной канцелярии,
Комитета министров и их служб. Заседания Госсовета проходили в
Ротонде – круглом зале с колоннадой в центре
крестообразно расположенных анфилад помещений
дворца.
Вопрос о перестройке здания возник в 1906 г., когда после преобразования Госсовета его численность
возросла до
200 человек (вошли выборные члены от духовенства, губернских земских собраний,
Академии
наук и др.) и на его
заседания разрешили доступ прессе и публике, а в Мариинском дворце
не оказалось
достаточно вместительного зала.
Как известно, перестройка дворца выполнена в
1907–1908 гг. по проекту
арх. Л. Н. Бенуа, который создал новый зал
заседаний Госсовета, решенный
в формах
академического неоклассицизма, отвечавшего стилистике главных интерьеров
дворца.
А сама предыстория
этого проекта – создание особой «Комиссии для руководства работами по устройству в
Мариинском дворце
нового зала для Общего собрания Государственного совета», совещание архитекторов летом 1906 г.,
закрытый конкурс проектов
в начале 1907 г. и переработка зодчим первоначального предложения – изложена в работах
А. Ф. Крашенинникова и
предисловии В. А. Витязевой к описи 1207 фонда РГИА. Уже в конкурсном проекте Л. Н. Бенуа
предложил устроить
стеклянный фонарь в перекрытии зала для Общих собраний Госсовета, хотя первоначально фонарь
мыслился меньшим по размерам.
5 мая 1907 г. Л. Н. Бенуа, учтя замечания Строительной комиссии, подал новый вариант проекта, из чертежей
которого не видно,
что объем пристраиваемой части был уменьшен, как о том пишет А. Ф. Крашенинников. Однако автор
внес серьезные переработки:
привел в соответствие планы первого и второго этажей, изменил форму проезда во двор,
президиум в зале перенес к южной
стене, сделав новое помещение органичным продолжением анфилады парадных
помещений по центральной оси здания.
Между тем сравнение данного варианта с чертежами
Мариинского дворца
выявило, что в ходе перестройки 1907–1908 гг. реализовали другой,
уже третий вариант.
Два листа проекта с изображением перекрытия зала (общее решение и
фрагмент с подробным показанием декора),
что хранятся в ОР РНБ, представляют
осуществленный вариант стеклянного плафона и примыкающих к нему «глухих»
частей потолка.
Эти документы оказались особенно ценными сейчас для воссоздания двуглавых орлов
в угловых
кессонах-филенках зала.
Ближайшим сотрудником Л. Н. Бенуа по постройке был арх. М. М. Перетяткович, который
составлял и подписывал
за архитектора-строителя практически все кондиции на производство
отдельных видов работ, кое-где называя даже
производителей материалов. В одном из его писем заместителю директора СПб Металлического завода (исполнитель
всех металлических конструкций новой пристройки) указаны детали устройства стеклянного фонаря над залом и дан
карандашный рисунок боковых фасадов и плана фонаря. В вопросы конструктивного решения перекрытий вникал и сам
Л. Н. Бенуа, что подтверждает, например, его записка, адресованная на завод: «Боковые угловые стропила запретил
ставить. Конструкция недопустима». Возникшее недоразумение вскоре прояснилось, когда директор завода уточнил,
что не все чертежи
исполнялись прямо на предприятии, часть их поступала непосредственно от авторов проекта:
«Главные же размеры в исполнительных чертежах нами берутся из полученных от Вас в свое время чертежей за No 1,
6 и 7, так что в этом отношении ошибок не произойдет». Итак, все металлические конструкции перекрытий нового зала
изготовил СПб Металлический завод; их огрунтование и покраску произвел подрядчик В. Б. Баудер, а все кровельные
работы – мастерская П. Н. Федотова; парапетную решетку, по-видимому, исполнил и установил слесарно-кузнечный
завод В. В. Палехова. Остекление фонаря поручили зеркальной фабрике «М. Франк и К*»; «деревянные части потолка»
были выполнены фабрикой художественной мебели и столярно-строительных изделий И. П. Платонова, после чего их
видимые части (вместе с гипсовым декором) выкрасили в белый цвет «под мат» с позолотой «в характере существующих
во дворце» плафонов.
После 1917 г. здание Мариинского дворца сменило ряд функций, не претерпев, к счастью, серьезных перестроек.
Бывший зал Общего собрания Государственного Совета оставался неизменным вплоть до начала 1950-х гг., когда во
дворце разместился Ленгорисполком, для чего произвели реставрацию и частичную реконструкцию здания. Однако в
1953 г. скамьи партера и места в президиуме, трибуна, стол президиума и стена позади были сделаны заново по проекту
арх. И. А. Вакс и В. В. Волонсевича. Вероятно, тогда же двуглавые орлы в угловых филенках плафона были заменены гербами
РСФСР.
В ходе реставрационных работ «Архитектурное бюро «Литейная часть-91» (директор – Р. М. Даянов) разработало проект
реконструкции и реставрации зала, и прежде всего – стеклянного фонаря над залом заседаний Госсовета, в связи с
физическим износом конструкции и утратой части стекол. Реконструкция предусматривала восполнение утрат, а также
изменение характера остекления верхнего света фонаря с сохранением исторической конструкции, но по современным
технологиям.
Сложнейшие работы по реставрации каннелированных колонн из белого искусственного мрамора, воссозданию травленого
«богемского» художественного стекла для фонаря нижнего света (после проведения научных исследований и разработки
технологии), реставрации лепного декора, люстр, золочения и др. выполнила «Петербургская Реставрационная Компания»
(генеральный директор М. В. Ботаковский).
На смотре-конкурсе «АРХИТЕКТОН» в мае 2003 года реставрация зала Общего собрания Государственного Cовета
Мариинского дворца удостоена Диплома.
__________________
* 1762–1768, дворец И. Г. Чернышева, арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот; перестроен в 1839–1844 гг., арх. А. И. Штакеншнейдер.
|