ЮА. Г. Раппапорт, архитектор, доктор искусствоведения, НИИТАГ (Москва)

СУДЬИ И СУДЬБЫ


Читая отзывы посетителей выставки конкурсных проектов Мариинки-II, защищающих священный облик Петрова града от посягательств новоявленных гениев, я подумал: если бы Петр Великий, строя свое детище, опирался на общественное мнение, то вместо красивейшего в мире города мы имели бы два гнилых пенька. Не лучше было бы, если бы он доверился и международному жюри.

Проект Эрика Мосса
Но, как заметил У. Черчилль, хотя демократия и отвратительна, все остальное – еще хуже. Избавляясь от культа личности, Россия понемногу вводит в жизнь демократические институты, так что игнорировать общественное мнение, равно как и международные трибуналы, в том числе и архитектурные, неуместно.
Среди конкурсных работ более всего мне понравился проект многажды охаянного Эрика Мосса. Скорее всего, никогда не узнаю, почему многоголовое жюри отдало предпочтение парфюмерной коробке Перро, но убежден, что мы имеем дело с компромиссом, причем небезосновательным. Ибо политика есть искусство компромисса. А архитектура? Не уверен. Что сказать о победе Доминика Перро? Как и его далекий предшественник, победивший Бернини в конкурсе на фасад Лувра, Доминик Перро идет в ногу с
прогрессом. Его золоченый футляр, напоминающий знаменитый павильон для птиц в Лондонском зоопарке, или павильюн Ле Корбюзье для фирмы «Филлипс», – такой вариант неэвклидовой геометрии был бы уместнее где-нибудь подальше от регулярных городских кварталов, в тенистых зарослях и среди прудов. Каменный массив Мосса смотрелся бы в городской среде куда как органичнее. Но, похоже, были иные соображения. Может, за победой Перро стоял некий строительный комплекс или недоверие к «атлантистам», а то и просто иной вкус.
Санкт-Петербург любят называть «культурной столицей», порой со скрытой иронией. Скоро она будет еще слышнее, ибо «культурные столицы» уже плодятся по всем губерниям. Но почему бы не назвать его столицей «вкуса»?
В прошлом Санкт-Петербургу несказанно везло: вкус его императоров и императриц был практически абсолютным.
Почему? Не знаю. Но, видимо, императорский трон внушает смелость, а робкий вкус – это уже не вкус. Санкт-Петербург мог бы стать столицей вкуса, если бы… не ностальгия его жителей и властей по прекрасному прошлому. Она не разъедается дымом из высоченных труб на горизонте невских панорам и

Проект Доменика Перро
переходит чуть ли не в истерику при посягательствах строить в историческом центре. Но без будущего город впадает в летаргию. Не нужно бояться будущего. Риск – благородное дело. Нам же остается совершенствовать свой вкус. Быть может, мой выбор Эрика Мосса столь же случаен, как и выбор Перро. Вкус есть вкус, и в спорах не докажешь превосходство одного вкуса над другим. Вкус не столько оружие, сколько растение, которое выращивают. Сегодня условия для этого гораздо благоприятней, чем ранее. Издается разнообразная литература по истории искусства и архитектуры, питерские музеи устраивают интереснейшие выставки. Неравнодушие – залог воспитания вкуса, и реакция публики на проекты Мариинки-II свидетельствует об этом неравнодушии. Не нужно махать кулаками ни до, ни после драки. Важней сосредоточенно вглядываться в проблему.

(Полный вариант статьи будет опубликован на интернет-сайте Московского Союза архитекторов.)


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>